Педагог, работающий с особенными детьми, должен научиться думать как особенный ребенок

889 прочитали

Когда педагог проводит индивидуальное занятие с ребенком с особенностями развития, нетрудно понять, что оно может проходить не по плану, не по сценарию, так сказать.

Например, у нас на работе в спецучреждении для особенных детей на занятиях с детками с ментальными нарушениями такое происходит регулярно. А само течение занятия усугубляется еще и тем, что теперь, по новым и странным законам, от педагогов скрывают диагнозы детей.

Но, об этом уже писано-переписано, поэтому останавливаться на этом подробно не буду.

Лучше перескажу этот процесс со слов очень интересной женщины, прекрасного человека, проработавшего в нашем учреждении много лет (не знаю точно, сколько именно, но когда я только пришла сюда, она уже здесь работала психологом).

Психолог-оригинал

Все коллеги испокон веков считали ее самым крутым специалистом учреждения, прислушивались к ней, старались на нее равняться, а некоторые - даже побаивались.

А многие знающие мамочки - всегда старались протащить своего ребенка именно к ней, а не к другим психологам.

Так вот, когда я жаловалась ей на то, как некоторые детки ведут себя на моих индивидуальных (творческих) занятиях, она всегда говорила мне:

- Настён, если мы говорим о подходе к ребенку, то, хочешь-не хочешь, а надо хотя бы на пару минут поставить себя на его место! И тогда тебе проще будет понять, что делать с ним дальше…

Оооо, если честно, после душераздирающей лекции этой чудесной женщины - у меня и волосы шевелились, и глаз дергался, и даже пятки тряслись…
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот он, сценарий!

Итак, мало того, что любое занятие: с психологом, логопедом, дефектологом, урок по бытовой адаптации, или в творческом кружке (я как раз на кружках работаю) - проходит в непривычной для педагогов форме, так еще и сама форма может меняться каждые 3 минуты, в зависимости от поведения ребенка, который пришел заниматься.

Точнее - не сам пришел, а его привели (мама или воспитательница из стационара).

Представим, сидит ребеночек с мамой в палате, мультик на телефоне смотрит или печеньку жует, а может в игровой комнате с ребятками тусит, наслаждается жизнью

А тут его вдруг на занятие тащат! В замкнутый кабинет, к чужой тётке, которая от него еще что-то смеет требовать!

  • Ага-ага, нехорошая тётка не только требует, но еще и не разрешает делать то, что хочет ребенок! Например, хватать без спроса с учительского стола разноцветную книжечку и рвать её! (это я про пособие, а так, по сути, это может быть любой предмет)
  • Естественно, ребенку невдомек, да еще и крайне обидно: как это так?! Дома всегда было можно всё хватать и рвать, и мама никогда за это не ругала, а тут вдруг стало нельзя! Ух, какая тётка противная! Нууу, сейчас я ка-ак заору… И тогда сразу получу всё что захочу! Аааааа!
  • Чтооо? Не поддаётся тётка? Ну тогда еще громче заору, так заору, чтобы все за дверью подумали, что тётка мне ноги откручивает!
  • Кааак? Тётка снова не реагирует на мой приказ? Да как она вообще смеет?! Да я сейчас всё тут переверну на её дурацком столе! И пусть только попробует меня остановить - вмиг покусаю и поколочу! Я-то знаю, мне за это ничего не будет! За меня мама обязательно заступится, я же её любимая конфеточка!

Далее, если ребенок всё же упорный и настырный, он может повторить свои подходы еще несколько раз, пока "тётка" не сдастся.

  • Ага, тетка оказалась крепким орешком… Ну что же, у меня еще один козырь в кармане - это моя мама! Уж мама-то точно не вынесет слушать за дверью мои крики, прибежит как миленькая! А я - сделаю жалобный взгляд и дам ей понять, что меня здесь мучают! Авось и уведет меня мамуля отсюда, и я снова приду в стационар и буду делать только то, что захочу!
  • Чтооо? Мамы нет за дверью? Ушла в стационар и придет только к концу урока?! Ааааа! Изверги! Ироды! Ну держитесь, ща как плюну!

И, как говорила психолог, с плевками уже начинается "фаза отчаяния"… так пока, только заглядывает из-за угла…

А само отчаяние выглядит так: ребенок просто падает на пол.

Сдался! И уже не так важно, ЧТО он в это время делает: кричит, пинается, брыкается, кидается тем, что на полу нашел - он уже сдался, и первый тайм окончен.

