В комментариях к статье о том, как суды восстанавливают на работе беременных, уволившихся по собственному желанию, разгорелись страсти. Женщины сетовали, что после таких судебных решений работодатели будут шарахаться от женщин фертильного возраста, и они останутся вовсе без работы. Мужчины мрачно гудели, что вот подальше нужно держаться от таких дам, способных поломать всю стройную систему кадрового производства в организации - в общем, подтверждали опасения женщин.
Вот что я скажу, девочки: женщины без работы не останутся никогда. Работы для женщин много. Другой вопрос, а нужна ли она нам, такая работа?
Должность "три в одном" + ответственность
Один мой знакомый буржуин очень любит нанимать женщин. Более 70% должностей в его компании - дамы (молодые и не очень). Разные. Которые и рожают, и на больничном сидят, и вообще... - и компания при всём при этом процветает и богатеет. Даже кризис 2022 её не особо пожевал.
И первым делом, когда задумала разобрать вопрос нежелания брать на работу женщин, я обратилась с вопросами именно к этому управленцу. Почему он охотнее берёт на работу именно женщин? Они же беременеют невовремя, уходят в декрет, постоянно сидят на больничном и вообще... Почему бы не взять мужчин, этих надёжных столпов, которые работают стабильно 5/7, с 9 до 19, без перерывов и выходных - и уж точно не подведут?
И вот вам, девочки, ответы (жестокая правда, можно сказать - интервью):
Женщины больше заточены на рутину. В его компании фонтанируют идеями, бизнес-планами и маркетинговыми фишками специально обученные люди (и женщины среди них тоже есть, кстати). Это креативно, интересно и увлекательно, и потому много желающих этим заняться.
И вот после того, как идеи оформлены в планы, а планы разложены на задачи по отделам, эти задачи должен кто-то выполнять. Стабильно, по заранее заданным скриптам и шаблонам, собирая данные в таблички, выполняя однотипные действия день за днём... У мужчин не хватает внимательности, усидчивости и терпения этим заниматься. У женщин - хватает. В силу природных особенностей, привычки, опыта выполнения ежедневных однотипных действий в виде готовки, уборки, проверки уроков у детей... Не важно. Главное - женщины лучше мужчин справляются с такой работой. У мужчин больше недочётов, брака и их лучше задействовать в других сферах.
Женщинам можно меньше платить. Мало какой мужчина согласится за ту же оплату выполнять такой объём задач, который навешивают на женщину. В некоторых случаях после увольнения женщины, чтобы закрыть её задачи приходится нанимать двух-трёх сотрудников и изыскивать средства на оплату этих кадровых единиц.
Мужчина будет требовать прибавки зарплаты для такой "огромной нагрузки", саботировать ряд задач и постоянно напоминать, что он кормилец семьи, а значит, ему нужно больше денег. Если оставить его нытьё без внимания, он ищет место получше и уходит, зачастую забрав с собой ценных клиентов. Излюбленная мужская фишка: шантаж в самый ответственный период проекта, угроза уволиться, если ему сейчас же не повысят зарплату (причём это должен быть оклад, а не премии или бонусная часть).
Женщина будет держаться за место, и выполнять любой объём, сколько не нагружай. Женщина постоянно пытается доказать, что она ценный сотрудник, и увольнять её нельзя. Однако там, где мужчина использует давление и шантаж, женщина просто начинает усерднее работать и просить ещё задач. Если задач уже нет - дамы начинают инициативничать, улучшать и оптимизировать.
Причина: женщина знает, что она беременеет, сидит в декрете, сидит на больничных - и в этом проигрывает мужчине при построении карьеры. В их понимании они компенсируют свою "дефектность" как работники, если будут работать либо больше мужчин, либо дешевле. И хотя работодатели в общем-то так не считают, такой подход к оценке себя как сотрудника у женщин очень распространён (а работодателю - удобен, что уж скрывать).
Женщины держатся за место. Поэтому более ответственно подходят к работе и смиряются со многими недостатками, например, напряжённой атмосферой в коллективе, слабой корпоративной культурой, отсутствием комфорта в офисе и достаточного снабжения и т.д.
Женщина дольше будет смиряться с неудобствами, хамоватым начальником и ядовитыми "тётками из бухгалтерии", будет ездить по городу по рабочим вопросам за свой счёт и не будет задавать лишних вопросов.
Конечно, это не относится к ценным сотрудницам, без которых фирма никуда "не едет". Но, так как, здесь нужна именно стабильность, а не больничные и декреты, на ключевые должности управленец предпочитает брать мужчин.
Минусы женского коллектива тоже есть. Например, то же самое увольнение: беременные становятся неприкасаемыми, и фактически "выпадают" из работы, при этом зарплату им платим. Правда, здесь подстраховались, и на многих позициях скорректировали порядок оплаты, установив сдельно-бонусную систему. Трудинспекция претензий не высказала, значит, схема работает: бегаешь по больницам и баклуши бьёшь в течение рабочего времени - получишь минималку, не обессудь.
