Найти тему
Советская Эра

История создания трактора Сталинец-80: первые послевоенные шаги Челябинского завода

Оглавление

5 января 1946 года на Челябинском тракторном заводе имени Сталина (ЧТЗ) сошёл с конвейера первый трактор с заводским индексом «Сталинец-80», известный также как «С-80». Этот момент стал важной вехой в истории завода, который в годы Великой Отечественной войны прекратил производство тракторов и сосредоточился на выпуске военной техники.

После эвакуации Кировского завода из Ленинграда в Челябинск объединённое предприятие получило новое имя — Кировский завод НКПТ в городе Челябинске, где НКПТ обозначало Народный комиссариат танковой промышленности. В течение 1942-1945 годов завод выпускал тяжёлые и средние танки, самоходные артиллерийские установки (САУ) и двигатели для бронетехники.

-2
-3

Возвращение к мирной продукции

После завершения войны, в октябре 1945 года, Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о возобновлении производства тракторов на Кировском заводе в Челябинске. В этом документе, подписанном И. Сталиным, был утверждён выпуск гусеничного трактора, основанного на модели Caterpillar D-7, получившего название «Сталинец-80». Производственные мощности завода должны были достигнуть выпуска 10,000 единиц этих тракторов к 1949 году. Американский Caterpillar D-7, поставляемый в СССР по ленд-лизу, показал себя надёжным артиллерийским тягачом, что и стало причиной его выбора в качестве основы для советской модели.

Американский Caterpillar D-7
Американский Caterpillar D-7

Технические характеристики

Трактор «Сталинец-80» относился к 6-му тяговому классу и имел полураменную конструкцию. Он предназначался для использования в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, а также для лесозаготовительных и мелиоративных работ. Для новой модели в специальном конструкторском бюро ЧТЗ был разработан силовой агрегат – дизельный четырёхцилиндровый двигатель КДМ-46 с предкамерным смесеобразованием. Объём двигателя составлял 13,5 литра, а его номинальная мощность достигала 80 лошадиных сил при 1000 об/мин, с максимальной мощностью 94 л.с. и крутящим моментом 720 Нм.

-5

Конструкция и эксплуатация

Объём топливного бака составлял 235 литров, с возможностью установки дополнительного бака ёмкостью 115 литров. Для запуска дизельного двигателя использовался двухцилиндровый бензиновый пусковой двигатель П-46 объёмом 1,4 литра и мощностью 17 л.с. Механическая трёхходовая реверсивная коробка передач обеспечивала пять передач переднего хода и четыре – заднего. Муфта сцепления была непостоянно-замкнутого сухого типа, с одним ведущим и двумя ведомыми дисками.

-6

Ходовая часть и кабина

Ходовая часть трактора имела полужёсткую подвеску с балансирной поперечной рессорой и пятью опорными катками на каждой гусеничной тележке. Ширина гусениц составляла 500 мм, а удельное давление на грунт – 0,48 кг/кв.см. Максимальная транспортная скорость трактора достигала 9,7 км/ч при массе 11,5 тонн. Для удобства управления трактором использовалась двухместная кабина с открывающимися передними и задними окнами, модернизировавшаяся на протяжении всего периода производства. Управление муфтами поворота осуществлялось при помощи рычагов и вспомогательного гидравлического механизма, снижавшего усилие на рукоятках.

-7

Завершение производства и наследие

В 1953 году на Челябинском заводе был выпущен 100-тысячный трактор Сталинец-80. За 12 лет, до 1958 года, было произведено более 200 тысяч этих тракторов различных модификаций. Впоследствии на смену С-80 пришёл более мощный трактор с индексом «С-100», который продолжил традиции своего предшественника.

Трактор «Сталинец-80» стал символом восстановления и развития сельскохозяйственной и промышленной техники в послевоенный период, закрепив за Челябинским тракторным заводом важное место в истории отечественного машиностроения.