Участие федерального центра в реновации городского общественного транспорта стало решающим фактором наступивших перемен в этой отрасли городского хозяйства. Это вселяет надежду на его возрождение. Но еще больше денежный дождь важен для отечественных производителей подвижного состава общественного транспорта, поскольку это самая российская техника в отечественном машиностроении.
Напомним хронологию событий. Осенью 2018 года на правительственном часе в Совете Федерации перед сенаторами выступал министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Тогда спикер СФ Валентина Матвиенко обратила внимание на бедственное состояние городского транспорта в регионах. Этот вывод она сделала из поездок по стране, рассказав, что в одном из областных центров увидела трамваи, состояние которых было крайне неудовлетворительным. Министр пообещал начать исправлять положение. И на следующий год были разработаны положения и критерии допуска к федеральным средствам для регионов. А в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги» (БКАД) на 2020 год была заложена сумма в 4 млрд руб. на обновление пассажирского транспорта по программе льготного лизинга.
Первые 12 городских агломераций получили средства по этой программе в 2020 году на 447 автобусов и 64 троллейбуса. В следующие годы была расширена география и количество подвижного состава обновляемого транспорта. Вдобавок, была составлена еще одна программа обновления городского электротранспорта, в которой принимают участие 10 регионов, а объем федеральной помощи составляет 86 млрд руб. Также в течение последних двух лет начала работу программа специальных казначейских кредитов (СКК), по которым регионы уже получили несколько тысяч единиц подвижного состава нового пассажирского транспорта.
Такой "денежный дождь", который пролился в последние несколько лет на отрасль производства подвижного состава пассажирского общественного транспорта, вызвал к жизни программы по расширению и модернизации выпускаемой продукции автобусными заводами и предприятиями по производству троллейбусов и трамваев. Нынешние планы производителей теперь просто не сопоставимы с объемами поставок в прошлые доковидные годы. Они существенно выросли.
У профильных специалистов и экспертов возникал вопрос, что этот «праздник жизни» может вскоре закончится, ведь федеральный центр не может бесконечно выделять средства на эти цели.
Дело в том, что по федеральному закону о распределении полномочий между уровнями власти, городской транспорт находится в ведении муниципального уровня. И, соответственно, скромные муниципальные бюджеты часто не в состоянии выделять необходимые средства для обновления пассажирского транспорта, ремонта трамвайных путей, модернизации инфраструктуры и т.п.
Городской транспорт существовал и работал на "скудном пайке" в нулевые и десятые годы. Представители транспортных предприятий обращали внимание чиновников всех уровней на деградацию и ухудшение состояния важнейшей отрасли городского хозяйства. Но их обращения часто оставались без ответа. Лишь в немногих городах власти разворачивались лицом к отрасли и вкладывали ресурсы, особенно перед событиями, когда город принимал какие-то мероприятия спортивного характера мирового уровня – чемпионатами, универсиадами и т.п. Когда город и его транспорт должны были принять благопристойный вид.
Наверняка, возвращение к прошлым годам вряд ли кого радует или придется по душе – и перевозчикам, и транспортным властям, и производителям техники. Тем более последним нужно доводить до конца объявленные программы модернизации и расширения производства. Прекращать эти программы означало бы замораживание средств, которые уже вложены, и дальнейшее жалкое существование.
Однако недавно эти сомнения и тревоги были рассеяны в Госдуме РФ. Во время заседания ГД, где в повестке стояли вопросы назначении и утверждении профильных чиновников правительства РФ, спикер Вячеслав Володин, напутствуя профильного вице-премьера Виталия Савельева, напомнил ему о приоритете развития в регионах городского пассажирского транспорта.
«Дороговизна подвижного состава, нет возможности обновляться системно. Надо вкладывать в инфраструктуру, а это тоже средства», - отметил спикер палаты федерального собрания.
Действительно, отрасль внутригородских перевозок и производства пассажирского транспорта, как показала практика последних нескольких лет, нуждается во всемерной поддержке со стороны федерального и регионального уровня по разным каналам. Собственно сам спикер ГД РФ Володин помогает саратовскому электротранспорту, лоббируя его интересы.
Производителям нужны заказы
Тут стоит остановиться и на таком вопросе. В последние несколько лет появились совершенно новые компании-производители подвижного состава пассажирского транспорта. А уже хорошо известные и давно работающие на рынке производители начали осваивать новые типы транспортных средств, то есть диверсифицировать выпускаемый модельный ряд.
Для них слова спикера Госдумы по сути имеют судьбоносное значение: если заказы резко снизятся, то у предприятий иссякнут средства, и ни о каком расширении производства нельзя будет вести речь? Страна уже проходила этот путь. В результате в историю ушли целый ряд марок (с трамвайного рынка ушли петербургские трамваи ПТМЗ марки ЛМ).
Предложение спикера Госдумы о внимании, которое необходимо уделять городскому электротранспорту, дает повод для оптимизма. Например, всем хорошо известная компания «Синара» два года назад стала крупным производителем троллейбусной техники. Сегодня предприятие выполняет якорный заказ для Челябинска – 168 троллейбусов, в том числе 98 машин с увеличенным автономным ходом. Первые 30 троллейбусов уже можно встретить на улицах столицы Южного Урала.
А вскоре пять машин будут поставлены в Ярославль. Тестовую эксплуатацию в городе на Волге модели Синара-6253 уже прошли и получили высокую оценку как пассажиров, так и специалистов троллейбусного парка города.
Но компания не хочет останавливаться и топ-менеджмент поставил задачу стать еще одним производителем трамваев. Об этом стало недавно известно. Опытное производство трамвайных вагонов компания готовит в Екатеринбурге на базе завода «Ремпутьмаш». «Синара» несколько лет назад пыталась заняться производством трамваев с чешской Skoda.
Сегодня, как известно, дочерняя компания «Синара – Городские Транспортные решения Ростов-на-Дону» в рамках концессии обновит 119 км трамвайных путей, из них 75 км будут построены с нуля. Но самое главное поставит в Ростов 76 трехсекционных трамваев. Проект реализуется с прошлого года, а сумма общая инвестиций 61 млрд руб.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz