Даву в Египте
В мае 1798 года армия генерала Бонапарта отправилась покорять Египет. В ее состав вошел и бригадный генерал Даву. Коль скоро о его назначении просил дивизионный генерал Дезе, то Даву получил кавалерийскую бригаду в дивизии друга.
Поначалу Даву особо не выделялся. Захват Александрии 2 июля, сражение у пирамид 21 июля – тут еще можно говорить о дивизии Дезе, но выделять действия бригады Даву? Мелко.
Тем не менее именно Египет стал трамплином в будущее для Даву.
Дезе отправился покорять Верхний Египет. Кавалерия Даву действует в составе своей дивизии, догоняет и рубит арабов. Французов было мало, арабов много – эффективно держать Египет в кулаке получалось только жестокостью и расправами.
В целом нельзя сказать, чтобы у Даву была возможность отличиться в качестве полководца. Вплоть до взятия Абукира. В самом сражении при Абукире 25 июля 1799 года бригада Даву участия не принимала, охраняя тылы армии от внезапного нападения. Но дальше…
Бригадный генерал чувствует, что упускает последнюю возможность отличиться. Например, Мюрат за действия в сражении получил-таки чин дивизионного генерала. Даву лично обращается к Бонапарту.
О чем они говорили, тайна. Но после разговора Даву получает возможность нанести последний удар туркам, а Бонапарт наконец может оценить этого человека и его преданность.
В ночь с 29 на 30 июля 1799 года войска под командой Даву отражают вылазку запертых в форте турок и на их плечах врываются в укрепление. Окончательно остатки турецкой армии сдались 2 августа.
И тут пришла пора испытанию верности Даву. 22 августа 1799 года Бонапарт покинул Египет. Он взял с собой только избранных. В их число не попал Даву. Да что там Даву! Даже Дезе не смог эвакуироваться с Бонапартом.
Оставшимся в Египте французам осталось дожидаться конца. В марте 1800 года командующий французами генерал Клебер подписал соглашение с англичанами. В соответствии с договоренностью французам предоставлялась возможность вернуться домой.
Дезе и Даву немедленно отплыли во Францию. Пока они были в пути, английское командование отменило договоренность. На подходе к Европе корабль с генералами был перехвачен. Дезе и Даву на месяц оказались в плену.
Вскоре их отпустили, и в начале мая 1800 года Даву наконец оказался на родине. К тому времени во Франции многое переменилось. В частности, Директория уступила место консулату. И первым консулом был Наполеон Бонапарт. Возобновилась война с Австрией. Начиналась вторая Итальянская кампания Наполеона.
При Наполеоне
Бонапарт, когда хотел чего-то добиться, умел быть милым. Он написал дружеские письма Дезе и Даву, приглашая их присоединиться к армии. Дезе бросился в Италию и сложил голову при Маренго. А Даву уехал к матери.
Почему он не поехал сразу к Бонапарту? Гадают о разном, но Бог его знает. Как бы то ни было, первый консул продолжил обхаживать Даву. В июле 1800 года ему присвоен чин дивизионного генерала, дана должность командующего кавалерией Итальянской армии. Через год Даву назначен уже генерал-инспектором кавалерии.
Наполеон продолжает благоволить генералу. В ноябре 1801 года он выдал за Даву сестру генерала Леклерка. Чтобы было понятно: сам Леклерк был женат на сестре Наполеона, будущая мадам Даву была близкой подругой падчерицы Наполеона. Таким образом, Даву попал в большой круг семьи Бонапартов.
Вскоре новобрачный получил еще один знак отличия – он назначен командовать консульской гвардией. С 1803 по 1805 годы Луи Николя командует войсками в лагере под Дюнкерком – а они предназначались для высадки в Англии. И да, в мае 1804 года Даву попадает в список первых 18 маршалов Империи.
В чем причина такого благоволения? Если взглянуть критически, до сих пор Даву не выказал себя талантливым полководцем. Он не водит в бой крупные объединения, не выигрывать больших самостоятельных сражений. Даже не воевал по-настоящему рядом с Наполеоном.
Многие историки считают, что ответ заключается в слове «преданность». Правда, приправленная менее благозвучным словом «доносительство».
В название главы вынесены слова Наполеона из фильма Бондарчука «Ватерлоо». Они, видимо, и выражают отношение императора к маршалу Даву. Он убедился в его преданности. И надо сказать, в отличие от многих других маршалов, Луи Николя Даву не даст поводов усомниться в своей преданности.
Вторжение в Англию так и не состоялось. Вместо этого осенью 1805 года Великая армия обрушилась на Австрию. 3-м корпусом армии командовал маршал Даву. Ульмский маневр, бросок на Вену, выход к Брюнну – везде 3-й корпус не отставал от остальных.
Наконец, 2 декабря 1805 года произошло решительное сражение кампании – Аустерлиц.
Может быть, и считается, что смертельный удар русской армии нанес корпус Сульта. Но разумеется каждый французский корпус внес свою лепту в победу. А 3-й корпус внес, пожалуй, больше всех.
Даву командовал правым флангом армии Наполеона и принял на себя основной удар русских. Его задача была сложна – медленно отступать (медленно!) перед превосходящими силами, заманивать их, вовлекать в бой, вытягивать силы Кутузова из центра, чтобы Сульт мог нанести свой удар. Даву превосходно справился с задачей. А на завершающем этапе битвы перешел в контрнаступление, добивая противника.
Что ж, в кампанию 1805 года Даву наконец смог показать себя крупным военачальником. Но по-настоящему звездным для маршала стал 1806 год.
Продолжение:
----------------
Все очерки о маршалах Наполеона: