И зачем это нужно
Единственным доказательством права собственности на недвижимость являются сведения о регистрации в Едином государственном реестре.
Без регистрации прав на недвижимость невозможно ею распоряжаться, и даже можно лишиться её.
Переход права собственности на недвижимость, например, при продаже или дарении, подлежит государственной регистрации. То есть, чтобы стать полноправным владельцем, необходимо, чтобы государство зафиксировало сведения о недвижимости и данные по сделке в своей базе. Эта база называется ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости.
За ЕГРН отвечает государственный орган — Росреестр. Через свои территориальные отделения он проводит государственную регистрацию и кадастровый учёт недвижимости.
На незарегистрированное имущество не начисляется налог, так как сведения о нём не переданы в налоговую инспекцию. Это является правонарушением — уклонением от уплаты налогов. Также нельзя получить вычет по расходам на покупку такой недвижимости, потому что права на неё не зарегистрированы. В случае с ипотекой банк не выдаст кредит до тех пор, пока заёмщик не предоставит расписку о том, что документы по сделке сданы на регистрацию в Росреестр.
Без регистрации в жилье невозможно зарегистрироваться — для этого требуется согласие собственника, указанного в ЕГРН.
Как государство защищает владельцев недвижимости
Защита распространяется как на собственников, уже внёсших информацию о своей недвижимости и совершённых сделках в базу данных, так и на потенциальных покупателей.
Для покупателей это означает уверенность в том, что они приобретают недвижимость у настоящего владельца. Они могут ознакомиться с основными характеристиками объекта, такими как площадь, адрес и кадастровый номер. Кроме того, они могут узнать, нет ли на объекте сделки арестов, обременений или запретов, а также есть ли среди собственников несовершеннолетние.
В случае если покупатель по каким-либо причинам лишится своей недвижимости, он имеет право на единовременную компенсацию из бюджета. Например, если продавец квартиры заявит о своей недееспособности на момент совершения сделки или если сделка была проведена мошенниками по поддельным документам.
Для получения компенсации покупателю необходимо обратиться в суд, указав в иске региональное казначейство в качестве второй стороны. Компенсация будет выплачена в размере фактических убытков или исходя из кадастровой стоимости недвижимости, в зависимости от выбора потерпевшего и решения суда.
Важно отметить, что попытка завысить стоимость недвижимости и получить выгоду за счёт казны не будет успешной. В случае признания нарушений прав потерпевшего, государство должно будет покрыть его убытки и взыскать деньги с виновной стороны.
Житель Брянска смог добиться компенсации из бюджета, хотя судебные разбирательства заняли четыре года. Всё началось с того, что квартиру продали без доверенности и разрешения от собственника части жилья, который в то время находился в тюрьме.
За время существования квартиры сменилось шесть собственников, и только после шестой продажи ситуация прояснилась. Мужчина приобрёл квартиру в 2012 году через агентство недвижимости. Сделку проверили в банке, однако это не уберегло его от появления собственника, который был незаконно лишён своей доли много лет назад.
Уже тогда возник спор о законности сделок до этой, но покупатель всё же приобрёл квартиру. В сентябре 2019 года суд принял решение взыскать в пользу лишившегося жилья собственника 1,65 миллиона рублей. Деньги должны были взыскать с продавца, которая знала, что продаёт квартиру, по которой идёт спор. Однако решение суда не было исполнено, и взысканий так и не последовало.
Тогда в декабре 2021 года пострадавший взыскал с казначейства уже почти 1,8 миллиона рублей, поскольку цена недвижимости к тому времени снова выросла, а соответственно, и ущерб тоже.
Похожая история произошла в Иркутске. Мужчина лишился приобретённой квартиры, так как продавец действовал по доверенности, а эту доверенность от собственника впоследствии признали недействительной. Продавец должен был вернуть потерпевшему 1,6 миллиона рублей.
Решение суда приставы не исполнили. Они смогли взыскать только 27 036 рублей, а затем объявили, что не могут установить местоположение должника, и прекратили исполнительное производство. Тогда мужчина пошёл требовать компенсацию уже от государства, но в меньшей сумме — 1 миллион рублей. Суд отказал, поскольку не признал истца добросовестным приобретателем квартиры: продавец продолжал жить в квартире.
