Найти в Дзене

Настольная игра: Запретный остров | Forbidden Island. "Пандемия" для самых маленьких

Оглавление

🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Настольные игры: Стиль Жизни
🎎 Количество игроков: 2-4
⏱ Среднее время партии: 30 минут
📆 Возраст: 10+

"Коробочка."
"Коробочка."

Мэтт Ликок - это человек, который смог вывести идеальную формулу для своих игр. Как мне кажется, она звучит примерно так: чтобы игрок получил удовольствие, ему необходимо страдать. После выпуска своей знаменитой "Пандемии", которая в дальнейшем получила свое развитие в нескольких сезонах формата Легаси, Ликок выпустил еще одну игру, которая является упрощенной версией "Пандемии", но при этом обладает схожим геймплеем и так же является первой в "запретной" линейке, состоящей уже из четырех игр на подобную тематику. Речь идет о игре, которой посвящен сегодняшний обзор, и называется она "Запретный остров".

"Очень классная жестяная коробка-органайзер. Компонентов не так много, но все они на своих местах."
"Очень классная жестяная коробка-органайзер. Компонентов не так много, но все они на своих местах."

Игра рассказывает о группе искателей приключений, которые отправились на таинственный остров, чтобы найти мифические артефакты. "Запретный остров" - это кооперативная игра, в которой всем игрокам нужно будет действовать сообща в режиме ограниченного времени. Пока остров полностью не ушел под воду, нужно найти все артефакты и успеть сесть на вертолет, который отправит приключенцев обратно домой.

Наполнение

▶️ Колода "Артефактов и Специальных действий". Колода карт, из которых будет состоять рука игроков. Подробнее о картах, из которых она состоит, будет написано немного ниже.

"Карты артефактов и специальных действий."
"Карты артефактов и специальных действий."

▶️ Колода "Затопления". Главное орудие, при помощи которого игра будет мешать участникам партии на их путик победе.

"Карты колоды затопления."
"Карты колоды затопления."

▶️ Колода персонажей и фишки игроков. 6 ролей персонажей, каждый из которых благодаря своей специальности обладает особыми навыками.

-5

▶️ Тайлы острова. 24 плитки, из которых и будет формироваться Запретный остров.

"Плитки острова."
"Плитки острова."

▶️ Фигурки Артефактов. 4 артефакта, которые необходимо заполучить до того, как остров погрузится в морскую пучину.

▶️ Водометр. На этом приспособлении находится маркер уровня воды, показывающий, сколько локаций будет подтоплено в конце хода игрока.

"Маркер уровня воды. На начало игры, вода только начинает подступать к острову. Чем выше уровень воды, тем более локаций погружается под воду."
"Маркер уровня воды. На начало игры, вода только начинает подступать к острову. Чем выше уровень воды, тем более локаций погружается под воду."

Сетап игры

Для подготовки к игре необходимо перемешать тайлы острова и выложить их в случайном порядке квадратом 4х4 клетки и по 2 плитки доложить рядом с серединой каждой стороны получившегося квадрата. Таким образом формируется игровое поле. Рядом с ним необходимо разместить фигурки Артефактов. Колода "Артефактов и Специальных действий", а так же колода "Затопления", перемешиваются и выкладываются рядом с игровым полем.
Из колоды "Затопления" необходимо открыть 6 верхних карт и затопить участки, которые им соответствуют. Когда участок затоплен, его плитка переворачивается и кладется бело-голубой стороной вверх.
После затопления острова игроки случайным образом выбирают своих персонажей. Каждый персонаж начинает игру на плитке с обозначением фишки его цвета.

"Фишки игроков и их стартовые локации."
"Фишки игроков и их стартовые локации."

Каждый игрок получает по 2 карты из колоды "Артефактов и Специальных действий". "Запретный остров" - кооперативная игра, поэтому получив карты, игроки могут сразу же их вскрыть. При этом, если какой-либо из игроков в начале игры получает карту "Вода прибывает!", он должен замешать ее обратно в колоду и вытянуть новую карту.
Маркер уровня воды на водометре устанавливается на самую нижнюю позицию. Если партия показалась слишком простой, то стартовую позицию маркера можно изменить по желанию игроков.

"Пример раскладки на 4 игроков."
"Пример раскладки на 4 игроков."

Игровой процесс

Играется "Запретный остров" достаточно быстро и весьма просто. Как уже было сказано выше, основная цель игроков заключается в том, чтобы собрать 4 артефакта, которые находятся на острове. После этого, все фишки игроков должны оказаться в Круге авантюристов (стартовая локация пилота), откуда их сможет забрать вертолет. Для этого нужно, чтобы у одного из игроков оказалась на руке карточка с вертолетом.

