Найти в Дзене
Журнал "Шонкар"  

Дети улицы Повесть (14) Айгиз БАЙМУХАМЕТОВ

Сейчас Данил знает, что будет делать. Про это он думал всю ночь. Ему остается только один выход. Хватит! Устал он от этой жизни! Одиночество, голод, никому не нужный... Он чувствовал себя лишним человеком в этом мире. Разве есть что-то хуже этого? Ты не нужен. Никому. Да, прошло больше года, как он стал бродягой. Но вначале было лучше. Орех, Цыган... Они понимали друг друга, ели на троих одну похлебку. А сейчас... Даже не стало любимой собаки.

Как такое могло случиться? Ведь Звездочка была ему такой близкой! Они прожили этот год вместе. Когда они встретились, Звездочка была только щеночком. И сколько воды утекло с тех пор... А зимой кто спас его от смерти?!. Если бы тогда его не выручил четвероногий друган... Дни, проведенные с собакой, проносились перед глазами словно кинолента. Теперь он в полном одиночестве. А в таком состоянии в голову светлые мысли не придут...

Что ждет его? И Орех, и Цыган на том свете, Ильдар – в тюрьме. Данила тоже ждет одна из этих дорожек. Будет жить – значит, придется воровать, совершать преступления. Нет, такой жизни Данил не хочет. Он устал творить зло людям. И без того постоянно мучают угрызения совести. Чем позорить отца и быть посмешищем, уж лучше вовсе не жить. Веревку себе он уже приготовил...

Внутри Данила все полыхало. И ненависть, и обида на жизнь, и все сожаления готовы вылиться огненной лавой. Как только выдерживает сердце? Не нужен, совсем не нужен он этому миру. Данил пришел к такому выводу.

Парень все подготовил. Накинул на шею веревку. Попросил прощения у Всевышнего за все, что здесь натворил. Теперь пора. Он рассчитал каждое свое движение: считает до десяти, затем пинает стул под ногами. «Раз, два, три...» Говорят, что в последнюю минуту вспоминается самый близкий человек. Мама...

Да разве нужен ей Данил? Пропила дом, поверила чужому мужику, отказалась от единственного сына. «…шесть, семь...» Перед глазами появилось лицо отца – он улыбался. Эх, если бы он был жив! Разве Данил опустился бы до такой жизни? Отец сильно любил Данила, а Данил его. Но только не оправдал он доверие отца. Вот что обидно. Ладно, там еще встретятся.

«…восемь, девять...» Лейсян! Он вздрогнул, вспомнив девушку. Вспомнил последнюю встречу. Как ласково говорила девушка, а какой был взгляд...

–Не врешь? Точно придешь?

–Точно приду.

Эти слова вдруг несколько раз прозвучали эхом.

Почему вдруг он позабыл ее? Жизнь так лихо закрутилась? А ведь в тот день Данил не бежал, а летел от нее. Постой... У него есть и секрет, который он держал в себе, не выдавал ей. Не будет правильно, если он уйдет, не попрощавшись с ней... Данил одним движением смахнул веревку и спрыгнул на землю. Сам бормотал: «Не торопись пока с тем светом. Нужно еще повидаться с Лейсян...»

Данил как-то читал в одном журнале о таком состоянии. Это была статья психолога. «В самое тяжелое время нельзя принимать быстрые решения, многие ошибки совершаются в отчаянии. Но вы не спешите. Всегда оставляйте себе время подумать до завтрашнего дня. А на следующий день вы найдете совершенно иные решения для своей проблемы. Не торопитесь!» – эти слова Данил помнит хорошо. Почему-то именно эти слова запали ему в душу. Все сказано верно. Торопиться не стоит...

...У дома Лейсян подросток встретил одну женщину. В ее руках была тяжелая сумка, были видно, как ей тяжело. Было жалко на нее смотреть, он не смог пройти мимо:

–Давайте, я вам помогу.

–Нет, не нужно. Я сама... – То ли она не хотела просить чужих, но отказалась хоть и вежливо, но решительно. Чувствовалось, как она устала. Тяжело вздыхая, она присела на скамечку у подъезда. – Я, можно сказать, уже дома. Немного осталось.

Данил хотел идти дальше, но что-то его остановило. Ему показалось лицо женщины очень знакомым. Где они могли встретиться? И вроде помнит ее... Значит, они все же встречались?

–Сынок, про тебя говорю, лицо что-то знакомо, – сказала женщина, тем самым развеяла сомнения Данила.