То есть квартира как была у продавца, так и остаётся у него, а компенсация возможна только тогда, когда покупатель владел имуществом, но вынужден был его отдать.
Государственная регистрация права подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эту запись вносит государственный регистратор — сотрудник Росреестра. Она означает, что переход прав собственности, их возникновение или прекращение состоялись.
Для заявителя Росреестр формирует выписку из ЕГРН. До 2016 года вместо такой выписки выдавали бумажное свидетельство о регистрации права собственности.
В разные периоды заявитель получал документ о собственности в таком виде:
* с 21 января 1998 года по 1 сентября 2013 года — свидетельство о регистрации;
* с 1 сентября 2013 года по 15 июля 2016 года — свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРН;
* с 15 июля 2016 года по настоящее время — выписка из ЕГРН.
Выписку из ЕГРН можно получить в бумажном или электронном виде на любой объект недвижимости, сведения о котором есть в реестре. Эти документы юридически равнозначны. Ниже я покажу выписку из ЕГРН, которую получил в 2019 году после регистрации права собственности на квартиру.
С 1 марта 2023 года получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с личными данными собственников недвижимости можно только с их согласия.
Выписка состояла из четырёх страниц, на каждой из которых стояла подпись и печать регистратора — сотрудника Росреестра. Регистратор работал с моим пакетом документов.
На первой странице была вся информация о моей квартире: кадастровый номер, адрес, площадь, этаж и назначение.
Я покупала недвижимость дважды. Первый раз это было в апреле 2016 года, за несколько месяцев до отмены свидетельств о собственности. Тогда я получила свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Новое свидетельство было гораздо более простым по сравнению с предыдущими. Оно было распечатано на обычном листе бумаги, а не на специальном государственном бланке.
Какие права на недвижимость нужно регистрировать в Росреестре
В Росреестре нужно регистрировать:
* право собственности на землю, недвижимость и имущественные комплексы;
* сделки с ними;
* ограничения и обременения недвижимого имущества, такие как сервитут, ипотека, доверительное управление, найм жилья и другие;
* кадастровый учёт недвижимости.
Нужно ли перед регистрацией ставить недвижимость на кадастровый учёт? Как мы уже говорили, такой учёт ведут территориальные отделения Росреестра. Они формируют перечень всей недвижимости в стране — ГКН, государственный кадастр недвижимости. Каждому объекту присвоен уникальный кадастровый номер.
Например, кадастровый номер моей квартиры — 72:17:1316004:XXXX. Такой комбинации цифр больше не будет ни у одного объекта недвижимости — это уникальная цифровая запись точного адреса моей квартиры. Расшифровать её можно так:
72 — округ, Тюменская область;
17 — район, Тюменский район;
1316004 — квартал, в котором находится жильё;
XXXX — номер квартиры по кадастровому учёту, который отличается от номера в почтовом адресе.
**ГКН и ЕГРН — два связанных источника информации о недвижимости в России.**
Сведения об объекте недвижимости будут внесены одновременно в ЕГРН и ГКН, если:
* объект недвижимости только что создан — например, построен новый жилой дом;
* объект недвижимости образован из существующих — например, коммунальную квартиру разделили на несколько отдельных квартир;
* объект недвижимости уничтожен — жилой дом снесли;
* появилась или была ликвидирована часть объекта — например, к дому пристроили комнату или, наоборот, разобрали часть строения.
Регистрацию права собственности на недвижимость проведут без её кадастрового учёта, если об этой недвижимости уже есть сведения в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
В исключительных случаях кадастровый учёт проведут без регистрации права собственности. Вот некоторые из таких случаев:
* на кадастровый учёт ставят многоквартирный дом и регистрируют право собственности на всё здание. Отдельные помещения и машино-места в нём только поставят на кадастровый учёт. После застройщик их продаст, и тогда за каждым владельцем зарегистрируют право собственности;
* изменились основные сведения об объекте недвижимости — например, изменена категория земель, разрешённое использование участка, адрес объекта, назначение здания или помещения.
В остальных случаях не важно, стоит ли недвижимость на кадастровом учёте или нет. Если право собственности ещё не закреплено в Росреестре (Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии), то сразу же после подачи заявления о регистрации недвижимость поставят на кадастровый учёт.
