Гостья громко отхлебывала чай, и после каждого глотка издавала звук напоминающий стон. Ольга Дмитриевна, как положено гостеприимной хозяйке, спросила:
- Клара Романовна, может, свеженького подлить?
Она уже дважды задавала этот вопрос, на который гостья отвечала положительно. Но к третьему "подходу" Клара Романовна, видимо, была не готова. Она выпучила маленькие, жирно подведенные глазки, и интенсивно замахала сразу обеими руками:
- Ой, Ольга Дмитриевна, больше я не потяну! И так выпила, считай полведра! Не хватало, чтобы я прямо здесь лопнула от передозировки чая!... Слушай, а прикольно получится! Так и вижу некролог со своей фоткой, а внизу надпись: умерла от передоза...чая!
Свои фантазии Кочнева сопровождала выразительными жестами. В самом конце она пару раз фыркнула, а потом зашлась от хохота. Смех гостьи напоминал скрип несмазанной двери. Этот неприятный звук действовал на нервы, но хозяйка даже бровью не повела. Она старалась соблюдать правила местного этика, которые гласили:
- Хозяйке не пристало делать замечание гостям! Ее обязанность - накормить и напоить гостя, а уже потом можно и о делах потолковать.
Вся сложность ситуации, в которой Ольга Дмитриевна оказалась не по своей инициативе, а по воле случая, заключалась в том, что она не догадывалась, зачем к ней заявилась Кочнева. У нее не было особенно близких отношений с Кларой Романовной, поэтому о цели ее визита можно было только гадать.
Насмеявшись вдоволь, гостья погладила живот:
- Нельзя так ржать на полный желудок! Но у меня такая натура, что иногда я не владею собой!
Гостья бросила на хозяйку загадочный взгляд, и выразительно вздохнула, обронив:
- А чай у тебя хороший, тонизирует и мозги прочищает. Ты сама готовишь?
Этот вопрос вызвал у Ольги Дмитриевны изумление:
- В смысле?
Кочнева тоже удивилась:
- Ты что, не догоняешь? Я про чай спросила, ...ты сама травы собираешь? Поделись рецептом.
Зуева немного приподняла брови:
- Это обычный чай из магазина. Я не увлекаюсь сбором трав, как-то не до этого мне.
Кочнева подскочила на стуле. С непонятным хозяйке торжеством она воскликнула:
- Вот, вот! Я, как чувствовала, что ты, Ольга Дмитриевна на грани! И люди говорят, что ты совсем отстранилась от жизни! А ведь так нельзя! Жизнь прекрасна в любом возрасте! А у некоторых людей она начинается только после шестидесяти!
Зуева машинально кивнула головой, соглашаясь с жизненной позицией гостьи. Она стала понемногу догадываться, чем вызвано появление Кочневой. И предчувствие ее не подвело: после продолжительной паузы гостья решительно заявила:
- Хочешь обижайся, Дмитриевна, но я решила заняться устройством твоей судьбы.
Это наглое заявление заставило хозяйку забыть о правилах приличия. Она направила пронзительный взгляд на гостью:
- Клара, ты бы лучше о себе позаботилась! Хотя я не занимаюсь сбором сплетен, но в городе много интересного про тебя говорят!
Другая бы на месте Кочневой обиделась, но Клара Романовна, наоборот, восприняла это замечание с радостью:
- Я знаю, Олечка! И поверьте, сей факт меня ничуть не смущает! Ведь пока о тебе говорят, неважно в каком контексте, ты живешь. Если перестанут поминать даже плохим словом, считай, что ты уже по пути туда....
Зуева опять не попала в канву разговора:
- По пути куда?
Гостья всплеснула руками:
- О, Господи! Олечка Дмитриевна! Ты как юная барышня, думаешь о чем-то своем, когда я говорю о вполне серьезных вещах....Когда ты перестаешь быть интересен окружающим людям, ты рискуешь уйти в полное забвение. Именно по этой причине звезды шоу-бизнеса постоянно подогревают интерес публики скандалами, странными выходками и невообразимыми нарядами....
Зуева справедливо заметила:
- Но мы-то не звезды, а всего лишь пенсионерки! И нам ни к чему сомнительная популярность!
