Наша коллега Елена Холодова продолжает делиться опытом работы в поселковой школе.
Денис был самым мелким и тощим в классе. Да что там в классе, в группе! В детстве часто болел, плохо питался, хоть дед и тянул его один как мог.
Родители, как часто бывало в том поселке, где я работала, запились, и остался ребенок на старенького дедульку, которому, к моменту, когда стал Дениска моим учеником, уже за девяносто перевалило. А еще Денис заикался. Очень сильно. Когда совсем маленький был, по рассказам его деда, перепугала пацана свинья, хотевшая ему ногу заесть, пока тот упал и скатился прямо к прутьям свиного загончика.
Вот с тех пор и не мог толком парнишка говорить. Ему было десять, 5 класс. Ко мне он ходил на литературный кружок, что вписали в продленку. Никто задачи чему-то научить поселковую ребятню не ставил – все, даже учителя и директор махнули на них рукой, как на пропащих. Задача педагогов была следить, чтоб не убились, и друг друга не поубивали. Вот и все.
Но конкурсов городских никто не отменял, раз поселок частью города числится. А у Дениса фамилия была Иванов. Был в параллельном классе и еще один Иванов, и на беду денискину с инициалами Д.В. Только, в отличие от Дениса Викторовича, тот звался Дмитрием Валерьевичем. Но завуч запуталась, и оформила бумаги на Дениса. На конкурс чтецов. А поскольку у поселковой школы нашей куча льгот была, то сразу на второй тур попадал Дениска – то есть на огромную сцену. И сроку до выступления день.
Выпускающим на конкурс педагогом числилась я, которая ничего не могла сделать с уже отправленной в высшие инстанции документацией. Мы сидели после продленки с мелким ушастым пацаном и пили чай, заботливо налитый нам поварихой.
-Н-не-не-не п-п-переживайте! – ободряюще улыбнулась мне синеглазая худоба, и даже за руку взяла, пожав мою холодную ладонь своими ледяными пальчиками, - Б-бы-бывает и хуже в жи-жи-зни. С-со-со мной деда приедет.
-Ты хоть знаешь какие стихи? Или пойдем к тебе, с дедом учить будем? У нас в десять уже выступление, Денис! – сокрушенно тихо говорю я, предвкушая всю грядущую эпопею.
И черт бы с ним с позорищем. Пацана жалко. Лишняя травма ему сцена. Это было накануне 9 мая, и стихи требовались военные, понятное дело. -Ро-ро-рождественского з-з-з-наю. Мы допили чай. Допытываться я не стала. Какая разница что он знает? Он все равно не сумеет. Утром я сидела в зале рядом с денискиным дедом. Дед был спокоен как скала, чем возмущал меня до глубины души: не жалко ребенка! На старости с ума сошел, видно.
-Сейчас даст! – шамкая беззубыми челюстями сказал дедок, когда на сцену вышла крохотная фигурка Дениса.
Он стоял в ослепительном свете софитов, закрыв глаза, и слегка качнулся вперед. Секунда, вторая, и у меня сердце встало от боли за него. Я знала, что будет дальше… -На земле Безжалостно маленькой… - слова денискины взлетели куда-то под высоченный потолок огромного ДК, набирая силу, окутывая каждого, заставляя чувствовать их, проживать. Он не заикался, потому что не читал. Он пел. Он пел так, что к концу его пения вставали и вставали ряды всех, кто пришли на концерт, который из года в год уже никого не удивляет.
А когда он закончил, и смолкли аплодисменты, Денис сделал шаг вперед, и сказал: -Эти стт-ти-хи Рождественского про многих солдат, н-на к-ко-торых не х-хватило мрамора. И про моего прадеда, Игнатия Васильевича Ос-с-строжина. Его сын с-сейчас сидит в зале. Д-д-деда, встань п-по-пожалуйста. Спасибо, что вы-вырастил меня!
Роберт Рождественский
На Земле, безжалостно маленькой…
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
…А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969 г.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
У вас есть история, которой вы хотите поделиться? Присылайте её нам на org@domznaniya.ru с пометкой "история для Дзен"