Однако в целом нанимать женщин оказывается выгоднее, особенно если оценивать на длинной дистанции их эффективность и экономию компании. Поэтому умный расчётливый управленец не откажется принять на работу женщин, особенно если умеет сделать это юридически грамотно в интересах фирмы.
__________
*моё мнение во многих моментах не совпадает с мнением моего собеседника.
"Чтоб я, да на такую работу, да за такие деньги!.."
Есть множество "работ", традиционно занятых исключительно женщинами. Это средний медперсонал, санитарки и нянечки, секретари, уборщицы. Это бюджетники, особенно "нижнего уровня". В общем, это те должности, на которых работы много, а денег - маловато.
Исторически сложилось так, что кормильцем семьи считается мужчина. Даже в нашем обществе, где полно матерей, которые в семье "и баба, и мужик" - всё равно считается, что это мужчина должен приносить в дом мамонта в виде зарплаты. Поэтому туда, где этой зарплаты-мамонта нет, мужчина не пойдёт. И туда, где за одну ставку нужно работать за двоих - тоже не пойдёт. А женщина?
А женщина идёт на любую работу, где платят хоть что-то, потому что чаще всего ей некогда копаться в вакансиях. Деньги нужны прямо сейчас, а желательно - ещё вчера. Кто-то доказывает себе и своему мужу, что она не нахлебница. Кто-то выживает с ребёнком на "щедрые алименты". Кому-то не хватает до пенсии пары лет стажа, и нужно добрать его любой ценой, а на "нормальные" места уже не берут... Причин много, но следствие одно: работа нужна срочно и практически любая, главное чтобы платили.
Работодатель тоже понимает, что его вакансии - не шоколадные конфеты, хотя и выглядят похоже. И не ожидает, что на должность выносителя уток или вытирателя детских поп придёт устраиваться выпускник МГУ мужского полу. Он готов взять любого (точнее, любую), кто согласится делать хоть что-то за такие деньги, приходить вовремя, не пить на рабочем месте и подворовывать не слишком наглым образом.
Поэтому, можно чисто формально считать, что женщин охотно берут на работу, и вакансий просто море. Даже для дам фертильного возраста, беременных и с детьми. Работай - не хочу. Но, как говорится, "есть нюансы".
"Заботливая Мариванна, что б мы без вас делали..."
Есть у женщин ещё одно неочевидное преимущество женщин, за которое их готовы терпеть вместе с декретами и больничными.
Это забота.
Там, где офис-менеджер - женщина, всегда есть кофе, скрепки, подарки для бизнес-партнёров, порядок с расписанием. Если вдруг в фирме внезапно закончился сахар, бумага или нужно срочно купить три букета цветов - за ними отправится дама. Мужчина не будет "на побегушках", он скорее закажет доставку и будет долго оправдываться и разводить руками, когда она задержится.
Там, где нужно заделать генеральную уборку, облагородить клумбы перед офисом или выполнить любую другую "бабскую" работу для нужд офиса, зачастую экономят на профессиональном клининге и не приглашают флориста. Этим займутся Катюша, Кристина или Мария Ивановна, даже если дамы - главный специалист, старший менеджер и кадровик. А вот мужская половина офиса будет давать советы, наблюдать, в крайнем случае - принесут ведро воды с таким лицом, как будто этим ведром спасают человечество.
На прошлой работе у нас были прекрасные корпоративы: этим заведовали четыре секретарши. И начальник, выпив рюмку-другую, говорил: эх, ГалинБорисна, уволить бы тебя, да ветчина домашняя твоя больно хороша! А салаты! А настоечка смородиновая! Йэээх!
Надо ли говорить, что Галина Борисовна, не дружащая с вордом и админкой корпоративного сайта, до сих пор уверенной рукой заведует IT-отделом и потчует шефа своей кулинарией?
Вместо вывода.
Работодатели не откажутся от женщин просто потому, что женщины - это удобная и достаточно "дешёвая" рабочая сила. Там, где мужчина работать отказывается - женщина согласится. На ней можно сэкономить, вдоволь эксплуатируя чувство вины за собственную "женскую неудобность".
Это, конечно, печально. Но есть выход.
- Постараться заиметь востребованную специальность, хороший уровень знаний, подтверждённую квалификацию. Некоторые работодатели готовы платить только за то, что у них в штате есть редкий специалист с нужной "корочкой".
- Постоянно прокачивать свою ценность: умения, навыки, дополнительные скиллы. Даже на месте младшей секретарши можно стать уникальной "девочкой, которая умеет починить эксель" (реальная фраза нашего завхоза).
- Уметь в нетворкинг, обрастая полезными связями (полезными не только для себя, но и для работодателя - он ценит людей, умеющих "порешать вопросы" на благо бизнеса).
- Стать незаменимой. Завязать на себе основные процессы в компании. Чтобы было сложно обойтись без вот этой конкретной женщины, невозможно уволить - иначе всё рухнет и пропадёт.
- В идеале - сочетать всё вышеперечисленное. И тогда неважно, сколько у вас детей и есть ли в планах завести ещё одного. Вам простят и больничные, и декрет. И отпустят полежать пару дней, и вообще разрешат удалёнку. И зарплату добавят согласно тенденциям на рынке.
Что думаете?