Клара Романовна хлопнула ладошкой по столешнице:
- Так я и не призываю тебя совершать нечто....
Кочнева завращала белками глаз:
- нечто такое, не соответствующее твоему статусу. Но считаю, что даже в шестьдесят пять не стоит списывать себя со счетов.
Выражение лица Клары Романовны снова сменилось, теперь оно носило отпечаток тайной задумчивости.
- Не всем в столь солидном возрасте выпадает удача, не все могут почувствовать тот привкус счастья, который человек ощущает лишь в молодости....Мне дико повезло, Олечка! Ты же знаешь, что я за свою жизнь успела четыре раза сходить замуж, и каждый раз я летала..., как птичка, как невинная пташка....
Ольга Дмитриевна с огромным трудом сдерживала смех, поскольку образ невинной пташки никак не вязался с пышной комплекцией ее гостьи. Между тем, Кочнева перешла к главной части своей речи:
- Прости, Дмитриевна, я немного отвлеклась! Я же чего пришла к тебе?
Зуева искренне ответила:
- Я пока не поняла. Говоришь ты, Романовна красиво, но витиевато.
Гостья опять брякнула ладошкой по столу:
- Что есть, то не отнимешь! Ладно, не стану больше тебя мучить....Дело у меня такое - наш ансамбль сильно обескровлен и нуждается в новых участниках.
Зуева от удивления вытаращила глаза:
- А я то тут при чем?! Я никогда не занималась художественной самодеятельностью, и не горю желанием на старости лет ходить на спевки.
Кочнева смотрела на нее и улыбалась:
-Олечка, это ты сейчас так говоришь! Но ты даже не представляешь, как это затягивает! И ведь совсем необязательно обладать ярким талантом, чтобы стать частичкой одного целого. Ты приходи, попробуй, и сама не заметишь, как втянешься. Наш "Аленький цветочек" знают во всей области....
Ольга Дмитриевна больше не могла себя сдерживать. Она смеялась так, что у нее перехватило дыхание. Гостья с удивлением смотрела на хозяйку, не в силах понять, чем вызван приступ гомерического смеха. Чтобы успокоиться, Зуева выпила целый стакан воды. Только после этого она снова смогла говорить:
- Спасибо, Романовна! Давно я так не смеялась! Повеселила ты меня от души!...Аленький цветочек! Такое многоговорящее название! Если бы в коллективе были девочки, то название вполне бы себя оправдывало! Но, если я правильно понимаю, в составе одни старушки....
Впервые за время душевной беседы Клара Романовна обиделась:
- Ну, знаешь, Ольга Дмитриевна! Возраст человека определяют не его паспортные данные, а душевный настрой. Это раз! И потом, у нас в ансамбле есть и мужчины....Правда, пока их всего двое, но на днях приходил к нам записываться еще один!
Клара Романовна театрально закатила глаза:
- Такой интересный мужчина, и баритон у него красивый, и сам..., настоящий полковник!
Хотя на кухне кроме них никого не было, Кочнева перешла на громкий шепот:
- Очень интересный мужчина, и вдовец.
Кочнева сделала ударение на последнем слове. И в этот момент в ее голосе можно было уловить целую гамму чувств: в нем слышалось отчаяние и надежда, тоска и радость. Хотя Ольга Дмитриевна не любила сплетен, но в городе о похождениях Клары Романовны ходили легенды. Самые продвинутые информаторы утверждали, что главным приоритетом этой женщины являются вдовцы. За глаза ее нередко называли "охотницей за вдовцами". Самое удивительное состояло в том, что все четыре брака эта удивительная женщина заключала с вдовцами. Отсюда и многоговорящее прозвище.
Ольга Дмитриевна лояльно относилась к слабостям других, и никогда не осуждала их. Визит Клары Романовны оставил в ее душе чувство смятения. Впервые за последние три года она мысленно задала себе вопрос:
- Оля, а, может, Кочнева права? Ведь жизнь продолжается, а ты после смерти мужа замкнулась в себе....Может, пора немного встряхнуться?