Росреестр работает по принципу «одного окна»: и регистрацию права, и кадастровый учёт проведут в одном месте, по одному пакету документов.
Какие документы нужны для регистрации права собственности в Росреестре
Для регистрации права собственности собственнику необходимо обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением. К заявлению следует приложить документ, на основании которого будет внесена запись в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Такими документами могут быть:
- акт органа власти, который инициирует возникновение права собственности, например, решение органа местного самоуправления о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье;
- договоры о возникновении, изменении или прекращении прав на недвижимость;
- акт приема-передачи объекта долевого строительства от застройщика к участнику долевого строительства;
- акт или свидетельство о приватизации;
- свидетельство о праве на наследство;
- вступившие в силу судебные решения;
- акты о правах на недвижимость, выданные ранее уполномоченными органами власти, например, свидетельство на право собственности на землю — паи, которые колхозы и совхозы раздавали жителям сел и деревень с 1991 года для владения паем, землю необходимо поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в Росреестре;
- технический план после перепланировки или переустройства;
- акт обследования прекращения существования объекта.
Дополнительно для регистрации права собственности или кадастрового учета земельных участков могут потребоваться следующие документы:
- межевой план, если образуется новый участок или изменяются его границы;
- схема размещения участка на публичной кадастровой карте, если участок предоставляется по программе «Дальневосточный гектар»;
- карта-план территории при её комплексной разработке.
После 29 июня 2022 года Росреестр не забирает документы и не ставит на них штампы о регистрации. Теперь участникам сделки не нужно распечатывать и подписывать дополнительный экземпляр договора купли-продажи и передаточного акта для Росреестра. Достаточно иметь свои экземпляры документов в бумажном виде — все бумаги будут переведены в электронный формат.
Как подать документы на регистрацию права собственности
Есть несколько способов подать документы в Росреестр:
1. Через МФЦ. Для этого вам понадобятся паспорт и документы, а сотрудник МФЦ отсканирует их. Если вы оформляете ипотеку, то также нужно предоставить закладную в бумажном виде.
2. На дому. Сотрудники Росреестра приедут к вам на дом бесплатно, если вы ветеран или инвалид Великой Отечественной войны, инвалид первой или второй группы. Для остальных категорий граждан услуга платная. В каждом регионе свой тариф. Например, в Москве услуга стоит 3400 рублей для граждан и 6300 рублей для организаций. В Санкт-Петербурге цены ниже — 1500 и 1700 рублей соответственно, а в Севастополе такая услуга вообще не предоставляется.
3. Через интернет. Это можно сделать через сервис «Домклик», портал госуслуг или личный кабинет на сайте Росреестра. Заявление и электронные образы документов необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Как проверить, прошла ли электронная регистрация
С регистрацией в МФЦ всё просто: вы получаете расписку о приёме документов с указанием даты, когда можно будет забрать выписку из ЕГРН.
На какой стадии находится рассмотрение вашего заявления, можно узнать на сайте МФЦ.
Если вы подавали заявление на регистрацию онлайн, то не получите выписку на руки — вам придёт только уведомление по электронной почте. Зато в личном кабинете на сайте Росреестра и на сайте налогоплательщика появится запись о собственности.
Электронный документ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный. Однако, если вам принципиально иметь заверенную Росреестром бумагу о собственности, после регистрации вы можете обратиться в МФЦ за изготовлением выписки.
**Что такое УКЭП и для чего она нужна?**
При подаче заявления в Росреестр через интернет вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это персональный файл, содержащий зашифрованную информацию о владельце. УКЭП приравнивается к ручной подписи и может использоваться для заверения различных электронных документов или запросов информации из систем Росреестра.
Получить УКЭП можно несколькими способами:
1. Бесплатно в приложении «Госключ». Этот способ подходит тем, у кого есть смартфон с поддержкой NFC и загранпаспорт нового образца.
2. Через один из аккредитованных удостоверяющих центров, включая Роскадастр. Стоимость услуги составляет от 700 до 2200 ₽.
При онлайн-регистрации права собственности на недвижимость отдельное разрешение от Росреестра на использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) не требуется. Однако, если вы хотите продать или подарить уже имеющуюся недвижимость, вам нужно будет сначала подать заявление в офисе Росреестра, чтобы получить разрешение на проведение сделки электронным способом.
