Найти тему
Фёдор Тенин

Подобие Иерусалима на русской земле, построенное неоднозначным патриархом

На страницах учебников истории патриарх Никон отметился как творец церковной реформы, породившей раскол среди русских православных христиан. Его главным проектом в сфере архитектуры стал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Я был в этом монастыре много раз, но не могу сказать, что он мне сильно нравится. Моим любимым историческим монастырём всегда был Иосифо-Волоцкий монастырь, а Новый Иерусалим я находил слишком тяжеловесным и неестественным из-за выплёскивающейся изо всех углов роскоши. При этом я признаю, что Новоиерусалимский монастырь уникален и обладает колоссальной исторической ценностью. Что-то похожее на него я не могу припомнить, хотя и видел сотни старинных храмов и десятки монастырей.

-2

Строительство этого монастыря было вызвано желанием патриарха Никона иметь подобие Святой земли в шаговой доступности. Оригинальный Иерусалим в ту пору находился под властью враждебной Османской империи и путешествие туда было сопряжено с немалой опасностью. Другой причиной строительства, вероятно, было желание патриарха упрочить место Русского царства как центра православной веры после падения Константинополя. Раз уж Москва стала «Третьим Римом», то почему бы не подтвердить солидный статус, построив на своей земле второй Иерусалим. Свою задумку Никон стал воплощать в жизнь на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова. В то время богатые монастыри владели обширными вотчинами и в собственность будущего Новоиерусалимского монастыря перешли бывшие земли князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина и боярина Василия Шереметева. Холм, на котором планировалось строить монастырь, был досыпан и укреплён. Он получил новое название - Сион. Холм к северу от него был назван Фавором. Холм восточнее Сиона отныне назывался Елеонским. Протекающая рядом река была переименована в Иордан. Прочие местные топонимы тоже заменялись на названия, заимствованные из Евангелия. Поначалу монастырь был практически полностью деревянным. В 1656-м году был достроен деревянный Воскресенский храм с келарской, трапезной и служебными помещениями. На его освящение приехал царь Алексей Михайлович. Именно он тогда впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

-3

Архитектурной доминантой нового монастыря стал собор Воскресения Христова, в общих чертах повторяющий формы храма Гроба Господня в Иерусалиме.

-4

В последний раз я был в Новоиерусалимском монастыре в 2015-м году. Тогда, работы по его реставрации подходили к концу, но территория всё ещё была перекопана. Я хорошо помню, каким Воскресенский собор был раньше. Вокруг него росли высокие деревья. Купола подземной церкви Константина и Елены были тёмными. Колокольни не было. Вместо неё торчали полуразрушенные стены. Стены внутри ротонды ещё несли на себе следы разрушений времён войны.

В XVII веке на строительство Воскресенского собора и прочих сооружений монастыря согнали множество монастырских крестьян, прибывавших порой из самых дальних вотчин. Оторванные от дома, они не имели возможности видеться с родными и вести собственное хозяйство, отчего сильно страдали. Собор был заложен в сентябре 1658-го года, когда Никон уже не был патриархом. В июле того же года он отказался от патриаршества по причине разногласий с царём и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Причиной недовольства царя было то, что Никон сопротивлялся усиливавшемуся влиянию государства на жизнь церкви и присвоению государством доходов, поступавших от монастырских вотчин. В пику мнению царя Никон считал, что духовная власть должна руководить властью светской. Объяснял он это тем, что законы церкви непогрешимы и неизменяемы, в отличие от постоянно меняющихся норм светских властей. И на этом основании они должны регулировать жизнь не только церкви, но и всего государства. Подобных вольностей царь конечно же не мог простить и Никон впал в немилость. До 1666-го года он жил в принадлежавшем ему Новоиерусалимском монастыре, где руководил строительством Воскресенского собора. Он также управлял основанными им Иверским и Крестным монастырями со всеми их вотчинами. Большая часть поступавших от них доходов шла на строительство Воскресенского собора.

На заседании Большого Московского собора в декабре 1666-го года Никону были предъявлены многочисленные обвинения, некоторые из которых, были связаны со строительством Новоиерусалимского монастыря. Его упрекали в создании монастырей с незаконными и глумливыми названиями: Новый Иерусалим, Вифлеем, Голгофа. Его обвиняли в том, что будучи патриархом, он использовал своё положение для отъёма чужого имущества в пользу основанных им монастырей. За эти и другие прегрешения Никон был извержен из священства и стал простым монахом. Поначалу в Ферапонтовом монастыре, а после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерском монастыре. Лишь в 1681-м году ему было дозволено вернуться в Новый Иерусалим. Он умер в пути, но его тело всё-таки доставили в Новоиерусалимский монастырь и поместили в гробницу под сводами недостроенного Воскресенского собора.

