Найти тему

Ребенок всё понимает, а речь педагогов - никак нет

Оглавление

Когда ребенок не понимает обращенную речь, не отзывается на свое имя, не выполняет даже самые простые задания от педагога, такие как: подать красный карандаш или хлопнуть в ладоши о нем принято говорить как о сложном ребенке с нарушениями.

Однако бывает, что дело не только в его "не таком" развитии, а причина совсем банальна. И такие ребята в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ тоже встречаются, и тоже посещают наши творческие кружки.

Сулейман и карточки

Сидит у меня на занятии мальчик Сулейман 5 лет. Даю ему задание - украсить дерево-декорацию листьями. Ставлю перед ним на стол "основу": дуб из проволочного каркаса (примерно 25см в высоту), обмотанного коричневой бечевкой. Показываю игрушечный тканый дубовый листик и подношу к дубу. А еще показываю ему карточку, на которой нарисован дуб с листьями, желудями и грибком внизу.

  • "А чего это ты ему карточки тычешь? Он же не аутист, а так, задержечка. И глазки не пустые. И имя свое знает. И интонацию вон как ловит, улыбается!"

Это мне так замечание делает та самая дефектолог, которая в своё время "прихватизировала" стулья из нашего кабинета. И ЧТО ее в наш кабинет принесло? Опять норовит стулья украсть? Только отвлекает мальчишку!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Понимаю

  • Я-то понимаю, что Сулейман понимает, кто перед ним и зачем его самого сюда привели.
  • Я понимаю, что Сулейман понимает, что надо делать то, что требуют от него педагоги.
  • Но в то же время я понимаю, что Сулейман НЕ понимает… язык!

Мальчик, между прочим, с характерной, "не нашей" внешностью. Смугловатый, волосы черные и кудрявые, глаза тоже черные, да и на руках волосы темные уже проглядывают, а ведь он совсем маленький!

И мама (имя не помню, тоже какое-то вычурное), когда приводила его на урок и уводила потом обратно, общалась с ним "не по-нашему". И он что-то там ей лепетал. Или не лепетал, а очень даже разговаривал? Ведь мама-то явно понимала, что он там ей говорил, даже если и речь его была искажена в силу логопедических проблем.

А мама что?

Понимая, что дело вовсе не в "ограниченных возможностях" Сулеймана, а просто в "языковом барьере", я прошу маму посидеть с нами на уроке. А что? Привезла ребенка в стационар, так пусть участвует в занятиях, хотя бы в роли переводчика, она же сама заинтересована в развитии сыночка!

Но… мама говорит: "Я не мог, занятье не мог, русский - нет". И грустно хлопает глазами. Но при этом за руку меня берет: "Сестра, не ругась, не ругась".

Нет, мама явно под дурочку не косит, женщина очень искренняя, даже плачет иногда. А я… эх, тоже со своей трусливой "толерантностью", стесняюсь у нее спросить про национальность. Так бы, может быть, на том же "переводчике" набрала бы несколько слов, которые пригодятся на занятии. Так нет же, Славик, я чё-то очкую (С).

И знаю только, что Сулейман с мамой - не просто приезжие издалека, но еще и из глухой деревни (название и тогда впервые слышала, и сейчас не помню).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Часы и циферблат

Однажды мама не пришла ко мне на общую консультацию для родителей (или попутали что-то, или проспали - не знаю). Но мама так искренне говорила "прости, прости", что я не удержалась и пообещала провести для нее отдельно. Но так как расписание у меня было почти "под завязку", разве что во время детского завтрака нашлось бы чуть-чуть времени, говорю ей:
"Могу в полдевятого, в любой будний день. Восемь тридцать! Вот!"

И, зная, что у них в стационаре висят обыкновенные часы с циферблатом, показываю на наших детских "часиках" (картонном пособии) время, где маленькая стрелка отходит от 8, а большая стрелка - на 6. И повторяю: полдевятого! Ребята как раз в это время едят. Вот, пока сынок ест - вы и приходите.

И мама пришла! В полдевятого!

Этим же вечером. Вечером, Карл! Напомню, что наш официальный рабочий день до 17.00...

И, как рассказала дежурный воспитатель, буквально так: чуть ли не насильно заставила Сулеймана есть нарезанные яблоки, поставив тарелку с кусочками ему под нос и пошла на наш этаж, меня искать (но ведь все верно исполнила, "по инструкции": посадила сына есть, а сама пошла ко мне, в полдевятого по циферблату, как я и велела). А потом - сильно расстроилась, что я ее там в полдевятого вечера не жду, а кабинеты все закрыты. В общем, мне передали, что мама плакала.

Да сама я оплошала

Надо было время назначать, ориентируясь на телефон, там-то 20.30 и 8.30 - времена разные. Но, по-моему, и телефонные настройки у мамы сбиты, так что неровен час, они бы и здесь ошиблись.

В общем, не понимает мама, не понимает сыночек… И как же им с любым русским педагогом заниматься? А люди-то хорошие, приятные, и мама - искренне переживает.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот и применяю карточки

Ведь по карточкам, по жестам, по картинкам-инструкциям - Сулейман отлично все понимает и может выполнить такие задания, которые не под силу некоторым вполне себе "русскоязычным" ребятам, еще и постарше него.

Ну а я с удовольствием лучше позанимаюсь с ним, чем с отлично говорящим и понимающим "по-нашему", но невоспитанным ребенком.

А дорогим читателям пожелаю хороших и отзывчивых друзей в любой точке планеты, ведь настоящая дружба не знает территориальных ограничений.

поддержать автора:

карта Сбербанк 2202 2002 8527 4302

визитка на донат (теперь такая)

Всегда рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