Найти тему

Московское Садовое кольцо. Прошлое, настоящее и будущее

Конец XVI – начало XIX века. Земляной вал

История Садового кольца началась в далеком 1591 году во время правления Фёдора I (15571598), царя всея Руси и великого князя Московского, сына Ивана IV Грозного. После набега хана Казы-Гирея летом 1591 года было решено укрепить границы города и вокруг был насыпан оборонительный вал. На нем возвели деревянную стену высотой 5 метров, а сразу за ней сделали ров с водой. В стене находилось 34 башни с воротами и около сотни глухих башен. При этом две башни с воротами были каменными: Серпуховская и Калужская.

А. Васнецов. Земляной город
А. Васнецов. Земляной город

Вероятнее всего, сначала укрепление появилось только в Замоскворечье, а весь город окружили стеной через некоторое время.

В Смутные времена деревянная стена была сожжена дотла. "В 1638 году Царь Михаил Феодорович (15961645) повелел сделать земляной вал на месте деревянного города, сожженного Поляко-Литовцами, от устья Яузы до Чертольской башни," писал И. Снегирев в своей книге "Памятники Московской древности". В 1638–1640 годах новые укрепления отодвинули дальше от центра города, перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.

Фрагмент художественной реконструкции Земляного города XVII века у Остоженского конюшенного двора. Из открытых источников
Фрагмент художественной реконструкции Земляного города XVII века у Остоженского конюшенного двора. Из открытых источников

Это укрепление стало четвертым оборонительным поясом города после Кремля, стен Кремля, Китай-города и Белого города.

План Москвы Маттеуса Мериана, 1638. Из открытых источников
План Москвы Маттеуса Мериана, 1638. Из открытых источников

К концу XVIII века Земляной вал утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади, на многих площадях появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года.

1816 – 1935. Садовое кольцо: площади и бульвары

При восстановлении города после пожара в 1816 году судьба Земляного вала была решена: его окончательно разрушили, ров засыпали, дорогу замостили булыжником. Расстояние между домами по обе образованной дороги составляло в среднем 60 метров, примерно половину отдали под мостовые и тротуары. Свободную часть обязали озеленить хозяевам домов, каждый решал сам, что именно сажать родилось Садовое кольцо.

К 1830-му году без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский, место народных гуляний, до 1877 года оставался широкой площадью.

В 1870-х были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут назывался "Б", в просторечье "букашка". (Маршрут "А" ходил по Бульварному кольцу. В то время Бульварное и Садовое кольцо назывались кольцо А и кольцо Б соответственно.)

Посмотрите фотографии улиц и площадей Садового кольца в конце XIX начале XX века начиная от Триумфальной площади по часовой стрелке (листайте):

Реконструкция. Садовое кольцо без садов и "помех"

Город рос, росло и количество транспорта. В середине 1930-х годов приступили к реконструкции Садового кольца. Улицу заасфальтировали и для расширения проезжей части стали убирать все палисадники и бульвары:

Еще в 1927 году были снесены Красные ворота, стоявшие на Садовом кольце:

1920 и 1927 годы
1920 и 1927 годы

В 1934 году было решено снести последнюю "помеху" движению, одну из главных достопримечательностей города Сухареву башню, построенную в конце XVII века:

Вид на Сухаревскую площадь во время окончания работ по разборке Сухаревой башни, 1934
Вид на Сухаревскую площадь во время окончания работ по разборке Сухаревой башни, 1934

Народная улица, идущая от Таганской площади к Москве-реке оказалась самой узкой, поэтому решено было построить новый Краснохолмский мост выше по течению заодно спрямив Садовое кольцо в этом месте:

Карты Москвы 1931 и 1938 годов
Карты Москвы 1931 и 1938 годов

Большой Краснохолмский мост открыли в 1938 году (по проекту инженера В. М. Вахуркина и архитектора В. Д. Кокорина, по другим данным по проекту Г. П. Гольца и Д. М. Соболева), угол наклона моста к реке составляет 55 градусов вместо 90 у старого.

При этом пришлось еще и дом передвинуть. Дом, построенный буквой Г в 1929 году было решено разделить на две части, короткую оставить на месте, а длинную (88 м) отрезать, передвинуть и развернуть на 19 градусов. Из-за слабости несущих грунтов по окончании передвижки в подвале оставили вагонетки, которые двигали здание, и стоящую на них стальную раму. Два крыла некогда единой конструкции вновь связали в одну, построив межу ними новый шестиэтажный подъезд. (Все изображения взяты здесь.)

В 1938 году был построен и первый в Москве висячий мост – Крымский. Новый Крымский мост был построен строго по оси старого Крымского моста, возведенного в 1873 году. На время строительства нового моста старый передвинули на 50 метров вниз по течению реки. В течение трех дней по старому мосту на новом месте было восстановлено движение в том числе и трамваев. После открытия нового Крымского моста, старый погрузили на баржи и отправили вниз по течению реки, в Заозерье (60 км от Москвы). Здесь он, вместе с пролетным сооружением прежнего Краснохолмского моста, был использован для возведения большого 270 м моста. Там мост простоял до аварии ТУ22, врезавшегося в мост в 1964 году.