–Я тоже вас узнал. – Данил, хоть и сказал такое, все же не мог до конца вспомнить. Надеялся, что она сама напомнит ему. А-га! Вспомнил! В тот день, когда он сбежал из дома, он спал в одном из подъездов. И тогда эта женщина накормила Данила. Да, это она! Данил вспомнил даже родинку у глаза.

–Вы меня однажды накормили, – смущенно сказал подросток.

–Ой и память у меня... Точно Помню, помню, сынок... – Голос женщины задожал. Она вытерла глаза. – Только теперь я не та счастливая женщина. Большое горе свалилось на меня. Не осталось никакой радости в жизни...

Когда она немного успокоилась, то позвала Данила к себе в гости. Хотела угостить парня чаем. Данил согласился без раздумий. Он взял ее сумку, и они направились к ее квартире. Данил успел рассказать ей о своем житье-бытье. Но не всю правду. «Дома не живу. Мама пьет. Живу у друзей», – только и всего.

Женщину звали Салия. Данил только сейчас узнал, как ее зовут. Да, она сильно изменилась. В марте прошлого года она выглядела совсем иначе. Сильно поседела, глаза были печальными и впавшими. Видно, как она ослабла. То ли из-за болезни, то ли из-за горя, она ходила, слегка пригнувшись. А ведь ей всего шестьдесят. Жалко было эту женщину...

Салия апай* жила одна в двухкомнатной квартире. Полгода назад в дом пришло огромное горе. Трагически погиб единственный сын. Попал в автокатастрофе. Женщина завела Данила в комнату сына. Там словно все еще жил ее сын. Все вещи были на месте.

Апай* - уважительное обращение к родственницам и женщинам старше себя.

–Так и пропал по молодости, жеребеночек мой, – Салия апай прижала к ругди его фотографию и зарыдала. –Совсем молодой. А я ведь и жила ради него, только ради него. Поздно родила. Воспитывала одна. Ему было всего 25. Ему бы жить да жить. И не успел даже жениться. Хоть бы внуков бы оставил. А сейчас у меня никого. Нет ни дня без слез...

Данил не знал, что сказать в утешение. В таком состоянии трудно найти нужные слова. Как же ломает человека непоправимое горе! Вот только недавно светилось лицо, а сейчас горе превратило все в пепел. И ведь ничем, ничем не может помочь ей Данил, вот что трудно...

В последнее время Салия много думала о судьбе, злом роке, о смысле жизни. Почему в мире все делится так несправедливо? Даже наказание. Вот этот мальчуган – такой красивый, вежливый – и никому не нужный. Собственная мать отказалась от него и променяла на водку. И хоть Данил несчастен, все же бродит по земле сам по себе.

А сын Салии? Да, он рос без отца. Но мама старалась, чтоб он не чувствовал безотцовщины. Не чувствовал себя обделенным, и потому она работала на двух местах. Салия любила и баловала сына. И все ее счастье заключалось только в нем. И вот в один из дней весь ее мир раскололся. Почему так? Почему Салие выпало испытать это горе?

Разве нет на земле других людей? Вон, на улице полно пьяных женщин, для них ни ветер, ни дождь не помеха. А за какие грехи расплачивается Салия?

После чая, Данил зашел в ванную. Женщина, увидев, какой он грязный, велела тщательно ополоснуться под душем. Пока они разговаривали, стало темнеть. Данил собрался уходить.

–Спасибо вам! Вы такая добрая. Мне пора домой.

Салия засомневалась, про какой это “дом” говорит мальчишка-бродяга.

–Поздно уже. Куда ты пойдешь в темноте?

–Зайду к кому-нибудь из друзей. – Данил соврал, ведь ему было некуда идти. Но ему не хотелось выглядеть полным ничтожеством.

–Не говори глупостей, – Салия забеспокоилась не отпускать же подростка на ночь глядя. – Оставайся ночевать. Все равно комната сына пустует...

***

По улице города идут за ручки парень и девушка. Девушка наклонилась к парню, шепнула что-то ему на ухо, они вместе громко рассмеялись. Их настроение передается другим прохожим, они тоже невольно улыбаются. Эти двое словно светятся от счастья. А как они прекрасно одеты! Восхитительная пара!.. Наверно, настоящее счастье выглядит именно так.

Лейла и Меджнун, Юсуф и Зулейха... О таких влюбленных издревле слагались великие легенды и передавались из уст в уста. Многих восхищает преданность сердец и чистота большой любви. Говорят, что такие люди красят мир. Вот и сейчас Данил и Лейсян после шумной свадьбы идут и просто купаются в нежности и любви.

