Главный купол Санкт-Петербургской Академии художеств украшает бронзовая скульптура Минервы – покровительницы искусств и ремесел. Среди студентов-художников существует традиция: те, кто выдержал вступительные экзамены, могут подняться на крышу, прийти к богине «на поклон». Мы можем представить панораму, которая открывалась перед ними благодаря картине Александра Ефимова.
Интересно, что за всю историю Академии скульптуру богини устанавливали трижды.
Первая была изготовлена из дерева в 1786 году мастером И.Ф. Дункером по глиняной модели скульптора И.П. Прокофьева. Она просуществовала до 40-х годов 19 века и была разрушена во время сильнейшей грозы.
Лишь в 1873 состоялся конкурс на новую модель скульптурной группы. В нем победил ученик П.К. Клодта скульптор А.Р. Фон Бок. Работа была окончена в 1976. Средств на отливку гипсовой скульптуры не нашлось и ее решили покрыть оловом и защитным составом. Наконец, в 1885 году колоссальную скульптурную группу водрузили на купол здания. Но, увы, время и петербургский климат сделали свое дело, не смотря на постоянный ремонт, богиня преждевременно обветшала. В 1900 году в здании случился сильный пожар и из-за угрозы падения и невозможности снять статую её просто-напросто разбили ломами.
Более ста лет Академия простояла без Минервы. Только в конце XX столетия советский скульптор Михаил Аникушин, в после его смерти Владимир Горевой, восстановили скульптуру по сохранившейся модели Фон Бока.
Ее увеличили до 5 метров и отлили из бронзы на заводе «Монументскульптура». Скульптурная группа вновь предстала перед петербуржцами 29 мая 2003 года, к 300-летию Санкт-Петербурга.
В Ленинградском институте им. Репина (так в советское время называлась Академия художеств) учились почти все художники, которые представлены в нашем музее. Это один из самых известных и авторитетных художественных институтов не только в России, но и в мире. Его значимость объясняется традиционной системой образования, преемственностью знаний, опыта, традиций, высокими критериями отбора и оценки учеников. Именно эти качества сохраняются в Академии художеств по сей день.