А в положении лёжа - это уже второй тайм

  • Так и буду на полу лежать. Пусть неудобно, пусть жёстко, пусть тётка пугается и стыдится, что довела меня до такого. А лучше, пусть мама скорее зайдет и застанет её с поличным, как она тут надо мной измывается!
  • Обычно, тётки попадаются такие, которые начинают сюсюкать и умолять встать, аккуратно протягивать руку. Ну уж нет! Я если встану - так она опять будет меня заставлять что-то делать, тыкать свои дурацкие картинки! Тяни-тяни руку, сейчас я тебе её отгрызу! Рррр!
  • Тетка не хочет связываться? Отлично! Уже есть шанс, что отстанет... Но! Надо, пожалуй, для приличия еще поорать, чтобы тётке жизнь мёдом не казалась.
  • Тааак, до конца занятия осталось 48 секунд

Замечательно! Во втором тайме - победа уже за ребенком. Он-то добился своего - ничего не делать на занятии того, что хочет тётка.

Только кому от этого хорошо?

Как говорил один умный человек, любой вопрос, имеющий слишком много ответов, на самом деле ни одного ответа не имеет, и тема требует доработки.

А "доработка" - такова!

  • Не хочет ребенок заниматься - нечего его тогда мучить!
  • Не нравится ему музыка - так и не надо на музыкальные занятия ходить!
  • Не хочет ребенок рисовать гуашью на уроке плакат - так и пусть ступает себе с миром в палату, к любимому телефону!
  • А от отсутствия такого нервирующего занятия - если и хорошо не станет, то плохо точно не будет.

Но мама - требует!

Да-да, мама ребенка все равно "выбивает" занятие, несмотря на то, что ребенок яростно ему сопротивляется! Уууу! И как ее убедить, что её затея ничего не даст, кроме нервотрепки и для ребенка, и для учителя, и для нее самой?

И вот, наша учитель музыки (тоже, кстати, опытный специалист и большой любитель экспериментов), решила на деле попробовать использовать совет этого прекрасного психолога, испытав до этого массу разношерстных эмоций на занятии с тяжелым, громким мальчиком, привыкшим быть немилостивым семейным царём!

А совет прост: хотя бы раз оставить маму на занятии!

Посадить ее рядом с ребенком, дать в руки инструмент, попросить делать то, что делают другие ребятки (подпевать, приплясывать, хлопать, топать, и т.п.). И вдобавок стараться удерживать сына, чтобы тот не выбегал в коридор, не носился по кабинету, не трогал других детей, не хватал предметы с полок, не лез в шкаф, не дергал жалюзи, не подходил к синтезатору и не колотил по клавишам (вообще-то, учитель на нём играет, если что).

И мама - согласилась!

Не хватило мамочки на урок.

Уже на половине занятия, глядя на всё, что происходит вокруг, наблюдая за поведением своего ребенка и неизбежно сравнивая его с другими ребятами по группе, которые, между прочим, сидели и слушали, выполняли задания, и вообще наслаждались процессом (хотя, тоже ребята с диагнозом!), мама - сдалась…

Ну и правда, какие вопросы к учителю, если с основной массой деток - урок как урок, всё как положено, и только с её мальчиком - не так?

В общем, когда этот мальчик лег на пол и стал бить себя же бубном по голове, мамочка сгребла орущего сына в охапку, чуть ли не рукой ему рот накрыла, чтобы иметь возможность самой слово выговорить, и сказала музруку:

- Вы извините, что перебиваю. Наверное, мы, всё-таки, не будем к вам на занятия ходить. Что-то как-то не получается у нас.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А в чем суть?

А в том, что если бы мама не сидела на уроке, не держала разбушевавшегося мальчика, а просто стояла за дверью, она бы, даже слыша крики и грохот, в полной мере бы не прочувствовала всего, что испытывал сын (да и педагог, и другие ребята тоже). И, конечно же, настаивала бы на том, чтобы продолжить занятия музыкой в любом случае.

А тут фокус психолога сработал!

И дело не в том, что учитель музыки таким образом "отмазалась" хотя бы от одного "неудобного" ребенка и облегчила себе рабочий день на один грамм, а в том, что люди построили ситуацию, в которой один человек побывал в шкуре другого и стал смотреть на ситуацию более объективно.

А о том, что чувствовал на самом деле тот мальчик, который не хотел работать на музыкальных занятиях, мы можем только догадываться. Ну... или снова у более старших и мудрых людей поспрашивать…

Конечно, я описала здесь всё в очень тактичной форме и "отбелила" фразы как могла, а на самом деле психолог говорила на нормальном, немного грубоватом русском языке, на котором разговаривают крепкие специалисты и мастера своего дела, даже если это педагоги.

И правильно, а чем мы не люди?

А Вам, дорогие читатели, желаю обычных, хороших, добрых человеческих радостей.

Всегда рада приятным визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