Жизнь Данила очень сильно изменилась с тех пор. После той встречи, Салия апай решила усыновить его. Конечно, это было делом нелегким. Нужно было получить множество документов, бегать от одного чиновника к другому. К тому же было необходимо лишить родную мать Данила родительских прав. Ее искали по всему району, не было ни одной непрошенной деревни, но так и не нашли. Но Салия апай держалась стойко.

«Я не отдам парня в лапы смерти», - жестко отстаивала она свои позиции перед органами опеки. Видно, Всевышний услышал ее желание, им удалось пройти все препятствия. Так Данил обрел свой дом. На нем отынена была приличная одежда, он не голодал. Салия тоже избавилась от одиночества, у нее появился стимул для дальнейшей жизни, душевные раны медленно, но заживали.

Сложней всего было то, что Данил долгое время не посещал школу. Он даже забыл как держать ручку. А ведь в будущем ему нужны была хоть какая-то профессия. Но и здесь нашелся выход. По договоренности с Министерством образования, он стал посещать дополнительно и вечернюю школу. Благо, что Лейсян жила совсем неподалеку. Он просил ее помочь и ходил к ней ежедневно.

Сейчас он учится в профессиональном училище на каменщика. После окончания девятого класса не колебался, куда ему идти. Отец ведь так хотел, чтоб он стал строителем! О прошлом Данил предпочитал не вспоминать. Эти дни стали для него долгим кошмарным сном.

Влюбленные пары всегда прекрасны. А как выглядят Данил и Лейсян! Такие юные, красивые, искренние. И словно готовы делиться своим счастьем со всем миром.

Молодые свернули в парк. Там есть фонтан. Они хотели посидеть у фонтана. Пара давно облюбовала себе это место в городе.

Перед входом в парк Данил обратил внимание на женщину, сидевшую на земле. Волосы растрепаны, под глазами темные круги, сама исхудалая, а одежда на ней была грязной и изношенной. «Надо же, встречаются и бомжихи», – с горечью подумал парень. А эта женщина протянула руку, пытается выпросить деньги у прохожих. Рядом бутылка пива, полбуханки хлеба. Видно, что женщина уже давно живет такой жизнью. Нет ни стеснения, ни стыда.

Внезапно Данил вспомнил о своем прошлом. Он ведь тоже протягивал руку, выпрашивая мелочь у прохожих. Не от хорошей жизни он пошел на такой шаг. Нужда заставила. И эта женщина сидит здесь не посмешища ради. Как бы ни было, Данил хорошо понимает положение бездомных. Он засунул руку в карман и вытащил 100 рублей. Молча положил купюру перед женщиной.

Женщина сидела, наклонив голову, но тут увидела такие деньги и вздрогнула. Обычно ей кидают лишь мелочь. А тут... Она подняла голову, чтоб поблагодарить хорошего человека. Глаза их встретились. И Данил, и бездомная застыли на месте. Это продолжалось несколько секунд.

–Данил, пойдем! Ты чего там застрял? – поторопила его молодая жена.

Женщина собрала все силы и попыталась подняться на ноги. Но как ни старалась, ей не хватило сил даже привстать от земли.

Молодые исчезли в глубине парка.

После этой встречи Данил потерял покой. Кажется, та женщина была его матерью! Ему не хотелось верить увиденному. Разве может человек измениться до такой степени? Лицо опухло, как мячик, на одежду нельзя вглянуть без слез. Он хотел обратиться к ней – Лейсян поторопила. Данил и сам был в шоковом состоянии. Стыдно перед женой. А может ему все привиделось, это не его мать?.. Эти сомнения не давали покоя. Она или не она?

Ранним утром следующего дня Данил снова направился в тот парк. В голове крутилось множество мыслей. Если это его мама – он не оставит ее одну в таком состоянии. Он найдет выход. Отмоют, вылечат, и может ей удастся вернуться к прежней жизни. Какой бы она ни была – она его мама!

Возле ворот парка попрошайничали мужчина и другая женщина. Вчерашней женщины нигде не было.

–А куда девалась та, что была здесь вчера? – спросил Данил.

— Кто? Ася что-ли? – Бомж ответил вопросом на вопрос.

–Ее должны были звать Асия, – сказал парень.

– А-а-а. Да сдулась она, - резко оветил мужчина.

–О чем вы? Я не понимаю!

— Богу душу отдала, — прокричала в ответ женщина. — Сегодня ночью!

Данилу показалось, что его ударили камнем по голове! Он продолжал стоять, не зная куда идти – назад или вперед...

2013—2017 гг.

Перевод от Зухры Буракаевой.