Найти в Дзене
Ольга Атман

Одержимость - болезнь или вселение духов? Обзор книги Реньяра "Умственные эпидемии".

Если вас интересует вопрос, как психиатрия (и наука в целом) постепенно объясняла религиозные феномены, издревле считавшиеся сверхъестественными - работа, о которой далее пойдет речь, будет для вас находкой! Это книга П. Реньяра (Paul-Marie-Léon Regnard, 1850 – 1927) «УМСТВЕННЫЕ ЭПИДЕМИИ. ИСТОРИКО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ», 1889 г. (Доступна для скачивания в нашей библиотеке https://vk.com/doc-167214010_545853264) Основная мысль книги такова: то, что веками считалось одержимостью, имеет все те же симптомы, которые свойственные диагнозу XIX века — «истерия». Ныне истерия исчезла из МКБ и DSM, и переименовалась там в "диссоциативные расстройства" F 44. Что интересно, есть даже подраздел F 44.3 "транс и одержимость". А вот в китайском классификаторе болезней - CCMD-3 - "истерия" никуда не делась, и продолжает существовать пунктом 40. Есть даже 44.2 - "Психические расстройства, связанные с колдовством. Вопрос о том, в чье ведомство отправлять испытывающих данные симптомы стоял давно. Р

Если вас интересует вопрос, как психиатрия (и наука в целом) постепенно объясняла религиозные феномены, издревле считавшиеся сверхъестественными - работа, о которой далее пойдет речь, будет для вас находкой!

Это книга П. Реньяра (Paul-Marie-Léon Regnard, 1850 – 1927) «УМСТВЕННЫЕ ЭПИДЕМИИ. ИСТОРИКО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ», 1889 г. (Доступна для скачивания в нашей библиотеке https://vk.com/doc-167214010_545853264)

Основная мысль книги такова: то, что веками считалось одержимостью, имеет все те же симптомы, которые свойственные диагнозу XIX века — «истерия».

Ныне истерия исчезла из МКБ и DSM, и переименовалась там в "диссоциативные расстройства" F 44. Что интересно, есть даже подраздел F 44.3 "транс и одержимость".

А вот в китайском классификаторе болезней - CCMD-3 - "истерия" никуда не делась, и продолжает существовать пунктом 40. Есть даже 44.2 - "Психические расстройства, связанные с колдовством.

Вопрос о том, в чье ведомство отправлять испытывающих данные симптомы стоял давно.

Реньяр дает нам историческую справку:

«Прекращением процессов по колдовству Франция обязана Людовику XIV. В знаменитом указе от 1662 года, отредактированном Кольбером, он практически отвергает существование колдунов и поручает рассмотрение дел этого рода общим судам. Вот почему в XVIII в. все дела о колдовстве или чудесах ведет полиция. Она же приводит в исполнение и королевский приказ о закрытии Сен-Медарского кладбища и запрете совершать там чудеса.
Позднее великая революция (законом от 22 июля 1791 года) причислила одержимых к категории шарлатанов или больных и направляла их, в зависимости от случая, либо в лечебницы для душевнобольных, либо в суды исправительной полиции«.

Об этом же эдикте можно прочесть у другого исследователя оккультных феноменов и физиолога, лауреата Нобелевской премии Шарля Рише в его книге «Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта», 1885г.,:

«Эдиктъ Кольбера, замѣнивъ смертную казнь вѣчнымъ изгнаніемъ, воспрещалъ впредь судамъ принимать обвиненія въ колдовствѣ. Парламентъ счелъ своимъ долгомъ сдѣлать королю серьезное внушеніе: «Священное Писаніе приговариваетъ къ смертной казни всѣхъ, кто занимается колдовствомъ. Во всѣхъ націяхъ было общимъ правиломъ приговаривать колдуновъ къ смертной казни, и всѣ древніе раздѣляли это мнѣніе. Также и въ самой Франціи, всѣ судебныя постановленія, съ Григорія Турскаго до де-Ланкра, приговариваютъ колдуновъ къ смертной казни». Это внушеніе не имѣло, однако, никакого успѣха и, къ великому счастію, Людовикъ XIV не измѣнилъ своего рѣшенія».

