Когда мы слышим о ведьмах, на ум обычно приходят знаменитые дела инквизиции и «охота на ведьм» в Англии, Испании и Франции. Однако мы редко вспоминаем о Российской империи, а зря, ведь в России тоже были ведьмы, а вот отношение к ним было немного другое. В 1764 году произошло интересное событие, связанное с ведьмами. Это дело дошло до наших дней. Мы расскажем об этом подробнее ниже.
Начнем с того, что в прежние времена на нашей земле к ведьмам относились иначе. Наши предки считали, что ведьма обладает особой силой, которая может как навредить, так и помочь людям. При этом она не была служительницей дьявола.
Несмотря на это, есть подтверждённые случаи казни ведьм. Например, в 1204 году в Суздальском княжестве при князе Всеволоде «лихие бабы», которых считали ведьмами, были сожжены за то, что наслали неурожай. А в 1411 году в Пскове сожгли двух женщин, которых обвинили в том, что они наслали чуму. Власти внимательно следили за ситуацией и с помощью церкви проводили регулярный мониторинг фактов ведовства. Были изданы указы, например, указ Анны Иоанновны от 1737 года, который обязывал дважды в год докладывать о делах, связанных с «суевериями». Есть интересное исследование Е.Б. Смилянской, советуем. Наша же история особая, прямо волшебная.
А началось это дело с того, что две молодые крестьянки, Анна Ивановна и Прасковья Семеновна, находясь в каком-то припадке, выкрикнули имя Катерины Ивановой. Произошла небольшая заварушка и обиженная вдова решила пожаловаться в провинциальную канцелярию на побои. И тут то дело прияло неожиданный оборот. Иванова, та самая Катерина, под пытками (на тот момент это было нормально в ведении следствия) призналась, что взяла у малознакомой женщины травы, которые давали власть над двумя бесами. Этих бесов она использовала по мелким поручениям, а затем и «по злобе» вселила их в соседок.
В процессе следствия Катерина рассказывала, как использовала своих «диаволов». Например, посылала таскать камни в реку Молошку, узнавать, как дела у «Татьянина сына Ильи в Выборге», у «Катеринина мужа Ивана в Санкт-Петербурге». В 1764 году перед Ильиным днем решила травкой попоить Анну и Прасковью, которые неделю спустя стали «бесноватые».
Материалы подобного дела заинтересовали духовную власть. Они были переданы в Ростовскую духовную консисторию. Туда же для уточнения подробностей доставили и Катерину Иванову.
Тут, конечно, ее рассказы стали еще красочнее и причудливее, демоны уже приобрели имена и получили человеческое обличье. Теперь демонов звали Иван и Андрей, приходили они не по особому заклинанию, а прямо-таки просто: «Андрей, поди сюда!». Если она их долго не вызывала, то сами являлись. Демонам Катерина поручала дела посыльные, например сходить в Москву. Говорила, что дорога занимала у них дня четыре. Конечно, по тем меркам, неслыханно быстро для пешей посылки. Истинной причиной, по которой она вселила демонов в соседок стал земельный вопрос. По ее признаниям, после смерти мужа, соседи «оттягали» ее часть земли.
Для Европы таких признаний хватило бы на несколько казней, у нас же, послушав признания, а также заверения Катерины о строгом соблюдении всех церковных правил, регулярной исповеди, решили направить, так скажем, на экспертизу. Во-первых, ей нужно было пройти медицинский осмотр, во-вторых, провести несколько месяцев в монастыре для подтверждения «благонравия». И что вы думаете, проверку на благонравие она прошла успешно, а вот медицинский осмотр показал, что у женщины, современным языком, тяжелая форма истерии на фоне заболеваний мочеполовой системы. И как думаете, чем закончилось? Ее оправдали!
Итак, это дело было необычным по нескольким причинам. Во-первых, мы видим, что нечистая сила принимает человеческий облик, не используя демонологические образы. Во-вторых, расследования проводились с медицинским освидетельствованием, как в нашем случае. В-третьих, несмотря на попытки церкви показать несовместимость магии и христианства, народное сознание не считало это чем-то плохим или греховным. Даже сейчас мы можем встретить объявления о привороте или заговоре от несчастья от «православной колдуньи матушки Серафимы».