Вопрос этот отнюдь не праздный: количество электромобилей в нашей стране увеличивается год от года, и даже от месяца к месяцу. Сказвывается увлечённость «зелёными технологиями» наших китайских соседей, которые стали абсолютными мировыми лидерами по этой части. Помимо прямого импорта китайских электромобилей, «электрички» из китайских узлов начинают собирать и наши местные предприятия.
Скорость распространения новомодных транспортных средств напрямую зависит от нашего к ним отношения как способу решения экологических проблем. Ведь если считать борьбу с глобальным потеплением и изменениями климата делом второстепенным, то возникает вопрос: зачем вообще отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания?
Ведь с этими авто всё давно отработано, привычно, относительно недорого в конце концов. Можно только представить, сколько средств и усилий придётся вложить и затратить, чтобы перестроить в масштабах страны одну только систему заправки топливом. Нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, железнодорожные и автомобильные цистерны, автозаправки: куда это всё девать? А сколько придётся «с нуля» построить электрозарядных станций?
Зарядить электрический автомобиль — это не полный бак бензина за пару минут закачать. Это минимум полчаса на экспресс-зарядке, причём далеко не до максимального уровня. Очереди, которые в сезон отпусков порой возникают на традиционных заправках, могут показаться цветочками по сравнению с очередями на немногочисленных электрозарядных станциях. Чтобы их не было, придётся строить электрозарядки буквально гектарами.
А что делать водителям, которые проживают не в частных домах, а в новых районах-«человейниках» того же Краснодара? В частном доме хоть можно стандартную зарядку обустроить от электросети, а в районах новостроек как быть? Там не то что машину зарядить, там её элементарно припарковать на ночь не всегда и не везде получается.
Следует принять во внимание, что значительная часть нашей страны располагается в очень холодных климатических условиях. А как известно, аккумулятор холод не любит: химические процессы замедляются, ёмкость батареи падает, расход на отопление салона возрастает. В итоге запас хода электромобиля при крепком морозе может запросто снизиться в два раза. Проблема усугубляется тем, что чем холоднее климат, тем меньше заселена территория, а стало быть реже встречаются зарядные станции. Если, конечно, вообще встречаются. Возникает вопрос, будут ли зарядные станции в таких регионах рентабельны, и если нет, то кто будет эту инфраструктуру финансировать?
Но вернёмся к экологии. Её игнорировать точно нельзя, да и не получится это. Такая проблематика не может быть второстепенной по определению. В конце концов Земля — наш общий дом, да и проживать в более благоприятных экологических условиях приятно всем. Идея, что по утрам из дворов мнгоквартирных домов, превращённых в парковки, не будут подниматься клубы выхлопов углекислого газа и прочих продуктов сгорания топлива, выглядит очень привлекательной. Да и шум от потока автомобилей, круглосуточно движущихся по проспектам наших городов, станет поменьше. Шорох листвы, пение птиц: помните, как это было в прошлом веке, когда машин было в разы меньше? Может быть, эти времена смогут вернуться хоть в некоторой степени?
В общем, вопросов здесь больше, чем ответов. С одной стороны, прогресс не стоит на месте, и похоже, что процесс вытеснения традиционных автомобилей «электричками» уже не остановить. Да наверное, это и не нужно делать, учитывая важность хорошей экологии. С другой стороны, хочется, чтобы всё было сделано по уму. Возможно, следует обратить внимание на гибридные автомобили, в которых тяговая электрическая батарея сочетается с двигателями внутреннего сгорания. В любом случае нужно заранее озаботиться созданием соответствующей парковочной и зарядной инфраструктуры. Это тот самый случай, к которому применима пословица: «Семь раз отмерь, один отрежь». Будем надеяться, что оптимальное решение именно для наших условий в итоге будет найдено.