Добавлю, что уже Томас Гоббс (1588-1679) в своем "Левиафане" писал, что одержимость является сумасшествием. Он приводит два известных ему мнения на сей счет: что это одержимость духами или нарушение страстей (то есть психическая причина). Он объявляет, что все религии руководствовались "бессмысленными речами сумасшедших, которые считались одержимыми Божественным духом, каковую одержимость называли энтузиазмом, и такого рода представление событий считалось пророчеством", "утверждавших, будто они совещаются с мертвыми, что называлось некромантией, а на самом деле было лишь мошенничеством или умышленным плутовством...". "Существующие вовне субстанции, называемые привидениями" он называл "порождениями фантазии".
Разумеется, задачей Гоббса было при этом застраховать христианство. Его он называет "истинная религия". И хотя все религии - это выдумка продуманных мошенников (ради божественной легитимации собственной законотворческой инициативы) или сумасшедших пророков, данный факт не относится для Гоббса к христианству. Гоббс во много парадоксален, и хотя во многом можно усмотреть чисто макиавеллевский беспринципный типаж, идущий на сделку с совестью ради обеспечения себя страховки от неприятностей с церковью, некоторые его рассуждения весьма нестандартны. Он рассматривает фантомы (видения духов, ангелов, Бога) как продукт мозга, но при этом говорит о том, что этот продукт мозг "показывает" по божественной воле. Так что в этом смысле и Ангелы суть вестники - т.к. информация, хоть и путем генерации фантазии, передается свыше. Но даже эту свою гипотезу, он маскирует цитатами из Святого Писания. Говоря, что он бы так считал, но в некоторых местах Писания, есть указания на то, что Ангелы обладают телесностью, поэтому, следует и это признать. Это уже походит на страховку.

А если копнуть еще вглубь веков, то оказывается, что сумасшествием одержимость считалась еще и в Древней Греции. Платон, фактически, занимал ту же позицию, что и Гоббс. Педагогическое лукавство Платона не знает границ! Чтобы понять, где он, а где художественный прием, требуется немало времени на его изучение. При всем явном скепсисе в отношении своей народной религии, он оставлял место для некоего божественного компонента помутнения.
"
Неистовство бывает двух видов - пишет Платон в диалоге "Федр" - одно - следствие человеческих заболеваний, другое же - божественного отклонения от того, что обычно принято".

Вернемся, собственно, к книге Реньяра, краткий обзор которой мне бы хотелось тут дать.

В главе 1 «XV, XVI и XVII века. ДЕМОНИЗМ ИЛИ КОЛДОВСТВО» Реньяр во многом повторяет книгу Рише «Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта», 1885 г. Глава содержит исторический обзор эпидемий одержимости по монастырям и собранные автором по библиотекам описания процессов инквизиций с показаниями сторон и описанием применяющихся пыток…

Кстати, наш В.М. Бехтерев в книге «Гипноз. Внушение. Телепатия» рассказывает о колдовстве и одержимых, цитируя главы из Реньяра.

Глава 2 «XVIII век. СЕН-МЕДАРСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» довольно любопытна. Она описывает исцеления на парижском кладбище Сен-Медар.

Сен-Медарские и другие явления фиксировались и издавались в сборниках "Чудеса Парижа",
Сен-Медарские и другие явления фиксировались и издавались в сборниках "Чудеса Парижа",

В то время издавались целые сборники, задокументированных со всеми свидетелями, исцелений. Реньяр также описывает движение конвульсионеров, облюбовавших данное кладбище. Описание некоторых конвульсионерок напоминает современный БДСМ.

-2

Глава 3 «XVIII и XIX век. СОН И СОМНАМБУЛИЗМ» довольно полезна своим лаконичным изложением общих положений, известных о гипнотизме в то время. Этот же материал более подробно, глубоко и структурно, излагали Рише, Льебо, Бине и Фере, и другие психиатры, писавшие на эту тему. Эти книги вы можете найти в нашей библиотеке в ВК. https://vk.com/docs-167214010

-3
-4

В заслугу Реньяру можно поставить довольно подробное, и в то же время краткое, описание проявлений истерии, данное в этой главе:

«Мне необходимо напомнить, что такое истеричная и в чем заключаются ее главные особенности, так как мы увидим, что ее сомнамбулическое состояние есть всего лишь видоизменение, а иногда простое воспроизведение присущих ей истерических явлении.

