🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Настольные игры: Стиль Жизни
🎎 Количество игроков: 2-4
⏱ Среднее время партии: 45 минут
📆 Возраст: 8+
В обзоре на игру "Запретный остров" я уже писал о личности Мэтта Ликока. И, как мне кажется, "Пандемия" хоть и является одной из первых его игр, зарегистрированных на BGG, это magnum opus данного автора.
В первый раз я столкнулся с игрой, точнее, с ее отсутствием во время настоящей пандемии. Уж не знаю, с чем это было связано - с проблемами логистики или с актуальной темой, но купить ее буквально не получалось нигде, что вызывало у меня откровенное недоумение. Но оно рассеялось после первой же партии. "Пандемия" - это прекрасный кооператив, и я попробую рассказать, почему.
Наполнение
Очень люблю коробку "Пандемии". В ней прекрасно все. Она не имеет каких-то встроенных органайзеров, если не считать одной внутренней перегородки из картона. Но благодаря небольшой толщине и отсутствию лишнего пространства все компоненты располагаются очень плотно и не перемешиваются.
▶️ Игровое поле. На нем располагаются основные города планеты, по которым придется перемещаться игрокам, в попытках побороть вспышки вирусов.
▶️ Карты ролей, фишки игроков и фишки исследовательских станций. Роли, обладающие особыми свойствами, и фишки, которые игроки будут располагать и перемещать по игровому полю.
▶️ Колода карт игроков. 48 карт городов, 6 карт эпидемий и 5 карт событий.
▶️ Колода карт болезней. Похожая на колоду карт игроков, она содержит 48 городов, так же поделенных на 4 различных цвета.
▶️ Кубики болезней. Символизируют распространение болезни.
▶️ Маркеры лекарств, маркер распространения болезней, маркер вспышек. Жетоны, размещаемые на специальных треках игрового поля.
Подготовка и к игре
Перед игроками размещается игровое поле. Рядом с ним отдельными кучками выкладываются кубики болезней и исследовательские станции, кроме одной. Ее необходимо поместить в город Атланта. Это стартовая локация. Рядом с индикатор изобретенных лекарств символом 🚫 вниз выкладываются маркеры лекарств соответствующего цвета. На первые деления трека вспышек и трека распространения болезней выкладываются соответствующие маркеры. Их очень просто отличить по форме.
Определяются очаги заражения. Для этого колода карт болезней перемешивается и сверху снимаются 3 карты. В изображенные на них города выкладывается по 3 кубика болезней соответствующего цвета. После того как кубики выложены, карты городов уходят в сброс. Подобное действие необходимо повторить еще 2 раза. Только во второй раз в города выкладывается по 2 кубика болезней, а в третий - по одному.
Каждый игрок получает памятку и случайную роль, обладающую уникальной способностью. В колоду карт игроков замешиваются события, после чего все получают определенное количество карт, зависящее от количества участников. Фишки, которые по цвету соответствует ролям, помещаются в Атланту.
В финале подготовки в колоду карт игроков замешиваются карты эпидемий. Для этого рекомендуется разделить колоду карт игроков на 4 части и замешать в каждую из них по карте эпидемий, после чего сложить в общую стопку. Благодаря этому игровой процесс окажется достаточно равномерным. Но делать это не обязательно. Более того, карт эпидемий в игре не 4, а 6. Поэтому, если игроки хотят усложнить себе игровой процесс, они могут замешать карты любым способом и в большем количестве.
Теперь игру можно начинать!
Игровой процесс
Для того чтобы победить в настольной игре "Пандемия", игрокам сообща нужно будет изобрести 4 лекарства от существующих болезней. Но сделать это необходимо за ограниченный срок.
Все участники ходят по очереди и следуют памятке хода игры, расположенной в нижнем правом углу игрового поля:
🟢 Первым делом необходимо совершить 4 любых действия, каждое из которых описано в памятке игрока. Это могут быть как одинаковые, так и разные действия, и производить их можно в любом порядке:
- Перемещение. Переместиться можно несколькими вариантами. Походить на соседнюю клетку. Сбросить карту города, в котором находится игрок, и переместиться в любой город. Сбросить карту необходимого для перемещения города и переместиться в него. Переместиться между исследовательскими станциями.
