Конец XVI – начало XIX века. Земляной вал
История Садового кольца началась в далеком 1591 году во время правления Фёдора I (1557–1598), царя всея Руси и великого князя Московского, сына Ивана IV Грозного. После набега хана Казы-Гирея летом 1591 года было решено укрепить границы города и вокруг был насыпан оборонительный вал. На нем возвели деревянную стену высотой 5 метров, а сразу за ней сделали ров с водой. В стене находилось 34 башни с воротами и около сотни глухих башен. При этом две башни с воротами были каменными: Серпуховская и Калужская.
Вероятнее всего, сначала укрепление появилось только в Замоскворечье, а весь город окружили стеной через некоторое время.
В Смутные времена деревянная стена была сожжена дотла. "В 1638 году Царь Михаил Феодорович (1596–1645) повелел сделать земляной вал на месте деревянного города, сожженного Поляко-Литовцами, от устья Яузы до Чертольской башни," писал И. Снегирев в своей книге "Памятники Московской древности". В 1638–1640 годах новые укрепления отодвинули дальше от центра города, перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.
Это укрепление стало четвертым оборонительным поясом города после Кремля, стен Кремля, Китай-города и Белого города.
К концу XVIII века Земляной вал утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади, на многих площадях появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года.
1816 – 1935. Садовое кольцо: площади и бульвары
При восстановлении города после пожара в 1816 году судьба Земляного вала была решена: его окончательно разрушили, ров засыпали, дорогу замостили булыжником. Расстояние между домами по обе образованной дороги составляло в среднем 60 метров, примерно половину отдали под мостовые и тротуары. Свободную часть обязали озеленить хозяевам домов, каждый решал сам, что именно сажать – родилось Садовое кольцо.
К 1830-му году без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский, место народных гуляний, до 1877 года оставался широкой площадью.
В 1870-х были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут назывался "Б", в просторечье "букашка". (Маршрут "А" ходил по Бульварному кольцу. В то время Бульварное и Садовое кольцо назывались кольцо А и кольцо Б соответственно.)
Посмотрите фотографии улиц и площадей Садового кольца в конце XIX – начале XX века начиная от Триумфальной площади по часовой стрелке (листайте):
Реконструкция. Садовое кольцо без садов и "помех"
Город рос, росло и количество транспорта. В середине 1930-х годов приступили к реконструкции Садового кольца. Улицу заасфальтировали и для расширения проезжей части стали убирать все палисадники и бульвары:
Еще в 1927 году были снесены Красные ворота, стоявшие на Садовом кольце:
В 1934 году было решено снести последнюю "помеху" движению, одну из главных достопримечательностей города – Сухареву башню, построенную в конце XVII века:
Народная улица, идущая от Таганской площади к Москве-реке оказалась самой узкой, поэтому решено было построить новый Краснохолмский мост выше по течению заодно спрямив Садовое кольцо в этом месте:
Большой Краснохолмский мост открыли в 1938 году (по проекту инженера В. М. Вахуркина и архитектора В. Д. Кокорина, по другим данным – по проекту Г. П. Гольца и Д. М. Соболева), угол наклона моста к реке составляет 55 градусов вместо 90 у старого.
При этом пришлось еще и дом передвинуть. Дом, построенный буквой Г в 1929 году было решено разделить на две части, короткую оставить на месте, а длинную (88 м) отрезать, передвинуть и развернуть на 19 градусов. Из-за слабости несущих грунтов по окончании передвижки в подвале оставили вагонетки, которые двигали здание, и стоящую на них стальную раму. Два крыла некогда единой конструкции вновь связали в одну, построив межу ними новый шестиэтажный подъезд. (Все изображения взяты здесь.)
В 1938 году был построен и первый в Москве висячий мост – Крымский. Новый Крымский мост был построен строго по оси старого Крымского моста, возведенного в 1873 году. На время строительства нового моста старый передвинули на 50 метров вниз по течению реки. В течение трех дней по старому мосту на новом месте было восстановлено движение в том числе и трамваев. После открытия нового Крымского моста, старый погрузили на баржи и отправили вниз по течению реки, в Заозерье (60 км от Москвы). Здесь он, вместе с пролетным сооружением прежнего Краснохолмского моста, был использован для возведения большого 270 м моста. Там мост простоял до аварии ТУ22, врезавшегося в мост в 1964 году.
