Сериал «Очень странные дела» (Stranger Things) стремительно завоевал популярность по всему миру: мистика в духе Стивена Кинга, потрясающая атмосфера американских 1980-х, отличная актерская игра и непредсказуемый сюжет. Недоставало только глубины смысла. Этот изъян создатели сериала восполнили в 4-м сезоне.
В недобром старом Хоукинсе
Как обычно, напомню вкратце сюжет. События развиваются в вымышленном городке Хоукинс, штат Индиана. В результате экспериментов над ребенком со сверхъестественными способностями («Одиннадцать») в городе открывается портал в иной мир, из которого сезон за сезоном вылезают все более устрашающие монстры. С ними сражаются несколько подростков – аутсайдеров (отсылка к кинговскому «Оно») и супер-девочка «11». Но всякий раз победа оказывается неполной, и зло из бездны продолжает недобро смотреть на золотые американские 80-е, оставляя героев задаваться вопросом: где же корень зла и как его выкорчевать?
ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ. ТЕМ, КТО НЕ СМОТРЕЛ СЕЗОН, РЕКОМЕНДУЮ ЕГО ПОСМОТРЕТЬ И ВЕРНУТЬСЯ К ПОСТУ.
Корень зла
Монстр четвертого сезона казалось побил все рекорды, если такие вообще есть у злодеев, ибо он охотился именно на детей, и конец этой охоты был всегда ужасен. В чем-то он очень похож на главное страшилище 1980-х – Фрэдди Крюгера, правда, с одним отличием: Крюгер настигал свои жертвы во снах, а этот сам погружал жертву в транс. За этим отличием сюжет первой половины сезона мало чем отличался от остальных: есть монстр – надо узнать, как его уничтожить. Однако все не так-то просто. Ибо ключ к победе над ним лежит в памяти у потерявшей свои сверхъестественные способности «11».
Чтобы пробудить эти способности, «Папа» пытается заставить «11» вспомнить то, что она тщательно пыталась забыть: как она открыла портал в «Изнанку». И в итоге ему это удается. Кто посмотрел сериал помнят поистине эпическую историю о «Первом» - ангелоподобном блондине, который помогает «11» в питомнике детей – экстрасенсов, а потом использует ее для жестокой расправы со всеми его обитателями.
И именно поединок с ним, потребовавший мобилизации всех сил «11» и привел к появлению портала в «Изнанку»: туда «11» прогнала монстра в человеческом обличье, и оттуда он протянул свои страшные щупальца, чтобы устроить апокалипсис в отдельно взятом американском городе.
«Денница – сын зари»
Для обычного телезрителя вся эта история – прекрасный остросюжетный поворот. Но если присмотреться внимательно, то можно увидеть здесь совершенно очевидную аллюзию на христианскую концепцию грехопадения сатаны.
Для начала имя. Главного злодея зовут «Первый». Из сюжета становится понятно, он «первый» - потому что стал первым подопытным «Папы», первым ребенком со сверхъестественными способностями, который попал в его лабораторию, стал началом проекта.
Но согласно одной из двух магистральных версий христианской теологии о возникновении зла, сатаной стал первый сотворенный Богом Ангел-Херувим. Более подробно о различии концепций см. в моем посте «Откуда взялся Падший Ангел и почему он восстал». Первый Херувим был настолько умен и прекрасен, что возгордился своими способностями настолько, что сам захотел был Богом.
Эти библейские христианские образы очень точно и воспроизвели братья Даффер. Сразу же бросается в глаза, что для своего «Первого» они подобрали актера с заведомо ангельской внешностью, которые тот дополнил и своеобразной игрой: до самого последнего момента невозможно понять, что этот добрый юноша помогает «11» не просто так.
А в финальном диалоге с «11» он объясняет и причину своего бунта. Это была не обида на статус «подопытного», не жажда свободы, как у «11», а неприязнь к тому, что «папа» - «просто» человек, не ему решать, что делать с такими «суперменами» как он.
Расплата и месть
Интересно, что и последствия для американского «херувима» оказались такими же, как и для библейского.
Как известно, именно после грехопадения и низвержения с небес падший Ангел утратил свою красоту, превратившись в чудовище, и местом его обитания стал ад, где он, согласно другому библейскому проклятию, должен питаться «прахом» - энергией страданий («страстей») рода человеческого, которого он вовлек в грех и проклятие.
«Первого» постигла та же судьба. Из красивого юноши он превратился в страшного демона «Изнанки», ибо все человеческое сгорело в нем от его внутреннего огня злобы, все прекрасное стало ужасным. Теперь он творил зло всем, до кого мог дотянуться: а дотянуться он мог только до жителей Хоукинса.
(В этом смысле Хоукинс – это прообраз мира после грехопадения Адама и Евы, временно разделяющего проклятие сатаны. «11» - это образ Евы, которая еще в первом сезоне открывает портал в «Изнанку» и выпускает «джинна из бутылки», т.е. впускает в мир зло). Соответственно обман "Первым" "11" - это яркий образ искушения змеем Евы в эдемском саду.
Как мы помним, библейское зло в конце мира сумеет вырваться из созданной для него Богом ловушки. Завладев душой и помыслами антихриста, сатана через него на короткое время завладеет миром. Именно к этой цели и стремится «Первый», ставший демоном Векной. И чем закончится апокалипсис – покажет только пятый сезон сериала.
Вместо заключения
Таким образом, в 4-м сезоне в яркой образной форме авторы показали происхождение зла «Изнанки», позаимствовав для этого хорошо известные и узнаваемые библейские образы.
Уже можно предположить, что победит его «11» - та самая девочка, которая впустила зло в мир. Эта сотериологическая концепция (истребить источник зла может только тот, кто его создал) отражена в христианстве в учении апостола Павла о Первом и Последнем Адаме: как первым человеком, Адамом, грех вошел в мир, так последним (Бого)Человеком, Христом, он был побежден. Эту теорию отец церкви II века Ириней Лионский дополнил идеей двух дев (как непослушанием Богу дева Ева впустила грех в мир, так послушанием Дева Мария способствовала его упразднению).
В этом смысле «11» хорошо вписывается в роль спасительницы жителей города от чудовищной «Изнанки». Чудо-дитя – нравственно безупречное, наделенное силами свыше – в этом образе хорошо прочитывается христианский мотив Спасителя - Богомладенца и одновременно спасительницы - Девы, без которой план спасения через воплощение не мог осуществиться.
Этот фильм, пожалуй, одно из ярких свидетельств тому, насколько живы библейские образы в современной массовой культуре и насколько неисчерпаемый творческий потенциал они имеют до сих пор.
С вами была Открытая Книга. Ставьте лайки, подписывайтесь ️и пишите комментарии. Это помогает продвижению канала!