Для того чтобы понять, как получать артефакты, немного разберемся в инфографике. Все локации игрового поля можно условно поделить на 3 типа:

  • Обычные локации. Ничем не примечательные локации, необходимые исключительно для перемещения игроков по полю.
  • Стартовые локации. Это локации, с которых начинают игру персонажи игроков. Найти для своей фишки нужную плитку можно по наличию рисунка в нижнем правом углу. После размещения фишек игроков все эти локации, кроме Круга авантюристов, можно будет отнести к первому типу.
  • Локации с Артефактом. Это одни из самых важных локаций. Они нужны для получения Артефактов. Узнать, какой Артефакт можно получить в локации, можно, посмотрев в нижний левый угол тайла.
"Виды игровых локаций."
"Виды игровых локаций."

Немного разобравшись с локациями, можно приступать к ходам игроков. Каждый ход можно условно поделить на 2 фазы. Фазу действия и фазу затопления.

Фаза действия

Без учета своего специального навыка, каждому игроку доступен список из 4 действий. При этом за свой ход он может совершить до 3 их них в любой последовательности и любой комбинации. Действия бывают следующие:

🟢 Перемещение. Любая фишка может переместиться на соседнюю клетку, расположенную не по диагонали.

🟢 Осушение. Со временем участки становятся затопленными. Тайл такого участка переворачивается бело-голубой стороной. При определенных обстоятельствах затопленный участок может уйти под воду. В таком случае он выходит из игры и больше не будет доступен для игроков. Чтобы не допустить такую ситуацию, необходимо производить осушение. Выполняя это действие, игрок переворачивает плитку локации затопленной стороной вниз. Осушать можно соседние участки, расположенные не по диагонали, а так же участок, на котором стоит фишка игрока.

🟢 Передача карты Артефакта. Находясь в одной локации, игрок может передать свою карту Артефакта другому игроку. Для каждой переданной карты необходимо потратить отдельное действие.

🟢 Получение Артефакта. Когда игрок накопил 4 одинаковые карты Артефакта, он может дойти в соответствующую локацию и потратить действие, чтобы получить необходимый Артефакт. После получения артефакта карты уходят в сброс колоды "Артефактов и Специальных действий".

"Фишки Артефактов. Локации, на которых их можно получить. Карты Артефактов, необходимые для получения Артефактов"
"Фишки Артефактов. Локации, на которых их можно получить. Карты Артефактов, необходимые для получения Артефактов"

В завершении фазы действия игрок тянет 2 карты из колоды "Артефактов и Специальных действий". В игре действует ограничение на количество карт в руке. Их должно быть не больше 5. Если игрок вытянул карту, которая оказалась лишней, он должен будет сразу же отправить любую карту из своей руки в стопку сброса.

Фаза затопления

В конце хода каждого игрока несколько локаций острова затопляются. Для этого игрок должен вытянуть столько карт из колоды "Затопления", сколько указанно на зоне водометра, в которой находится маркер уровня воды. Каждая карта затопления кладется в стопку сброса. После этого участок с соответствующей локацией переворачивается бело-голубой стороной вверх и считается затопленным. Если оказалась так, что вышла карта с уже затопленным участком, то он погрузится в пучину. Карта затопления и тайл этой локации выходят из игры. Если на плитке, которая должна погрузиться в пучину, находится фишка игрока, то она незамедлительно должна переместиться на соседнюю клетку, расположенную не по диагонали. После фазы затопления ход передается следующему игроку.

Теперь немного о том, в чем заключается сложность игры. Колода "Артефактов и Специальных действий" названа так неспроста, хотя я и успел упомянуть только о Артефактах. Кроме них в колоде присутствует еще 3 вида карт.

Мешки с песком. Это карты, позволяющие игроку осушить любую локацию. При этом даже нет необходимости находиться рядом с ней. Розыгрыш этой карты идет как дополнительное действие и может быть осуществлен в ход любого игрока. Стоит отдельно отметить, что мешки с песком не могут спасти локацию, которая погружается в пучину.

"Мешки с песком."
"Мешки с песком."

Взлет вертолета. Эти карты могут переместить любое количество фишек с одной локации острова в другую. Играется она по аналогии с мешками, но у нее есть еще одно свойство. Чтобы игроки могли улететь с острова, после того как соберут все Артефакты, им необходимо будет собраться на Круге авантюристов и разыграть одну такую карту. Без нее игра будет являться незаконченной, и придется играть до тех пор, пока карта не выпадет одному из игроков.