- Постройка исследовательской станции. Для этого необходимо сбросить карту города, в котором планируется постройка, а также самом находиться в этом городе.
- Лечение болезни. Можно убрать 1 кубик болезни из города, в котором находится фишка игрока.
- Обмен знаниями о болезни. Находясь с одним или несколько игроками в одном городе, можно передать карточку этого города кому-либо из других игроков или забрать ее у них.
- Изобретение лекарства. Находясь в городе с исследовательской станцией, можно сбросить с руки 5 карт одного цвета, чтобы изобрести лекарство от соответствующей болезни. После выполнения этого действия маркер лекарства помещается на соответствующую ячейку игрового поля. Если на игровом поле не осталось кубиков болезни, от которой изобретено лекарство, маркер переворачивается символом 🚫 вверх.
🟢 После выполнения действий необходимо вытянуть 2 карты из колоды игроков. Однако нужно следить, чтобы их количество не превышало лимит в 7 штук. Если карт оказалось больше, то придется по своему выбору сбросить какие-то из них либо разыграть карты событий, так как это не требует траты действия.
🟢 В конце хода происходит обнаружение новых болезней. Для этого из колоды болезней открывается столько карт, сколько указано на треке распространения болезней. Все вышедшие карты уходят в сброс, а на указанные города выкладывается по соответствующему кубику.
После этого ход передается следующему по ходу часовой стрелки игроку.
Но что же может помешать участникам партии изобрести лекарства при, казалось бы, таком простом игровом процессе? Проигрывают они в одном из трех случаев:
1. Маркер вспышек достиг последнего деления на треке.
2. Кубиков одной из болезней не осталось в запасе.
3. Во время добора карт в руку одним из игроков в колоде осталось менее 2 карт.
Если с последним условием все понятно, и оно выступает в роли главного ограничивающего фактора в игре, а предпоследнее заставляет игроков более плотно кооперироваться и внимательнее следить за ситуацией на игровом поле, то что по поводу трека вспышек?
Эпидемия
Как мы помним, в колоду игроков замешиваются карты эпидемии. Если во время добора игрок вытянет такую карту, то происходит следующее:
- Маркер распространения болезней передвигается по своему треку на 1 деление вперед. Чем дальше на треке он будет располагаться, тем больше карт игрокам придется тянуть во время обнаружения болезней, что значительно усложнит игру.
- Из под низа колоды болезней вытягивается 1 карта. В городе, который на ней изображен, происходит инфицирование. Туда кладутся сразу 3 кубика болезней. Если в этом городе уже есть кубики болезни, то нужно доложить новые так, чтобы их оказалось 3. Либо не докладывать совсем.
- Карта города, в котором произошло инфицирование, уходит в сброс. После этого все карты, находящиеся в сбросе карт болезней перемешиваются и кладутся поверх колоды, тем самым увеличивая риск заражения в тех городах, где уже есть болезнь.
Вспышка заражения
Поняв, как работают карты эпидемий, самое время поговорить о вспышках, большого количества которых, как уже известно, игрокам допускать нельзя. Если в город, в котором уже есть 3 кубика болезни, необходимо выложить еще один, то вместо этого происходит вспышка болезни. Маркер болезни перемещается на одно деление, а вместо того, чтобы выложить новый кубик в город, где произошла вспышка, игроки помещают по 1 кубику во все соседние с ним города. При этом может сложиться ситуация, что это действие приведет к еще одной или даже нескольким вспышкам. Каждый раз, когда такое будет происходить, маркер нужно будет двигать заново. Единственным ограничением служит то, что при новых вспышках кубики не выкладываются в города, где в этом ходу они уже произошли.
❗️ В одном городе не может быть больше, чем 3 кубика одного цвета. Но их может оказаться больше, если из-за вспышки в нем окажутся кубики других цветов.
