Адмирала Николая Кузнецова по праву ставят в один ряд с великими флотоводцами предыдущих веков Федором Ушаковым и Павлом Нахимовым. У него не было ярких морских сражений, которыми бы он лично руководил с линейного корабля. Просто войны стали вестись чуть иначе. Кузнецов показал себя прежде всего выдающимся организатором. Самая главная его заслуга в том, что он, фактически нарушив приказ Сталина, поддерживал флот в боевой готовности накануне 22 июня 1941 года. Тем самым на море удалось избежать огромных потерь, которые были на суше.
Впрочем, Нахимов-то тоже прославился Синопским боем, который, как говорят сегодня военспецы, он и должен был выигрывать. А на самом деле важнее был его вклад именно в решение организационных вопросов, в которые он дотошно вникал. В общем, это были люди не чета нынешним верным путинцам, одного из которых все-таки решились отдать под следствие.
После войны Кузнецов будет попадать в опалу, что при Сталине, что при Хрущеве. Доброе имя этого человека его сподвижники смогут восстановить только после смерти. И новый сериал “Адмирал Кузнецов” можно рассматривать как продолжение этого дела. Страна должна знать героев.
На создание фильма не скупились. Снимали и летом, и зимой в разных локациях. Есть и воздушные, и подводные съемки. Очень тщательно подошли к сходству исторических деятелей с их реальными прототипами. Это касается даже эпизодических персонажей. Например, я не помню, чтобы Калинин там хоть слово сказал. Но он, несомненно, узнаваем благодаря качественному гриму. Не обошлось и без компьютерной графики, конечно.
Фильмы о войне все-таки должны быть приключенческими. Хорошие исключения бывают, но понятно, что их не может быть много. А как снять захватывающее кино, если главный герой лично в сражениях не участвует. Да, личное общение со Сталиным иногда не менее опасно. Да еще и конфликт интересов с Берией добавляет красок в жизни. Но все-таки Кузнецову приходится проводить совещания, звонить по телефону, выступать с докладами перед верховным главнокомандующим. Так себе “экшн”. Сценаристы нашли единственный возможный выход. Драки и перестрелки в сериале есть, просто участвуют в них те, кому и положено по званию.
Это очень качественная работа. Из военных новинок этого года, которые я успел посмотреть, лучшая. Если есть что-то еще выше, то буду рад за наше кино. Есть претензии только по выбору актеров. “А ведь Игорь Петренко никогда не снимался в роли военных? Давайте попробуем его!” - воображаю такое предложение. “Точно, а Дарья Урсуляк ни разу не играла верных, любящих жен”, - вероятно, прозвучало в ответ.
Как будто некоторых артистов утверждали на рефлексах. И те не то чтобы схалтурили, но прошли по давно знакомой стежке. Для интереса посмотрите еще одну киноновинку “Истребители. Битва за Крым” и найдите отличия между Александром Романовым там и Николаем Кузнецовым здесь. Обоих сыграл Петренко. Персонажи получились однояйцевыми близнецами с тем же самым характером. Только один летчик, другой - моряк.
Еще посреди фильма сменился актер, игравший старшего сына адмирала. Это объективная трудность: дети растут явно заметнее, чем стареют взрослые. Но разницу между Витей 1941 и Витей 1943 года зритель согласился бы не заметить. А тут после мальчика из младшей школы появился подросток с ломающимся голосом. То есть по сути все мои претензии сводятся к выбору актеров. Ни к сценарию, ни к режиссуре претензий нет.