"Взлет вертолета."
"Взлет вертолета."

Ну и последний тип карт - это карты "Вода прибывает!". Если игрок вытягивает такую карту, то маркер на водометре сразу же необходимо переместить на следующее деление. После этого все карты из сброса колоды "Затопления" перемешиваются и кладутся сверху стопки, тем самым увеличивая шанс того, что недавно затопленные области погрузятся в пучину.

"Вода прибывает!"
"Вода прибывает!"

Любая карта из колоды "Артефактов и Специальных действий" уходит в сброс после того, как была разыграна. После того как колода закончится, она перемешивается и выкладывается заново. То же самое происходит с колодой "Затопления".

Зная все вводные, можно поговорить и о том, как проиграть в "Запретном острове". А ситуаций, которые могут привести к проигрышу в игре, несколько. И, как можно понять, все они связаны с затоплением.

  • Достижение критической отметки на водометре. Если маркер уровня воды переместится на самую верхнюю отметку, изображающую череп, то считается, что игроки не успели собрать артефакты за отведенный срок, и остров погрузился в пучину вместе с ними.
  • Погружение в пучину локаций с Артефактами. Каждый из Артефактов можно получить, находясь на одной из двух относящихся к нему локаций. Если обе локации, относящиеся к какому-либо из Артефактов, уйдут в пучину до того, как игроки успеют его заполучить, то это приведет к проигрышу.
  • Погружение в пучину Круга авантюристов. Примерно такая же ситуация. Если во время игровой сессии игроки не смогут уберечь Круг авантюристов от погружения в пучину, то вертолету некуда будет приземлиться, и партия будет считаться проигранной, даже если на руках у игроков оказались все Артефакты.
  • Отсутствие возможности выбраться из пучины. Игроки могут спастись с погружающегося в пучину участка острова, переместившись на соседние. Но если такая возможность отсутствует, то фишка игрока так же погружается в пучину, что приводит к проигрышу в игре.

Итог

В названии этой статьи я не зря написал, что "Запретный остров" это "Пандемия" для самых маленьких. Любой человек, игравший в обе эти игры, не сможет не проводить параллели между ними. Начиная от профессий, набор которых представлен игрокам, и заканчивая механизмом затопления острова и получения Артефактов, которое можно сравнить с изобретением лекарства. Если перенести все локации игры на игровое поле "Пандемии", то затопление очень похоже на заражение, а выход карты "Вода прибывает!" работает примерно так же, как карта "Эпидемии": то же перемещение маркера на треке, со временем усложняющее игру, и абсолютно та же механика, когда уже вышедшие карты кладутся сверху колоды, увеличивая шансы того, что сложности будут в итак уже проблемных локациях. Однако даже при всем самоповторе, сделал ли Мэтт Ликок другую игру? Безусловно, да. Я очень люблю "Пандемию" и готов играть партию за партией в эту игру, но порог вхождения у нее несколько выше, а если говорить про игру с ребенком, то и тема гораздо более скучная. Маленькому настольщику гораздо интереснее будет исследовать таинственный остров в поисках мифических Артефактов, чем летать по городам в поисках лекарства. Тем более что оформление и игровые компоненты должны понравится детям как своей визуальной, так и тактильной составляющей.

По поводу реиграбельности. Для такой небольшой игры она присутствует в достаточном объеме. Различное расположение тайлов, а так же 2 колоды карт способны сгенерировать достаточно много ситуаций, причем некоторые из них при неправильном поведении игроков окажутся безвыходными. Кроме того, на страничке boardgamegeek, посвященной игре, я нашел различные вариации раскладок острова, которые помогут привнести разнообразие в игровой процесс.

"Варианты дополнительных раскладок с boardgamegeek."
"Варианты дополнительных раскладок с boardgamegeek."

Если подводить итог, то "Запретный остров" это очень хороший кооператив, в котором действительно нужно продумывать ходы и действовать сообща. При этом он не настолько сложный и долгий, чтобы стать игрой для опытных настольщиков. Игра вполне годится для того, чтобы вместе с ней можно было проводить время в кругу семьи или начинать знакомство с миром настольных игр. Как по мне, это тот тип настолок, в которые не всегда можно выиграть, но это не расстраивает, а наоборот, вызывает азарт и желание попробовать победить в следующей партии, что заставляет еще больше проникнуться духом авантюризма, пропитывающем игру.

🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше обзоров можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.