Безусловно, вспышка может произойти не только из-за эпидемии, но и просто из-за того, что игроки плохо следили за состоянием болезней в городах. Но шанс того, что вспышка произойдет из-за эпидемии или во время обнаружения болезней, которое будет сразу же после нее, крайне большая.
На этом можно заканчивать разбор игрового процесса и переходить к подведению итогов.
Итог
"Пандемия" - это нестареющая классика, проверенная временем. После знакомства с игрой прошло достаточное количество времени, а я все еще считаю ее одним из лучших кооперативов. От игроков требуется очень плотное взаимодействие друг с другом, так как им необходимо одновременно следить за распространением болезней и сбором карт для создания вакцин. Разработка совместной стратегии и анализ вышедших в сброс карт городов предельно важны и требуют от игроков вовлеченности в происходящее. Очень часто бывают ситуации, когда то, что не увидел один, замечают другие. Это не тот тип игр, в которых удастся отсидеться в стороне. Суть заключается именно в слаженной работе. А не это ли главное в кооперативах?
У игры очень большая реиграбельность, которую обеспечивают сразу несколько факторов. Во-первых, это карточки специалистов. Каждая из представленных профессий уникальна, и их сочетание будет определять стиль игры всех участников. Во-вторых, это две игровые колоды. Колода карт заражений обеспечивает немыслимое количество комбинаций при выявлении очагов в стадии подготовке к игре. Ведь именно на очаги стоит обращать внимание в первую очередь из-за того, что при наступлении эпидемии карточки с очагами вновь окажутся в колоде. Колода карт игроков тоже в какой-то степени определяет то, в каком направлении двигаться игрокам. Ориентируясь на города, которые получают игроки, им всегда приходится выставлять приоритеты в разработке вакцин, а вовремя или невовремя вышедшие карты эпидемий и событий будут им в этом мешать или помогать. Все это при простоте "Пандемии" делает каждую партию абсолютно уникальной и непохожей на предыдущую.
Динамика в игре очень сильно зависит от количества участников. Поскольку размер колоды игроков неизменен, то количество ходов, которое каждый игрок может сделать за все время партии, зависит от количества играющих. По ощущениям, вдвоем проще кооперироваться и заполнять руку в поисках нужной комбинации карточек. Для этого даже можно периодически пользоваться ими для перемещения, чтобы не сбрасывать их из-за превышения лимита руки. Вчетвером же у каждого участника гораздо меньше ходов, поэтому нужно более эффективно продумывать свои действия. Но из-за того, что в игре находится больше персонажей, то и количество специальных свойств, которые можно применить так же увеличивается.
Как семейная игра "Пандемия" так же отлично работает. Не перестану говорить о том, что, по моему мнению, чтобы игра была понятна как детям, так и взрослым любых возрастов, в ней должна быть понятная тематика. И она есть в игре. Всем участникам можно совершенно доступно объяснить, о чем игра и что требуется для того, чтобы в ней победить. Учитывая, что первый ее тираж был аж в 2008 году, на boardgamegeek в рейтинге семейных игр на момент написания статьи "Пандемия" находится на 30 месте, а это все еще очень хороший результат. В настоящее время из топа ее сместили большие и красивые евро с красочными компонентами, которых у игры нет. Но как будто бы ей они и не нужны. Аскетичное оформление подходит "Пандемии" как нельзя кстати. Оно подчеркивает кризисность, а холодные тона вызывают ассоциации с больничными палатами, что не так уж далеко от истинны.
"Пандемия" пожалуй, один из тех кооперативов, которые вызывают у меня бурю эмоций даже после проигрыша. Очень редко удается найти игру с простыми правилами и достаточно незамысловатым геймплеем, в которой каждая партия не похожа на предыдущую. Считаю, что это та игра, которая отлично будет смотреться в коллекции любого игрока, независимо от его профессионализма.
Игры, упомянутые в обзоре:
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше обзоров можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.
Дополнительно, о выходе статей сообщаю в телеграмме