Найти в Дзене

Стили в искусстве - эклектика, включающая в себя русско-византийский и псевдорусский стили


Кризис классицизма.
Классицизм как факт

«заведенной без осмотрительности итальянской архитектуры, которая на каждом шагу боролась с небом, климатом, почвой и образом жизни».


Мы до сих пор испытываем проблемы с пониманием что и где построено, как одно отличить от другого.
Везде начинаются поиски национальных корней в архитектуре, обращаются к готике, к восточным мотивам Турции и арабов, возвращаются к Ренессансу и барокко.

Римская культура
Римская культура

Эклектика (от греч. ἐκλεκτικός (eklektikós) — способный выбирать, выбирающий) — это смешение различных представлений, образов, стилей, жанров, парадигм.
Термин может применяться в философии, религии, архитектуре, дизайне.

Одну из своих главных творческих задач архитекторы видели в том, чтобы облик постройки отвечал ее функции: казарма должна выглядеть казармой, дворец — дворцом, дача — дачей, больница — лечебным учреждением, музей — хранилищем древностей.

Н.И. Пунин.


Это совершается уже при Николае I во второй половине 1820х гг.:
✔️баня в Царском селе как Турецкий хамам;
✔️свой дворец в Петергофе как английский Коттедж;
✔️Капелла Александра Невского для супруги как готический храм;
✔️въезд в Царское село как Египетские ворота.

Тогда же, как бы в обмен, Василий Стасов строит в 1820е гг. храм Александра Невского в Потсдаме - один из провозвестников русско-византийского направления. Еще возобновляли в этом стиле храмы в Нижнем Новгороде и Киеве.

Храм Александра Невского в Потсдаме
Храм Александра Невского в Потсдаме

Русско-византийский стиль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, которое базировалось на соединении декора древнерусской архитектуры и приемов русского классицизма.
Основоположником данного стиля часто называют архитектора Константина Тона.
Стиль был неразрывно связан с теорией официальной народности, выражал государственную идеологию «православие, самодержавие, народность», а также преемственность России и Византии.
Стиль появился вместе с гимном «Боже, царя храни!» (1833) и первой русской национальной оперой «Жизнь за царя» (М.И. Глинка, 1836).

Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе, К. Тон, 1830е гг. Первое сооружение в этом стиле. Взорвана при Сталине.
Тону не повезло - еще 5 петербургских храмов в этом стиле были взорваны в советское время. От Константина Тона в имперской столице остались пристань со Сфинксами перед Академией художеств и Московский (тогда Николаевский) вокзал в стиле неоренессанса.

Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе, К. Тон, 1830е гг.
Церковь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе, К. Тон, 1830е гг.

Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве (Николаевские, 1851) в виде ратуши где-нибудь в Италии в XV в. Характерны башенка с часами и «брамантовы» окна - полукруглые сдвоенные окна, объединенные дугой над ними.

В Москве Тону повезло больше.
Несравненный
Большой Кремлевский дворец (1838-1849) был отреставрирован при Ельцине. В нищей России 1996-1998 гг. такое количество золота ради госцеремоний казалось неуместным и вызывало яростные обвинения в коррупции. Теперь это главное место для награждений и госприемов. Русские символы здесь повсюду: орлы, мечи, богатыри, ордена. Колонны если и есть, то русские - малахитовые, покрытые тонким слоем мозаики из этого камня.

Храм Христа Спасителя - вершина русско-византийского стиля Константина Тона. Задуман в 1830е при Николае I, освящен в дни коронации Александра III в июне 1883 года. Посвящен Отечественной войне 1812 г., на освящении присутствовали ее ветераны.

Храм был так богато украшен мраморами, что их два года разбирали перед тем, как взорвать. Этим мрамором украшены станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд» в Москве. Они и задали тон мраморным подземным дворцам метрополитена.


Восстановлен при мэре Москвы Юрии Лужкове. Провозглашен символом и гарантией Возрождения России.
Считается главным официальным храмом страны.