Заявление будет рассмотрено в течение пяти рабочих дней, после чего соответствующая запись будет внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Только после этого вы сможете отчуждать недвижимость. Вы можете разрешить сделку с одним объектом недвижимости или сразу со всеми. Если у вас есть сомнения в безопасности своей недвижимости, вы можете просто не направлять заявление, и тогда электронная регистрация перехода права собственности не состоится.
Однако есть исключения. Без соответствующей записи совершать операции с недвижимостью могут:
* органы государственной власти и местного самоуправления;
* нотариусы;
* банки;
* стороны, которые подписали свои заявления и документы по сделке с использованием более совершенных УКЭП — с сертификатом ключа проверки подписи.
Без предварительного разрешения, полученного Росреестром от собственника, никто не сможет распоряжаться вашей недвижимостью через интернет, даже вы сами. Подача заявления без необходимости посещать МФЦ, безусловно, проще. Кроме того, срок регистрации по таким сделкам может быть сокращён до одного-двух дней.
Опасность электронной сделки заключается только в том, что злоумышленники могут завладеть вашей УКЭП и паролем к ней. Либо ими могут воспользоваться люди, которые занимаются сделкой — недобросовестные юристы или риелторы. Сами удостоверяющие центры, которые могут выдать сертификат даже по копии паспорта, контролировать трудно, ведь именно там идентифицируют человека, которому доверяют сертификат подписи. Есть опасные прецеденты.
Житель Курска обратился в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с заявлением о разделе своего земельного участка на несколько меньших. Однако Росреестр уведомил его о том, что кадастровый учёт раздела невозможен, поскольку заявитель больше не является собственником.
Оказалось, что за некоторое время до подачи заявления в МФЦ прошли две электронные сделки, в результате которых право собственности на землю было передано другому человеку. Мужчина всё отрицал и утверждал, что у него даже нет электронной подписи.
В ходе расследования выяснилось, что обе стороны сделки — и продавец, и покупатель — действительно были в МФЦ и получили электронные подписи. Они планировали совершить сделку в будущем, но только после того, как продавец образует новый земельный участок.
Оказалось, что всё происходило по указанию риелтора, который не объяснил суть вещей, а просто попросил поставить подписи там, где нужно. В итоге мужчины доверили свои документы и подписи риелтору и сотруднику МФЦ, которые отправили сделку на регистрацию в Росреестр.
Для того чтобы электронная регистрация состоялась, продавец должен был подать заявление о разрешении ему проводить электронные сделки со своей недвижимостью. Сотрудник Росреестра утверждал, что такое заявление было, но пострадавший говорил обратное. Возможно, мужчина доверился риелтору, который сделал всё за него сам. Либо сотрудники Росреестра поторопились и провели сделку без предварительного заявления, а позже сделали о нём отметку.
Суд принял решение признать заключённый при помощи УКЭП договор купли-продажи недействительным и вернуть право собственности на землю продавцу.
Как запретить регистрировать право на недвижимость без личного присутствия
В августе 2019 года были внесены изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Они касаются использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при совершении сделок с недвижимостью.
Теперь, если собственник подаёт заявление на совершение онлайн-сделки с недвижимостью, информация об этом будет внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Если же такой записи не будет, заявления и документы не будут рассмотрены.
Сделка без личного участия заявителя будет проведена только в том случае, если он дал на это согласие.
Информация о запрете появится в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления в Росреестр.
Чтобы отменить запрет, можно воспользоваться одним из трёх способов:
* лично подать заявление о смене права собственности;
* подать заявление об отмене запрета;
* обратиться в суд.
Как уплатить госпошлину
Информация о правах и ограничениях на недвижимость в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) вносится за определённую плату — государственную пошлину.
Для физических лиц госпошлина составляет 2000 рублей, а для юридических лиц — 22 000 рублей. При регистрации права собственности на земельный участок госпошлина составляет 350 рублей.
Если собственников несколько, то сумму госпошлины необходимо разделить между ними. Например, если семья из пяти человек приобретает квартиру, то каждый из будущих владельцев должен будет заплатить 400 рублей.
От уплаты госпошлины освобождаются следующие категории граждан:
1. Герои СССР и России;
2. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
3. Малоимущие граждане — за совершение сделок с недвижимостью. Для подтверждения статуса малоимущего необходимо предоставить справку из местной социальной защиты. Эту справку можно получить напрямую в социальной защите или через МФЦ.