В маленьком Александровске, население которого, включая стариков и младенцев, не дотягивало до десяти тысяч, каждый человек был на виду. Ольга Дмитриевна прожила в этом райском местечке всю сознательную жизнь. Здесь она родилась, пошла в школу. В родном городе выпускница пединститута встретила свою первую любовь - Сашу Зуева. Их роман развивался стремительно, и уже через месяц после первой встречи молодые люди решили пожениться. Родители Ольги были в шоке. Мать рыдала, словно в доме был покойник:
- Олечка, что же ты удумала, глупенькая?! У тебя образование, положение в обществе, а Сашка? Он же голь перекатная! Только и умеет гайки закручивать! Как вы будете жить вместе, если у вас нет общих интересов?
Слезы матери и ее причитания не остановили девушку. Она уверенно сказала:
- Мама, когда два человека любят друг друга, все остальное неважно! Для меня большее значение имеет то, что мой Саша добрый и очень отзывчивый человек, а его профессия - это уже второстепенный фактор.
Потом жизнь сотни раз подтверждала, что Ольга не ошиблась в выборе. Почти сорок лет женщина прожила с мужем в согласии, и считала себя счастливой. Их старший сын, Алексей, стал военным, а дочь Татьяна пошла по стопам матери. Ольга Дмитриевна мечтала о безмятежной старости вдвоем с супругом. Но случилась беда, когда ее никто не ждал. Александр Осипович стал жаловаться на ощущение стеснения в груди. Жена настойчиво советовала:
- Саша, сходи в поликлинику. Тебя там полностью обследуют, и пролечат, если потребуется.
Мужчина соглашался с женой:
- Ты права, надо показаться врачам. Немного позже я обязательно схожу в больницу, сейчас пока нет времени.
Александр Осипович всю жизнь отработал в автомастерских, и после выхода на пенсию не собирался расставаться с любимым делом. Вместе с такими же друзьями-энтузиастами он из железного хлама восстанавливал раритетные автомобили. Мужчина мечтал устроить автопробег по памятным местам их района. Это мероприятие они с друзьями решили приурочить к Дню Победы.
Восьмого мая состоялся пробный заезд, а ночью главному организатору автопробега внезапно стало плохо. Мужчина разбудил жену:
- Олечка, что-то мне совсем нехорошо! Вызывай скорую!
Медики приехали быстро, но ничего утешительного жене они не могли сказать:
- Все признаки инфаркта, и кардиограмма подтверждает это. Молитесь, может, Бог услышит вас!
Остаток ночи и утро Ольга Дмитриевна просила у Всевышнего, чтобы он не забирал ее мужа. Но Господь ее не услышал. Любимый супруг умер в реанимации, несмотря на попытки врачей спасти ему жизнь. Ольга Дмитриевна даже не успела с ним попрощаться, за что корила себя все последующие годы.
Потерю близкого человека женщина перенесла тяжело. Она перестала замечать солнце, а снег ей казался черным. Дочь Татьяна настойчиво звала мать к себе:
- Мам, давай продадим квартиру, чтобы тебя ничего не привязывало к Александровску. Будешь жить у нас, всем вместе нам будет веселей.
На уговоры дочери пожилая женщина всегда отвечала одинаково:
- Квартиру можно продать, а как быть с могилками? Таня, не могу я уехать отсюда, здесь мои родители похоронены и твой папа.
Поскольку мать не поддавалась на уговоры, дочь отказалась от всяких попыток уломать ее. Ольга Дмитриевна с облегчением вздохнула, подумав про себя:
- Конечно, можно было бы поехать к Татьяне. Но не хочу превратиться для дочки в обузу. Буду уже в своей квартире доживать свой век.
Ольга Дмитриевна и раньше предпочитала уединенный образ жизни, а после смерти мужа она вообще стала затворницей, и крайне редко выходила из квартиры. Изредка ее навещал кто-нибудь из бывших учеников, да соседка иногда заглядывала на огонек.
