Найти тему
ЯМадама

«Страсти по Матвею»: вера, любовь и шоу-бизнес

Оглавление

Этот фильм шёл в кинотеатрах совсем недавно, и вот уже премьера на Первом. Важно было, чтоб его увидел массовый зритель. Потому что тема необычная. «Страсти по Матвею» показывает современную действительность с необычной точки зрения. Открывает мир, который вроде бы всем доступен, но до сих пор остаётся обособленным. И требует пояснений. Это мир современного православия. Где центром всего должна быть любовь.

Постер фильма «Страсти по Матвею». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/poster/175221/
Постер фильма «Страсти по Матвею». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/poster/175221/

Здравствуйте!

Как оказалось, говорить на такую тему достаточно сложно. Фильм в лёгком жанре, не претендующий на особую глубину. Но и он вызвал противоречивые реакции. Одних зрителей заставил задуматься на вечные темы. А у других вызвал возмущение. И даже требования запретить показ. Чтоб не оскорблять ничьих убеждений.

Матвей (Денис Власенко). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1495253/
Матвей (Денис Власенко). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1495253/

«Страсти по Матвею»: сюжет

Матвей вырос в семье батюшки. Он трудится в храме алтарником и готовится стать настоятелем собственного прихода. Для выпускника семинарии это большое достижение. И большая ответственность. Настоятель должен быть образцом для прихожан. У батюшки в супругах должна быть матушка. Благочестивая молодая девушка.

Что бы ни говорили о нынешних временах, такие девушки есть. Матвей, симпатичный молодой человек, со школы встречался с девушкой Лизой, к которой ни у кого не было претензий. Даже у строгих родителей. Однако Лиза к серьёзным шагам не готова. Дружить с порядочным юношей – это одно, а стать матушкой – совсем другое. Девушка предпочла саморазвитие.

И теперь Матвею надо срочно найти себе жену. Девушку православной культуры, которая знает, что её ждёт в роли жены священника. Ученицы семинарии к выпуску уже просватаны. Остаётся искать на православных сайтах знакомств (оказывается, есть и такие).

Но юноша понимает, что ему нужна не просто супруга. Он ищет любовь.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1532396/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1532396/

И тут – прямо как в кино – Матвей встречает художницу Агату.

Агата (Валери Зоидова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335887/
Агата (Валери Зоидова). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335887/

Девушка из современной молодёжи. Такой утрированно современной: татуировки, вeunы, самокаты. В ближайших жизненных планах – уехать на тропические острова и открыть там школу сёрфинга.

К тому же у Агаты в наличии имеется продвинутый бойфренд Роберт и незапланированная бepeмeнность.

Роберт (Анар). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1236748/
Роберт (Анар). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1236748/

Вот в такую неподходящую девушку влюбляется Матвей. И это повод задуматься не только о жизненных планах, но и о самой сути любви. Той, о которой говорил апостол Павел.

«Страсти по Матвею»: оставляет впечатление

Фильм отчасти просветительский. Должен был развенчать стереотипы. Показать жизнь глазами молодого человека, который, с одной стороны, живёт в современном мире, с другой – убеждён в незыблемости идеалов и догм, начитанных столетия назад. Как соотносятся каноны веры с реалиями нынешнего дня?

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335886/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335886/

И сюжет вроде необычный. Молодой человек хочет жениться. Готов взять на себя обязательства. Жених есть – невест не хватает. Вроде бы парадоксальная ситуация. Принято думать, что девушки хотят замуж, а молодые мужчины с этим не торопятся.

Невольно вспомнился старый фильм «Семь невест ефрейтора Збруева». Там тоже добрый молодец безуспешно невесту искал. И, кстати, был там эпизод с молодым священнослужителем, которому холостяцкое положение перекрывало карьерный рост. В то время этот эпизод воспринимался как забавная экзотика.

А сейчас вроде всё по-другому. Но оказывается, что православный мир по-прежнему отделён от мирского. То, что вышел фильм на такую тему, хорошо. И очень интересно. Но к финалу осталось слишком много вопросов.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335892/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1335892/

«Страсти по Матвею»: остались вопросы

Вроде бы приоткрыли зрителю мир современной православной культуры, но как будто в щёлочку дали заглянуть. Чуть-чуть показали – и тут же дверь захлопнули.

Вроде бы герой вырос в обществе. В школу ходил, с друзьями общался, с девушкой встречался. А конфликт в фильме выстроен так, как будто Матвей не в миру взрослел. Стоило оказаться в шумной компании – как тут же впросак попал. Слово впервые сверстников увидел. Его тут же опоили-обсмеяли, выкрасили да выбросили. В буквальном смысле: напоили до потери контроля и покрасили волосы в зелёный цвет. Что для храма, как вы понимаете, не подходит. И наивный юноша не догадался пойти к парикмахеру, так с зелёной головой и слонялся, получая от батюшки заслуженные взбучки.

Батюшка (Алексей Розин). Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1495283/
Батюшка (Алексей Розин). Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/1495283/

И современная молодёжь в фильме показана карикатурно. Объявили их продвинутыми и толерантными – а представили порочными и агрессивными. Понятно, что это для контраста. Но Матвей на таком фоне выглядит не героем, а недоумком.

Ну и финал вышел скомканным. Особенно непонятна линия отца Фёдора – священника, которого бросила жена. Весь фильм это было препятствием для службы. А в конце вдруг ситуация разрешилась. Как? Не объяснили. Как-то.

Отец Фёдор (Тимофей Трибунцев). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1236747/
Отец Фёдор (Тимофей Трибунцев). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/159571/foto/i2/1236747/

«Страсти по Матвею»: чем всё закончилось

Показ на Первом канале завершился послесловием. Сразу после фильма вышла программа «Подкаст. ЛАБ». Вот от неё и ждали разъяснений. Тем более что в студии, кроме исполнителей главных ролей, присутствовал и настоящий батюшка.

Но ничего не разъяснили. Молодые актёры оказались не просто не в теме, а даже не рядом. Красивые, гламурные, успешные. Они громко говорили и любовались собой. Видимо, этому нынче учат в театральных вузах. Вживаться в героя, выстраивать линию, продумывать характер персонажа, изучать среду – это всё не главное. Главное – самопрезентация. И молодые актёры тратят эфирное время на обсуждение не фильма, а себя.

Валери Зоидова (нет, не Валерия, а Валери!) рассказала, что роль своей героини Агаты играла пастозно. Не спрашивайте, что это, в системе Станиславского такого точно нет.

Анар на пути к славе потерял фамилию. В «Этерне» он ещё был Анаром Халиловым, а теперь просто Анар. Мне кажется, с фамилией ему больше идёт. Но им там, в шоу-бизнесе, виднее.

Денис Власенко известен по сериалу «Стрим». И образ странноватого чудачка принёс оттуда. Но юноша милый, а большего в современном кино и не требуется.

«Страсти по Матвею»: в кадре и за кадром

Всё, что было после показа, помешало услышать главное.

Ещё раз убеждаюсь: лучше не смотреть интервью актёров, не заглядывать в закулисье.

Смотришь в кадр – кино. Иногда почти искусство. А за кадром – сплошной шоу-бизнес.

А ведь смысл у фильма правильный. Хотя и донесли его невнятно. Главное же – та самая цитата из апостола Павла:

Любовь никогда не перестаёт

Как говорится, имеющий уши да услышит