4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций — за регистрацию нового жилья или выдачу дубликата документа о собственности взамен утерянного при чрезвычайной ситуации. Для подтверждения статуса необходимо предоставить акт или справку от органов власти о потере жилья или документов в результате ЧС. Например, потеря дома при пожаре, вызванном природными явлениями, будет считаться чрезвычайной ситуацией, а при возгорании, возникшем в бытовых условиях, — нет.
5. Жители Москвы, попавшие под программу реновации жилищного фонда.
При подаче заявления в Росреестр необходимо оплатить государственную пошлину. Документ об оплате предоставлять не обязательно, но можно приложить квитанцию для спокойствия. В Росреестре смогут без проблем проверить данные о платеже, и срок регистрации не затянется.
Неважно, каким документом будет подтверждён платёж: копией или оригиналом квитанции, скриншотом интернет-банка или просто реквизитами платежа, выписанными на листок.
Оплатить можно двумя способами: через кассу банка или через интернет-банк. Главное — знать правильные реквизиты для перечисления денег на счёт. Они отличаются в каждом регионе и внутри региона одним реквизитом — КБК, в зависимости от способа подачи заявления: напрямую в Росреестр или через МФЦ.
Узнать реквизиты для оплаты можно на месте — обычно там выдают распечатки с реквизитами и назначением платежа, или на сайте Росреестра, выбрав свой регион.
При онлайн-регистрации платёж нужно совершить в определённый срок после подачи заявления по квитанции, сформированной Росреестром. Квитанцию можно скачать и получить на электронную почту заявителя после проверки заявления.
Срок платежа будет указан в квитанции об оплате.
В квитанции есть уникальный идентификатор начислений — УИН. Зная этот идентификатор, вы можете легко произвести оплату: введите его в разделе «Платежи» в мобильном банке или сообщите сотруднику кассы банка.
Оплата пройдёт по нужным реквизитам, и средства будут зачислены на счёт Росреестра. Прикладывать квитанцию об оплате к заявлению не нужно.
Чтобы упростить процесс оплаты через мобильный банк, Росреестр даже создал пошаговую инструкцию.
Если вы оплатите госпошлину не полностью, по неверным реквизитам или не оплатите её вообще, то регистрацию не приостановят. Вам просто вернут документы без рассмотрения.
Срок регистрации права собственности на недвижимость
Срок регистрации зависит от способа подачи заявления, полноты предоставленных документов и своевременности оплаты госпошлины.
Сроки регистрации:
- при подаче заявления онлайн — 7 рабочих дней;
- при подаче через МФЦ — 9 рабочих дней;
- в случае, если регистрацию инициировало судебное решение — 5 рабочих дней.
В каких случаях Росреестр может приостановить регистрацию права или отказать в ней
У Росреестра есть более 70 оснований для приостановления регистрации. Это означает, что срок выдачи готового результата будет отложен до тех пор, пока не будет устранена причина, по которой невозможно зарегистрировать право собственности.
Вот наиболее распространённые причины приостановления регистрации:
1. Подача неполного пакета документов. В этом случае потребуется отправить дополнительные документы онлайн или предоставить их лично.
2. Недвижимость находится под обременением или арестом.
3. Сведения об объекте в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) и в документах от заявителя не совпадают. Это может произойти из-за ошибки в документах или реальных изменений, таких как изменение площади или адреса объекта. Достоверные данные необходимо подтвердить технической документацией.
4. Ошибки в договорах, по которым происходит отчуждение недвижимости, или отсутствие важных пунктов, например, информации о том, кто будет иметь право пользоваться квартирой после перехода прав собственности.
5. С заявлением обратился не собственник объекта.
6. Росреестр не успел получить ответы на запросы от других ведомств, чтобы завершить регистрацию вовремя.
7. Не соблюдена форма договора — это касается сделок, которые обязательно должны быть заверены нотариусом. Иногда служба злоупотребляет своим положением и требует выполнения условий, которых нет в законе.
Рассмотрим последний пример.
В Санкт-Петербурге мужчине удалось зарегистрировать право собственности на 1/3 доли в квартире, которую он выкупил на торгах. Однако Росреестр потребовал, чтобы сделка была заверена нотариально.