В отличие от Зуевой Клара Романовна вела очень активную жизнь. Со стороны казалось, что этой женщине не знакомо уныние. Кочнева принадлежала к той категории людей, которые из всего умеют извлекать выгоду. Не имея никакого профильного образования, она умудрилась поработать в самых разных отраслях. После выхода на заслуженный отдых Клара Романовна полностью посвятила себя творчеству и общественной работе. Она умела "втираться" в доверие к начальству, поэтому для нее всегда были открыты все кабинеты городской администрации. Про себя Кочнева не без гордости говорила:
- Если какая-то дверь вдруг передо мной закроется, я влезу в окно, или в замочную скважину протиснусь. От меня очень трудно отвязаться! Те, кто хоть однажды пересекался со мной, знают эту особенность моего характера. Поэтому стараются выслушать меня побыстрей, и выполнить то, о чем я прошу.
Эта уникальная способность Клары Романовны особенно ярко проявилась, когда она загорелась идеей создать из пожилых дам певческий коллектив. Работать со "старушками" никто не хотел, но Кочневу не смущал массовый отказ сотрудников культуры. Она прямиком направилась в городскую администрацию, и добилась приема у самого мэра. Тот внимательно выслушал уважаемую горожанку, и сделал несколько звонков. Начальнице департамента культуры он строго приказал:
- Наталья Анатольевна, что это за дела? Люди ходят и просят, а вы ноль внимания! Чтобы через месяц был ансамбль или хор, это уже на ваше усмотрение.
Начальница отдела культуры что-то долго объясняла мэру, и по выражению лица высокого чиновника Кочнева поняла, что ему неприятно выслушивать подчиненную. В конце разговора он вообще зарычал в трубку:
- Да, мне плевать, как вы назовете ансамбль! Хотите "Дюймовочкой" или "Аленьким цветочком"! Главное не в названии, а в том, чтобы пожилые люди нашего города имели возможность проявить свои творческие способности!
Начальница культуры еще сказала что-то крамольное, потому что мэр побелел от злости:
- Наталья Анатольевна, вы тоже когда-то станете старушкой! Поверьте, не успеете и глазом моргнуть, как произойдет эта трансформация!
Прошло всего несколько недель, и новорожденный ансамбль дал свой первый концерт. С легкой руки самого градоначальника коллектив был назван "Аленьким цветочком". В основном составе были женщины категории "60+",а кроме разучивания песен они имели возможность пообщаться друг с дружкой, поделиться своими печалями и радостями.
Немного поздней Клара Романовна решила, не дожидаясь одобрения руководителя ансамбля, расширить свои полномочия. Поскольку почти все участницы успели стать вдовами или были в разводе, Кочнева занялась устройством их личной жизни. У нее была богатая картотека местных вдовцов, поэтому дело продвигалось неплохо.
Однажды руководитель певческой группы, Леонид Степанович, оставил активистку после репетиции:
- Клара Романовна, если вам не стыдно заниматься сводничеством, то я этого беспредела не потерплю!
На лице пожилой женщины не дрогнул ни один мускул:
- Леонид Степанович, вам хорошо рассуждать, потому что у вас есть жена. Вам чужды переживания тех, кто волею судьбы обречен на одиночество!
Клара Романовна была прекрасным оратором, и после ее пятиминутной речи Леонов пошел на попятную:
- Делайте, что хотите! Но только не в стенах нашего дома культуры!
Прошло еще немного времени и Леонид Степанович снова попросил остаться главную солистку:
- Клара Романовна, хочу у вас спросить совета....Если мы оживим наш коллектив мужскими голосами, как к этому отнесутся наши девчонки.
Кочнева ликовала.
- Можно не спрашивать их, потому что я знаю, что они с огромной радостью воспримут подобные перемены....Леонид Степанович, женщина в любом возрасте остается женщиной. И даже в шестьдесят пять она еще надеется и верит....
Клара Романовна озорно сверкнула глазами:
- Хоть мы уже и бабушки, но еще не старушки!
Несколько раз Ольга Дмитриевна при полном параде покидала свою квартиру, но тут же возвращалась.
- Срамота-то какая! Что люди про меня подумают! Скажут, крыша поехала у старушки, коли она потянулась на спевки!
Но известно, что запретный плод манит магнитом. После долгих колебаний бывшая учительница все же решилась покончить с затворничеством. Удивительно, но в день первой репетиции Зуевой в ансамбль записался еще один человек.