-5

После отъезда Никона обитель стала совершенно обычным монастырём и щедрые денежные вливания со стороны других монастырей иссякли. Достраивать Воскресенский собор стало не на что. Строительство возобновилось после смерти Алексея Михайловича, по инициативе царя Фёдора Алексеевича, сочувствовавшего опальному Никону. Во время недолгого правления этого царя Новому Иерусалиму были приписаны новые земли и более двадцати монастырей. В 1679-м году монастырь был передан в ведение Мастерской палаты в составе Приказа большого дворца. Восемнадцатого января 1685-го года Воскресенский собор наконец-то был освящён новгородским митрополитом Корнилием в присутствии юных царей Ивана и Петра, а также их сестры и соправительницы, царевны Софьи.

-6

Возведение Воскресенского собора несомненно было тяжёлой инженерной задачей для строителей семнадцатого века. Собор состоит из четырёх взаимосвязанных частей. Собственно собор представляет из себя четырёхстолпный крестово-купольный храм, завершающийся главой с позолоченным куполом.

-7

Так собор выглядит внутри. В нём аж двадцать девять приделов.

-8

Разумеется всего этого великолепия не было в Воскресенском соборе времён XVII века. Интерьером в стиле барокко он обзавёлся в ходе реконструкции в XVIII веке. Тогда в храме появились фрески и богатый лепной декор с растительными орнаментами, вычурными картушами, изображениями ликов херувимов и занавесов с пышными складками.

-9

-10

В Воскресенском соборе изразцы использованы не только для украшения фасадов, но и для отделки помещений. Изразцовое убранство было выполнено мастерами из Копыси и Мстиславля. В соборе изначально было десять изразцовых иконостасов. Семь из них сохранились до наших дней.

-11

Дверные проёмы оформлены керамическими порталами.

-12

Снаружи тоже есть изразцы, но изначально их было гораздо больше. У собора более ста окон и у всех раньше были изразцовые наличники. В XVIII веке многие окна были растёсаны, а изразцовый декор вокруг них сменился фигурными наличниками с барельефами херувимов.

-13

С восточной стороны к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены.

-14

При постройке собора она выглядела иначе и представляла из себя простое прямоугольное в плане строение с плоской кровлей. Свой нынешний помпезный облик церковь приобрела после переделок в XVIII веке.

-15

Она заглублена вниз на шесть метров. Чтобы оградить церковь от грунтовых вод, в XVIII веке вокруг неё был вырыт ров. В XIX веке его облицевали известняком. В том же веке для отвода воды был проложен туннель.

-16

В подземную церковь ведёт лестница из тридцати трёх ступеней, берущая своё начало позади главного алтаря собора. То, что вы увидите внизу, выглядит не настолько впечатляюще как убранство основного храма, но тоже достойно внимания.

-17

Возле храма Константина и Елены находится кладбищенский памятник с потрясающей мозаикой, сделанной искусным мастером по эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова. В некоторых источниках пишут, что её сделал сам Васнецов.

-18

Под этим памятником лежит Анна Сергеевна Цурикова - супруга местного купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова, владевшего текстильной фабрикой в Звенигородского уезде. Купец Цуриков активно занимался благотворительностью: помогал больница и школам Звенигородского уезда; оказывал поддержку многочисленным храмам и оплатил строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Ивановском. В Новоиерусалимском монастыре он жертвовал деньги на ремонтные работы.

-19

Помимо могилы Цуриковой у стен подземной церкви есть и другие захоронения. Располагавшиеся на могилах старинные надгробия перенесены к монастырской стене для обеспечения лучшей сохранности. На их месте размещены одинаковые современные надгробия.

-20

С юга к собору примыкает колокольня. Западной частью комплекса собора является огромная ротонда, увенчанная шатром. Оригинальный кирпичный шатёр обрушился двадцать третьего мая 1723-го года. По счастливой случайности массовых жертв не было, поскольку в тот день отмечался праздник Вознесения Господня и духовенство с прихожанами находились на горе Елеон, неподалёку от монастыря. В 1726-м году в монастырь был направлен архитектор Пётр Еропкин. Он сделал вывод, что шатёр обрушился по причине проседания грунта под фундаментом. В том же 1726-м году кровля вместе с большей частью других деревянных элементов собора сгорела при пожаре. В 1730-м году в монастырь из Москвы прибыли солдаты для разбора завалов. В 1731-м году руководителем восстановительных работ был назначен архитектор Иван Мичурин, недавно получивший образование в Голландии. Мичурин произвёл обмеры собора и разработал проект его восстановления. В пояснении к проекту о писал о важности реставрации храма именно в его изначальном облике. За шесть лет Мичурин успел восстановить два яруса ротонды. В 1744-м году ему пришлось уехать в Киев, чтобы там руководить строительством Андреевской церкви по проекту Бартоломео Расстрели. Восстановление Воскресенского собора было приостановлено на несколько лет. В конце сороковых годов XVIII века архимандритом монастыря стал Амвросий. Он добился от императрицы Елизаветы Петровны выделения денег, необходимых для завершения восстановления собора. Из нескольких проектов воссоздания шатра был выбран вариант со строительством деревянного шатра.

