Классицизм (от лат. classicus -«образцовый», «достойный для изучения в классах») изначально - произведения античных авторов, которые изучали в учебных заведениях.
Классицизм - это художественный стиль, а также направление в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков.
Одна из важных черт классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства в эпоху Просвещенного абсолютизма.
В середине XVIII в. раскопали Помпеи, увлеклись античностью. Обращение к древности стало модным, во Франции возник «стиль Людовика XVI» (1774-1792) - прообраз нашего классицизма.
В новой стилистике начали строить здание Академии художеств
(1765-1772 гг.) по проекту А.Ф.Кокоринова и французского архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота (профессор архитектуры в той же Академии).
Игорь Грабарь, историк искусства:
Тонко образованный и следивший за эволюцией западных вкусов [фаворит Елизаветы] И. И. Шувалов, создавая академию, обращается за содействием уже не к Растрелли, для него слишком грубому и вычурному, а к Кокоринову, познавшему обаяние античной простоты, и к французу Де-ла-Мотту.
Особый шарм - это самый большой в мире круглый двор диаметром 52 с лишним метра: это диаметр купола собора Святого Петра. Он как бы спрашивает студента:
а ты сможешь построить грандиознее?
В этом дворе учились все русские архитекторы.
Классицизм воцарился в России в правление Екатерины II (1762-1796) резко и бесповоротно.
Барочный Смольный собор был недостроен. Екатерининский период классицизма делится на
1) Ранний классицизм в первую половину ее царствования (Кокоринов. А.Ф., Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди).
2) Строгий классицизм с конца 1770х гг. (Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И. Старов)
Игорь Грабарь:
Значение Растрелли падает окончательно с воцарением Екатерины II, но вскоре и переходный стиль Кокоринова, и Де-ла-Мотта уступает место более ярко выраженной классической тенденции Ринальди, автора Гатчинского и Мраморного дворцов. Это эпоха так называемого стиля Людовика XVI.
Строгий классицизм - это Чарльз Камерон с его строжайшим отсутствием деталей и торжеством красивейших пропорций. Академия наук и Камеронова Галерея в Пушкине лучшие образцы.
Это Джакомо Кваренги с Александровским дворцом и Манежем - главный архитектор следующих 35 лет.
Это Иван Старов с Таврическим дворцом Потемкина и Троицким собором Александро-Невской лавры.
Игорь Грабарь:
Екатерининский классицизм черпал свое вдохновение в формах римского искусства. С воцарением Александра І решающее значение получили формы архаической Греции.
«Триумф колонны». Колонна с этих пор является неизбежной частью каждой архитектурной идеи, как бы центральной мыслью зодчего.
По всей России забелели колонки «дворянских гнезд» и «домиков с мезонинами». И колонны так слились с окружающими их березками и так кстати пришлись к линиям русских овражков, что постепенно превратились в несомненное русское достояние и даже в какую-то исключительно русскую принадлежность сельской природы.
Россия была при Александре единственной страной Европы, давшей миру действительно великую архитектурную эпоху.
В светлые дни его царствования родилась такая архитектурная дисциплина, какой мир не видал со времен античных. Строятся не только отдельные здания, но и целые площади и улицы, в которых все линии и контуры рассчитаны на повышение красоты общего впечатления. Для того чтобы связать вновь строящееся здание с окружающими его, не останавливаются перед самой расточительной ломкой, сносят все кругом и создают для нового произведения новый фон из таких строек, которые выгодно выдвигают центральную часть этой гигантской композиции.
К сожалению, весь Высокий классицизм (и Александровский и Николаевский) в ЕГЭ подобострастно называют ампиром, как будто он весь подражание наполеоновской эпохе империи, как будто у нас не было своей традиции и как-будто Казанский собор не начал строиться, когда Наполеон и императором еще не был.
Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга, колонна Траяна в Риме, Вандомская колонна в Париже, колонна Нельсона в Лондоне.
Но только в Петербурге классика стоит ансамблями. В английском языке и слова такого нет для архитектуры, там все частное, все в разнобой строится.
Карл Росси вместе с Александром I и Николаем I порождают нечто необыкновенное: ансамбли Дворцовой и Михайловской площадей (пл. Искусств), пространство у Александринского театра с Театральной улицей (ныне улица Зодчего Росси).
Московская классика свободнее.
В XVIII в. ее славу составили Василий Баженов и Матвей Казаков.
А в XIX в. после наполеоновского о пожара восстанавливал обрусевший француз Осип Бове.
P.S. Славу победе над Наполеоном в России воспевали сами французы: Огюст Монферран ставил Александровскую колонну в Петербурге, а Осип Бове Триумфальные ворота в Москве (оба памятника - 1834 г., 20 лет со вступления русской армии в Париж).