Когда худрук прослушивал его, все остальные затаили дыхание. Клара Романовна с восхищением смотрела на седовласого мужчину, в котором угадывалась военная выправка.
- Какой красавчик! Настоящий полковник! Как жаль, что я не свободна, а то я бы обязательно им занялась.
Ее восторженное воркование слышали все, но никто не осуждал за столь смелое высказывание. Только Леонид Степанович с намеком сказал:
- Не все вам, госпожа Кочнева! Надо и с другими поделиться!
Все рассмеялись. Ольга Дмитриевна вдруг почувствовала, как у нее на душе стало легко и свободно. Такое ощущение часто человек испытывает после весеннего дождя, когда воздух пахнет по особенному, а сердце наполняется верой в то, что у тебя обязательно все получится.
Поскольку у Ольги Дмитриевны особых дарований не было обнаружено, Леонов дружелюбно сказал:
- Ничего, со временем научитесь петь! У вас яркая внешность, будете привлекать или отвлекать внимание публики....А гармонично вы будете смотреться рядом с нашим баритоном....Петр Ильич, надеюсь вы не против?
Полковник в отставке улыбнулся:
- Любой мужчина посчитает за честь составить пару такой обаятельной женщине!
Когда Ольга Дмитриевна после репетиции вышла из дома культуры, она заметила на крыльце Петра Ильича. Мужчина с улыбкой спросил:
- Сегодня я получил столько положительных впечатлений, что не хочется возвращаться в свою квартиру. Может, прогуляемся немного?
Женщина чувствовала, как пылает ее лицо. Полковник тоже смущенно опустил глаза, ожидая ее ответа. Очень тихо она промолвила:
- Я не против, давайте немного пройдемся!
Когда Татьяна услышала в трубке робкое признание матери:
- Дочка, я замуж выхожу!
Она сначала подумала, что Ольга Дмитриевна шутит.
- Мам, ты решила немного пошутить?
- Нет, дочка, я вполне серьезно! Я в ансамбль современной песни записалась, и там познакомилась с очень хорошим мужчиной....
Дочь не позволила матери высказаться, она закричала в трубку:
- Мам, ты совсем с дуба рухнула или только наполовину?! Какое замужество? Ты в паспорт давно смотрела?
Очень спокойно Ольга Дмитриевна ответила:
- Таня, такими вопросами ты меня унижаешь! И потом, каждый человек имеет право на личное счастье!
Дочка в исступлении закричала:
- Действительно, каждый имеет такое право! Но твое счастье уже состоялось, и это был папа!...А теперь твое счастье -это я и внуки!
На истерику дочери пожилая мать ответила:
- Не кричи на меня! Мне лучше знать, в чем мое счастье.
Ольга Дмитриевна первой отключилась, а Татьяна стояла, сжимая от злости мобильник в руке. Сергей подошел к жене, и нежно обнял ее:
- Танюша, что случилось?
Женщина с ехидством ответила:
- Да, ничего особенного! Так, сущие мелочи! Моя матушка решила посмешить народ: замуж ей приспичило! И это на седьмом десятке! Совсем старуха рехнулась!
Сергей очень спокойно, но с долей осуждения сказал:
- Нельзя так о матери! Попытайся ее понять! Лично я прекрасно понимаю тещу. Ведь одиночество - это самое страшное, что может быть на свете. И, если твоей маме встретился человек, желающий разделить с ней старость, надо этому радоваться....Да, и вообще, старость - это очень относительное понятие! Лично я против такого определения.
Татьяна с удивлением посмотрела на мужа. Он никогда не высказывал таких серьезных вещей. Она подумала:
- А ведь он прав! Я закоренелая эгоистка, и о маме в последнее время редко думаю. Надо завтра утром позвонить и извиниться!
Ольга Дмитриевна обрадовалась раннему звонку дочери:
- Танечка, что-то случилось?
- Нет, мам, у нас все в порядке! Я просто хотела поздравить тебя, и спросить, когда вы собираетесь оформить отношения. Твой зять сказал, что это событие заслуживает того, чтобы его отметить, как положено!
Ольга Дмитриевна промолвила:
- Спасибо, дочка, что поняла меня!
Автор: Ковалева Т.