В эти же годы начали заменять трамвай на троллейбус тоже под номером "Б". В 1936-1937 троллейбус следовал от Крымской площади до Курского вокзала через северную часть, к 1939 году маршрут был продлён до Таганской площади.

Колхозная (Большая Сухаревская) площадь, 1951. Высотка на площади Красных ворот еще не достроена. На троллейбусе написан маршрут: Таганская площадь - Курский вокзал. Источник: https://transphoto.org/articles/327/?cid=0&st=1320
Колхозная (Большая Сухаревская) площадь, 1951. Высотка на площади Красных ворот еще не достроена. На троллейбусе написан маршрут: Таганская площадь - Курский вокзал. Источник: https://transphoto.org/articles/327/?cid=0&st=1320

Следующие масштабные изменения начались на Садовом кольце уже в 1960-е годы. Именно тогда были построены 5 тоннелей, 3 эстакады и реконструирован Высокояузский мост. Первым был построен Маяковский тоннель (1960), последним Самотёчная эстакада (1967). Листайте:

Троллейбусный маршрут закольцевали в 1963 году после завершения реконструкции части Садового кольца между Курской и Таганской площадями. В 1982 году маршрут был разделён на два кольца: внутреннее («Бк») и внешнее («Бч»). 7 июля 2016 года троллейбусный маршрут был "временно" закрыт в рамках благоустройства Садового кольца и заменён одноимённым автобусным маршрутом. В июле 2017 было объявлено, что троллейбусы на Садовое кольцо не вернутся.

Спортивное Садовое

В мае 1922 году впервые на Садовом кольце стартовала легкоатлетическая эстафета. Эстафета проводилась и во время великой Отечественной войны. С 1970 года в эстафете стали участвовать команды школьников. С 2000 года редакция газеты «Вечерняя Москва» перестала участвовать в организации эстафеты, а с 2013 года эстафета стала проводиться на территории комплекса «Лужники» и прилегающих набережных Москвы.

25 июня 1920 года в Москве впервые состоялась велогонка по Садовому кольцу. У горожан она вызвала огромный интерес. Её исторической преемницей можно считать современную ежегодную многодневную шоссейную велогонку «Пять колец Москвы» последний этап "Садовое кольцо" проводился 9 мая вплоть до 2016 года. В 2018 году соревнование возобновилось, в другом формате. К сожалению, из-за пандемии в 2020 и 2021 годах спортсмены остались без гонки. Сейчас организатором мероприятия выступает Национальная ассоциация любителей и ветеранов велоспорта. Велогонка для спортсменов проходит до 11 утра, а уже в 12 часов начинается велофестиваль. Источник с последнего велофестиваля, прошедшего 19 мая 2024 года: https://www.bfm.ru/gallery/story/3471/photo494017

Садовое кольцо сегодня и завтра

Сегодня Садовое кольцо – кольцевая магистраль (кольцо «Б») в центре Москвы, длиной 15,6 км, шириной 60-70 м включает 17 улиц и 15 площадей. С 2010-х Садовому кольцу стали пытаться вернуть его вид в соответствии с названием. В 2016-2017 годах прошли масштабные работы по благоустройству Садового кольца: было высажено 602 дерева и 17,9 тыс. кустарников, созданы новые скверы. Фотографии результатов озеленения Садового кольца взяты из открытых источников, листайте:

В 2021 году открылся ландшафтный парк на площади перед Павелецким вокзалом. Фото из открытых источников:

Сегодня существуют проекты возвращения трамвая на Садовое кольцо.

Проект трамвайной линии на садовом. Источник: https://varlamov.ru/3915185.html?ysclid=lwepi7lxvm730147488
Проект трамвайной линии на садовом. Источник: https://varlamov.ru/3915185.html?ysclid=lwepi7lxvm730147488

А пока Садовое кольцо, несмотря на реконструкцию 2016-2017 годов, высаженные в некоторых местах деревья и созданные скверы, остается шумной десятиполосной магистралью в центре города.

Напоминаю, что вы можете увидеть кусочек Садового кольца таким, каким оно было до реконструкции 1930-х годов. Самый узкий участок, на котором садов не было:

О других московских кольцах и границах читайте здесь.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ
Забелин И. Истории города Москвы
Кольцо перемен, или История Садового от Скородома XVI века до видовых зон века XXI.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы : : исторический обзор и полный указатель ее достопамятностей: соборов, монастырей, церквей, стен, дворцов, памятников, общественных зданий, мостов, площадей, улиц, слобод, урочищ, кладбищ и проч., и проч., : с подробным историческим списанием основания Москвы и очерком ее замечательных окрестностей - Москва: Издание книгопродавца И.А. Морозова, 1893
Снегирев И.М.
Памятники московской древности
Вся Москва: Адресная и справочная книга... - Москва: Суворин "Новое время", 1875-1925. 1914
Старые фотографии
Старые карты