-21

При восстановлении собора в XVIII веке был выбран проект деревянного шатра в стиле барокко, разработанный Бартоломео Растрелли. Строительством руководил московский архитектор Карл Бланк. У нового шатра было три яруса. В каждом из них было по двадцать окон. Многочисленные окна заливали светом внутреннее пространство собора, делая его роскошные интерьеры ещё более торжественными и величественными. Тот шатёр был уничтожен отступающими немцами в декабре 1941-го года. В результате устроенного ими подрыва собору был нанесён страшный урон. Помимо шатра обрушились большая глава и колокольня. Последовавший за взрывом пожар поглотил главный иконостас и уничтожил значительную часть убранства. Это преступление после окончания войны упоминалось в обвинительном заключении на Нюрнбергском процессе.

-22

В центре ротонды находится копия Кувуклии - иерусалимской часовни Гроба Господня. Это небольшое строение из известняка с двумя помещениями. Первое служит в качестве прихожей, а дальше через низенький проход, пройти через который можно лишь согнув ноги, посетитель попадает в комнатку с подобием Гроба Господня.

-23

Разумеется местная Кувуклия не является точной копией оригинала. Она скорее создана «по мотивам» иерусалимской часовни.

-24

Многочисленные толстые колонны первого яруса были нужны для поддержания тяжёлого кирпичного шатра. После возведения деревянного шатра особой необходимости в них уже не было, но колонны так и остались стоять, хотя некоторые архитекторы обсуждали возможность замены их на что-то более изящное.

-25

Позади Воскресенского собора стоит корпус Трапезных палат с храмом Рождества Христова. Он был построен на средства царевны Татьяны Михайловны - младшей сестры царя Алексея Михайловича и ярой сторонницы патриарха Никона.

-26

В шестидесятые годы XVIII века на первом этаже церкви Рождества Христова появился вертеп, рядом с которым разместились приделы в честь самых ранних этапов жизни Христа: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства семьи Иисуса Христа в Египет и Избиения младенцев царём Иродом. Всё это было уничтожено после прихода к власти большевиков.

-27

Церковь трёх святителей при Больничных палатах тоже была возведена на средства царевны Татьяны Михайловны.

-28

Рядом находится фундамент некого разрушенного сооружения. Возможно часовни.

-29

А это палаты царевны Татьяны Михайловны.

-30

Крепостные стены и башни Новоиерусалимского монастыря строились под руководством архитектора Якова Бухвостова. Большая часть статей о судьбе этого зодчего занята списком возведённых им зданий. Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он был крепостным у боярина Михаила Татищева, у которого работал по подрядным договорам. Работы по возведению стен Новоиерусалимского монастыря были поручены ему в 1690-м году. Строительство стен было закончено в 1694-м году, но ко времени окончания работ Бухвостов уже больше года занимался возведением Успенского собора в Переяславле-Рязанском. Строительство стен Нового Иерусалима заканчивала артель Филиппа Попуги в товариществе с крепостными братьями Емельяном и Леонтием Михайловыми.

-31

Надвратная церковь во имя входа Господня в Иерусалим была освящена в 1697-м году. Во время войны немцы её взорвали, вероятно, чтобы воспрепятствовать использованию Красной армией этого высокого сооружения в качестве наблюдательного поста. Обычно во время войны колокольни взрывали по этой причине. Либо разбирали верхние ярусы, чтобы у вражеских самолётов не было удобных ориентиров.

-32

На ворота можно подняться и осмотреть окрестности.

-33

По крепостной стене тоже можно пройтись.

-34

-35

Каждая башня имеет собственное название. Справа налево на этой фотографии расположены Ефремова башня, башня Варуха и Иноплеменничья башня.

-36

У большинства башен металлическая кровля и лишь у Гефсиманской башни деревянная.

-37

За монастырскими стенами тоже есть примечательные постройки, но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.