Суд пояснил, что поскольку имущество было продано на торгах, то требование о нотариальном заверении договора купли-продажи доли в данном случае не применимо. Суд обязал Росреестр зарегистрировать право собственности за мужчиной.
После этого Росреестр дважды пытался обжаловать решение в апелляционном и кассационном судах, но безуспешно.
Всем участникам процесса Росреестр направляет уведомление о приостановке регистрации. В этом уведомлении указаны причины приостановки и срок, в течение которого необходимо устранить замечания.
Уведомление можно получить в МФЦ, в личном кабинете на портале госуслуг, по электронной почте, при личном визите в ведомство или по телефону.
На исправление замечаний даётся три месяца. Регистрацию возобновят, как только Росреестр получит от заявителей или органов власти необходимые сведения или документы.
Если в течение этого срока причину приостановки не удастся устранить, в регистрации откажут и госпошлину не вернут.
В Брянске Росреестр приостановил регистрацию права общей долевой собственности супругов на недвижимость. Причиной стало то, что супруги предоставили соглашение о распределении долей в простой письменной форме.
По мнению Росреестра, регистрацию можно было возобновить только при условии предоставления супругами нотариально заверенного брачного договора или соглашения об определении долей в совместной собственности супругов и выделении из них долей детям.
Однако суд пояснил, что супруги выделили доли детям на средства материнского капитала, который является не совместно нажитым имуществом. Материнский капитал выдаёт государство, поэтому нотариального соглашения о разделе имущества между супругами в этом случае не требуется. Достаточно того соглашения, которое составили супруги.
Таким образом, приостановка регистрации была признана незаконной. Суд обязал Росреестр зарегистрировать право общей долевой собственности супругов на недвижимость на основании соглашения об определении долей.
Пока право собственности не зарегистрировано или не принято решение об отказе в регистрации, заявитель может отозвать своё заявление. Если в регистрации откажут после приостановки регистрации, обжаловать это решение можно будет только в судебном порядке. Однако есть возможность забрать документы, привести их в соответствие с требованиями закона и подать заявление повторно. В этом случае можно будет вернуть половину уплаченной государственной пошлины при условии подачи заявления о возврате средств.
Что нужно знать о регистрации права собственности
Чтобы иметь возможность распоряжаться недвижимостью, получать имущественный налоговый вычет и платить налоги, необходимо зарегистрировать право собственности.
Для этого нужно обратиться в Росреестр и подать заявление, приложив к нему документы, подтверждающие основания для регистрации права. Государственная регистрация права собственности — это внесение сведений о собственнике и недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Выписка из ЕГРН подтверждает успешное завершение регистрации права. За внесение сведений в ЕГРН взимается госпошлина.
Государство защищает собственников недвижимости. В случае отмены сделки есть возможность взыскать стоимость недвижимости из казны государства. Это часто бывает быстрее, чем получать возмещение от недобросовестного продавца.
Подать заявление о регистрации права собственности можно лично специалисту Росреестра, через МФЦ или онлайн. Для онлайн-регистрации потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Важно не допустить ситуации, когда ею может воспользоваться кто-то другой, чтобы не столкнуться с мошенничеством в отношении недвижимости. Электронная подпись имеет юридическую силу, равную ручной подписи.
Сделки онлайн можно проводить только после того, как собственник лично напишет заявление в Росреестре, и об этом будет сделана запись в ЕГРН. Дополнительно можно подстраховаться и написать ещё одно заявление о запрете проведения любых действий с имуществом без личного присутствия собственника.
С момента подачи заявления о государственной регистрации права собственности до получения результата обычно проходит 7-9 рабочих дней.
Регистрацию могут приостановить на срок до трёх месяцев, но каждую из сторон заявления об этом обязательно уведомят. Как только причина приостановки будет устранена, срок регистрации восстановят.
Если срок приостановки истечёт, а обстоятельства, мешающие регистрации, так и не будут исправлены, в регистрации будет отказано. Отменить отказ можно будет только в суде.
Чтобы избежать отказа в регистрации, можно забрать заявление и прекратить регистрацию по инициативе заявителя. В этом случае можно будет вернуть половину госпошлины и подать документы позже.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!