Стиль модерн в архитектуре (конец 1880-х - 1914 г.) переосмысляет старые художественные формы и приемы, сближает и сливает различные виды и жанры искусства.
Его характерные черты —
✔️декоративность,
✔️плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть.
✔️обилие орнаментов и украшений,
✔️внимание к растительным, природным мотивам,
✔️фигуры часто (но не всегда) плоские, как на плакатах и витражах.
В каждой стране этот стиль имеет собственное название:
в США — Тиффани,
во Франции — ар-нуво,
в Германии — югендстиль,
в Австрии — стиль сецессион,
в Англии — модерн-стайл,
в Италии — стиль либерти,
в Испании — модернизмо,
в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство),
в Швейцарии — еловый стиль,
в России — модерн.
В истории искусств всего три стиля: барокко, классицизм и модерн, остальное - художественные направления.
В России модерн — первый «буржуазный», купеческий стиль, с цитатами от Ренессанса до классицизма, щедро сдобренный символизмом и любованием природой, столь милой русской душе. Художники-эстеты объединения «Мир искусства» с Бенуа, Сомовым, Серебряковой, Бакстом, сказочники Васнецов и Билибин, мистик Врубель, портретист Серов, пейзажист Левитан — модерн в России многолик. А стихи Блока! А балеты Дягилева на музыку Стравинского с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нежинским! А начала русского авангарда с Малевичем и Филоновым!
✔️Билибин Иван "Царь Салтан"
✔️Бенуа Александр "Итальянская комедия"
✔️Серебрякова Зинаида "Автопортрет"
✔️Врубель Михаил "Демон сидящий"
✔️Сомов Константин "Дама в голубом"
✔️Серов Валентин "Портрет Иды Рубинштейн"
✔️Бакст Лев. Эскизы к "Русским сезонам" балета в Париже.
✔️Анна Павлова (балерина)
✔️Тамара Карсавина (балерина)
Модерн - эпоха новых материалов: железобетон, стальные конструкции, крупные витрины.
Модерн - эпоха новых типов зданий:
- Большие вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель 1904, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев (1913-1926) в Москве, Витебский вокзал (С. Брожозовский, 1904) в Петербурге);
- Торговые дома (магазин Елисеевых (Г. Барановский, 1902-1903) и дом кампании Зингер (Ф. Сюзор, 1902-1904) на Невском в Санкт-Петербурге);
- Религиозные сооружения (мечеть в Петербурге (Ф. Васильев 1911), церковь в Абрамцево (В. Васнецов, 1881-1882));
- Музеи (фасад Третьяковской галереи (В. Васнецов, 1892);
- Гостиницы (Метрополь, (В. Валькотт, 1899-1903), Москва);
- Доходные дома и особняки крупных быстро обогатившихся предпринимателей.
Модерн - это усталость от скуки и одиночества промышленного города, обращение к природе, к русской древности, к другим культурам, даже к барокко и классицизму.
В ЕГЭ есть и особняк Рябушинского, созданный Федором Шехтелем в 1900-1903 гг. Дом как художественное произведение: ни одного повторяющегося окна, текучесть мраморных перил лестницы и светильников, историчность как бы русского крыльца и современность майолики на фасаде, стильные и плавные ограды в сочетании со скруглением потолков. Шедевр!
Также в ЕГЭ особняк Арсения Морозова (ныне Дом приёмов Правительства России, В. Мазырин, 1895-1899 гг., Москва) также мелькает в ЕГЭ. Здесь в августе 1939 г. шли провалившиеся переговоры с англо-французской делегацией, после чего был заключен уже в Кремле пакт Молотова-Риббентропа.
Правда, Игорь Грабарь, тонкий искусствовед, обозвал московский модерн «прошлым» [спойлер: не согласен абсолютно!]:
«Новый стиль», или «стиль модерн», очень нравившийся одно время Москве, где он вылился в особенно пошлых формах, не пустил глубоких корней в Петербурге, обязанном ему, напротив того, несколькими хорошими постройками, в которых удачно устранены все его назойливые стороны и дано место более личному вкусу, нежели требованиям модного канона.
Петербург - это северный модерн Федора Лидваля, который в ЕГЭ практически не появляется. Визитная карточка - весь Каменноостровский проспект, но не только.
Доходный дом Лидваль (Ф.И. Лидваль, 1899-1904 гг.), вместо дворов-"колодцев" - большой открытый двор-курдонер;
Гостиница "Астория" (Ф.И. Лидваль, 1912)