На первый взгляд истеричная ничем не отличается от любой другой женщины, разве что некоторой странностью в лице и одежде. Эти больные имеют обыкновение одеваться в кричащие и негармоничные цвета.

Прежде всего, у них наблюдается анестезия. Истеричные действительно иногда отличаются нечувствительностью одной половины тела или обеих. Их можно колоть длинными иглами, и они ничего не чувствуют. Благодаря этому обстоятельству, с ними иногда случаются странные ошибки: половина их тела кажется мертвой, и они не знают, где находятся их руки и ноги, если не видят их. Иногда они позволяют жечь себя, даже не замечая этого. Однажды одна из больных Сальпетриера заметила утром дыру на только что одном чулке. Она заштопала его и ходила так целый день. Вечером она никак не могла его снять. Истеричная просит, чтобы ей помогли, и вдруг оказывается, что он крепко пришит к коже. Французский врач Бюрк доказал, что прикладывание металлических пластинок на нечувствительные точки возвращает им чувствительность (это называется металлотерапией). Однако комиссия, рассматривавшая это явление, констатировала, что в то время как чувствительность восстанавливалась в одной руке, она пропадала на том же месте в другой, так что субъект вследствие этого ничего не выигрывал.

Анестезия распространяется и на другие чувства: истеричные плохо слышат и, главным образом, не различают цветов, иногда одним глазом, а иногда и обоими. Они страдают ахроматопсией: им все кажется серым, они живут, если можно так выразиться, в атмосфере цвета сепии, что, вероятно, не очень-то приятно. Следовательно, их чувства погружены в состояние непрерывною усыпления, из которого их на время могут вывести некоторые возбудительные средства, металлы, электричество и магнит.

Нередко их мышцы бывают парализованы; ничто так не распространено, как истерические параличи. В других случаях их члены бывают сильно сведены и остаются в таком положении несколько лет, но иногда болезнь внезапно проходит от сильною душевного волнения.

К тому же эти контрактуры легко можно вызывать: схватите неожиданно за руку истеричную, и этого зачастую будет достаточно, чтобы ее рука осталась сведенной в том положении, которое ей придали.

Наконец, у истеричных существуют периоды припадков, во время которых они воспроизводят почти все, чего мы достигаем при помощи месмеризма.

С приближением припадка истеричная прежде всего ощущает некоторую стесненность, известный страх, как будто у нее от желудка к горлу поднимается шар. На самом же деле это только мышечные сокращения пищевода. Затем больная падает навзничь, ее глаза закатываются, а на губах появляется слюна или пена. В то же время ее руки вытягиваются, причем кисти рук выворачиваются наружу. Все тело напрягается как бы в тетаническом припадке. В этот момент больная издает резкий крик, изгибается в виде дуги, так что ее единственными точками опоры служат голова и пятки, а тело образует над постелью как бы арку-мост. Так называемый тетанический период заканчивается, и вслед за ним наступает ряд беспорядочных больших движений – это клонический период. Он продолжается от двух до трех минут. После этого начинается период контрактур. Иногда сведение охватывает все тело, иногда же только его часть. Так, например, контрактура рук нередко придает больной вид распятой, и эта распятость может продолжаться в течение нескольких дней, при полной нечувствительности, после чего начинается период покоя. По-видимому, на этом все заканчивается, и больная засыпает. Но тогда начинается последний период, интересующий нас больше всего, – период экстазов, названный Шарко «страстными аттитюдами» (attitudes passionelles). Истеричная, совершенно отчужденная от окружающею мира, не воспринимая ни звука, ни света, включается в сновидение. Его особенность заключается в том, что оно все время повторяется и в нем воспроизводится какое-нибудь одно событие или ряд происшествий из жизни больной.