В эти же годы начали заменять трамвай на троллейбус тоже под номером "Б". В 1936-1937 троллейбус следовал от Крымской площади до Курского вокзала через северную часть, к 1939 году маршрут был продлён до Таганской площади.
Следующие масштабные изменения начались на Садовом кольце уже в 1960-е годы. Именно тогда были построены 5 тоннелей, 3 эстакады и реконструирован Высокояузский мост. Первым был построен Маяковский тоннель (1960), последним – Самотёчная эстакада (1967). Листайте:
Троллейбусный маршрут закольцевали в 1963 году после завершения реконструкции части Садового кольца между Курской и Таганской площадями. В 1982 году маршрут был разделён на два кольца: внутреннее («Бк») и внешнее («Бч»). 7 июля 2016 года троллейбусный маршрут был "временно" закрыт в рамках благоустройства Садового кольца и заменён одноимённым автобусным маршрутом. В июле 2017 было объявлено, что троллейбусы на Садовое кольцо не вернутся.
Спортивное Садовое
В мае 1922 году впервые на Садовом кольце стартовала легкоатлетическая эстафета. Эстафета проводилась и во время великой Отечественной войны. С 1970 года в эстафете стали участвовать команды школьников. С 2000 года редакция газеты «Вечерняя Москва» перестала участвовать в организации эстафеты, а с 2013 года эстафета стала проводиться на территории комплекса «Лужники» и прилегающих набережных Москвы.
25 июня 1920 года в Москве впервые состоялась велогонка по Садовому кольцу. У горожан она вызвала огромный интерес. Её исторической преемницей можно считать современную ежегодную многодневную шоссейную велогонку «Пять колец Москвы» последний этап "Садовое кольцо" проводился 9 мая вплоть до 2016 года. В 2018 году соревнование возобновилось, в другом формате. К сожалению, из-за пандемии в 2020 и 2021 годах спортсмены остались без гонки. Сейчас организатором мероприятия выступает Национальная ассоциация любителей и ветеранов велоспорта. Велогонка для спортсменов проходит до 11 утра, а уже в 12 часов начинается велофестиваль. Источник с последнего велофестиваля, прошедшего 19 мая 2024 года: https://www.bfm.ru/gallery/story/3471/photo494017
Садовое кольцо сегодня и завтра
Сегодня Садовое кольцо – кольцевая магистраль (кольцо «Б») в центре Москвы, длиной 15,6 км, шириной 60-70 м включает 17 улиц и 15 площадей. С 2010-х Садовому кольцу стали пытаться вернуть его вид в соответствии с названием. В 2016-2017 годах прошли масштабные работы по благоустройству Садового кольца: было высажено 602 дерева и 17,9 тыс. кустарников, созданы новые скверы. Фотографии результатов озеленения Садового кольца взяты из открытых источников, листайте:
В 2021 году открылся ландшафтный парк на площади перед Павелецким вокзалом. Фото из открытых источников:
Сегодня существуют проекты возвращения трамвая на Садовое кольцо.
А пока Садовое кольцо, несмотря на реконструкцию 2016-2017 годов, высаженные в некоторых местах деревья и созданные скверы, остается шумной десятиполосной магистралью в центре города.
Напоминаю, что вы можете увидеть кусочек Садового кольца таким, каким оно было до реконструкции 1930-х годов. Самый узкий участок, на котором садов не было:
О других московских кольцах и границах читайте здесь.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Забелин И. Истории города Москвы
Кольцо перемен, или История Садового от Скородома XVI века до видовых зон века XXI.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы : : исторический обзор и полный указатель ее достопамятностей: соборов, монастырей, церквей, стен, дворцов, памятников, общественных зданий, мостов, площадей, улиц, слобод, урочищ, кладбищ и проч., и проч., : с подробным историческим списанием основания Москвы и очерком ее замечательных окрестностей - Москва: Издание книгопродавца И.А. Морозова, 1893
Снегирев И.М. Памятники московской древности
Вся Москва: Адресная и справочная книга... - Москва: Суворин "Новое время", 1875-1925. 1914
Старые фотографии
Старые карты