В период «страстных аттитюдов» своею припадка истеричная в действительности является самопроизвольной и автоматической сомнамбулой. Теперь вы поймете, почему она легко может быть погружена в искусственный сомнамбулизм. Больная видит сначала какой-нибудь страшный предмет, и ее выражение (attitude) тоже становится страшным. Но черты ее лица успокаиваются, ее посещает другое, более приятное видение – настоящий религиозный экстаз. В одном Париже можно найти до ста больных такою рода».

Все это, как уже отмечалось выше, теперь классифицируется как:
Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44)
Соматоформные расстройства (F45)
Диссоциативные двигательные расстройства (F44.4) (случаи астазии-абазии, частичного или полного паралича)
Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия (F44.6) (психогенная глухота, слепота и т.д.)

Глава 4 «XIX век. МОРФИНОМАНИЯ И ЭФИРОМАНИЯ» не представляет особого интереса. В ней Реньяр предостерегает от злоупотребления морфием и эфиром, рассказывает истории наркоманов, служащие уроком.

Глава 5 «XIX век. МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ» интересна тем, что была написана еще до того (1889), как то состояние, которое мы теперь называем шизофрения, обрело своё название. А глава большей частью именно про неё.
Впервые использовал термин «шизофрения»
Эйген Блейлер (1857–1939) в 1908 г.

Глава 6 «Эпилог. ПСИХОЗЫ XX ВЕКА».

Обозначу несколько ключевых моментов во взлядах Реньяра.

Он отрицает магнетизм, называет его вздором.
Признает только гипнотизм как физиологическое явление (подход, который практиковали особенно Джеймс Брейд, и наш В. Я. Данилевский), и как явление речевого внушения (подход Нансийской школы) и мысле-образного самовнушения.
Все пассы, магнетический флюид, усыпления как результат «воздействия магнетической личности», «или магнетизирования взглядом» он считает не существующими явлениями, работающими только на основе внушения и самовнушения.


Однако, в главе 3 есть любопытный абзац:
«
Для большей полноты мне необходимо сказать вам еще несколько слов о внушении мыслей на расстоянии и без словесного выражения воли. Экспериментатор находится в Лионе и силой одной лишь мысли приказывает объекту опыта, живущему в Париже, совершить любое действие, которое только может придти ему в голову, и субъект совершает его в ту самую минуту, которую его повелитель втайне назначил для его совершения. Гипнотизер щиплет собственную руку, и это заставляет вскрикнуть от боли даму, проживающую в другой части города. Я не могу утверждать, что эти факты ложны – они засвидетельствованы людьми неоспоримо честными; что же касается меня лично, то мне не приходилось видеть их, и сознаюсь, что отношусь к ним с некоторой долей скептицизма».

Впечатление, что, будучи как все его современники, под впечатлением от изобретений своего века, Реньяр (как и П. Жане) немного допускал и еще какой-то способ передачи, опираясь именно на физическую природу такого явления. Так делали многие его современники,оккультисты и теософы (Папюс 1865-1916, Блаватская 1831-1891, и др.), считающие, что все научные открытия конца XIX — начала ХХ века лишь подтверждают существование оккультных феноменов. И еще чуть-чуть, и также как электро-магнитные явления, будут открыты и телепатия, и окончательно подтвержден астрально-эфирный мир мысле-форм, который пытался зафиксировать в своей лаборатории, президент Лондонского Королевского общества, химик и физик Уильям Крукс (1831-1919). 

Они бы очень удивились, что всё пошло совсем не так, и оккультизм оказался полностью за бортом науки. Магнетизм же был развенчал гипнотизмом…

Однако, были и обратные любопытные случаи, когда гипнотизеры, долгое время разделявшие парадигму гипнотизма, возвращались к магнетизму.
Как это случилось с Огюстом Льебо.

___

Дорогие читатели, не забывайте, что ваши лайки делают информацию доступней. Подписывайтесь на мой канал, и вас всегда ждет редкий, достоверный мультидисциплинарный материал, легко и иллюстративно изложенный.
___☝🏻___

Другие мои статьи на схожую тематику читайте в разделе: Сознание и мозг