Cras, cras, semper cras, sic evadit aetas.
Завтра, завтра, всегда завтра – так проходит жизнь.
Про про... крастинацию. «Прокрастинация» в переводе с заумного на человеческий – это систематическое откладывание на завтра. Болезнь такая. И как всякая болезнь именуется она по латыни. Так болеть легче. Простыл ты допустим, грипп у тебя – одно дело. А вот если у тебя Grippus Influenza – совсем другое дело. Сразу видно – человек делом занимается.
Латынь! Уважаю латынь. Сам не знаю почему. Вот по факту ведь – понты. Никто на латыни не разговаривает, никто её не понимает, никому она не нужна. А вот звучит же... Было дело, я как-то затеял учить латынь. Зачем? Да низачем. Просто так, из врождённой русской любознательности. Ну и от безделья, конечно. Ум было нечем занять. А в том пособии с цитатами умных, но давно умерших людей, было описание тех ситуаций, в которых были произнесены эти фразы. А вот это уже было интересно, такая латынь в картинках.
Например, всем известное: «Деньги не пахнут», «Pecunia non olet» – так в первоисточнике. Я по детству думал, что это фраза «свежая», времён чистогана и капитализма. Современник выражений: «Время – деньги», или: «Ничего личного – только бизнес», и прочие западные «умности», чтобы оправдать свои западные подлости. Оказалось нет.
О возникновении этой фразы рассказывает Гай Светоний Транквилл. Такая успокаивающая фамилия у мужика, прямо транквилизатор. «Деньги не пахнут» родом из первого века. Этими словами Тит Флавий Веспасиан поставил на место своего чересчур щепетильного сынишку, который упрекал хозяйственного папку за то, что он обложил налогом отхожие места. Туалеты, говоря по-простому.
Тит Флавий Веспасиан был Императором Римской Империи. Ну и кто же ему мог дерзить в вопросах разнообразного налогообложения? Родной сынишка. Которого звали очень необычно: Тит Флавий Веспасиан. Полный папин тёзка. Тит Титыч, если по-русски. Но в Риме всё не так, там всё очень заверчено и наворочено. Вообще, эта семейка весьма интересна. Тит, который папа Тита Титыча, был первым Императором не из аристократов. Его папа был из воинов (всадник – такое сословие было, наверное, вроде гусар каких-нибудь). Дед вообще – крестьянин. Не, социальные лифты работали будь здоров, получается.
Так вот, первый в истории Император «не аристократ» стал первым Императором, который передал власть своему родному сыну, Титу Титычу, получается. Сразу видно – мужик хозяйственный, своего не упустит. Это вам не аристократ с шалостями в демократию. Стал первым человеком в Империи – всё, игрушки закончились. Вот вам налог на туалет, а вот вам сына в наследники. А Тит Титыч ещё папу попрекал, неразумный. Молодёжь, она такая вот. Не ценит родителей, а они (иногда бывает) всё-то для них, для кровиночек своих.
И вот что забавно, два Тита Флавия Веспасиана, два последовательных Императора. Как же их именуют в исторических хрониках? Ну казалось бы – Тит I и Тит II, чего умничать-то? Ан нет, тот Тит Флавий Веспасиан, который папа, и первый по нашей версии, того в истории зовут «Веспасиан».
А тот Тит Флавий Веспасиан, который капризный сын, и, соответственно, второй – тот «Тит». Тот Тит, Тит тот, тик ток, тока так, такое чередование буквы «т» с различными согласными. Просто «Тит» и никаких тебе номеров. Как они их различали?
Кстати, оба Тита, включая того, кто Веспасиан, недобрым словом поминаются иудеями. Это они разрушили Второй Храм в Иерусалиме. Это по их затее длится почти два тысячелетия молитва евреев о восстановлении Храма. Мы ежедневно в Символе Веры поминаем недобро Понтия Пилата, может и эту парочку на Земле Обетованной незлым, тихим словом кто-то костерит?
Кроме того, при сыне, Императоре Тите Титыче (не Веспасиане) произошло извержение вулкана Везувий. Такой вот исторический факт. Нет, тут без претензий. Ну не повезло Помпеям категорически.
Или вот такая ещё латынь:
Barbam video, sed phihsofum non video.
Бороду я вижу, а философа не вижу.
Про эту фразу, которая сама по себе и скучная, рассказывает Авл Геллий:
Был такой Ирод Аттик. У которого на самом деле было очень длинное имя, как у Лилу в «Пятом элементе»: Луций Вибуллий Гиппарх Тиберий Клавдий Аттик Герод. Несмотря на такое Иродское имя Аттик был весьма достойным человеком. Как оказалось. Потом. Даже внешне он выглядит ... неглупым, а это удаётся не всегда:
Был первым римским то ли консулом, то ли сенатором (я плоховато в тех чиновничьих регалиях) греческого происхождения. Мигрант, добившийся высот. Ну и отличался очень своим образованием, учил даже нескольких римских императоров. Благотворитель, филантроп, его именем названы улицы в Афинах и в Риме, хотя жил почти 19 столетий назад. Строил театры, стадионы, водопроводы, храмы, дороги.
Короче, такой Юрий Лужков, но без Елены Батуриной.
И вот пришёл к Ироду, значит, Аттику некий... гражданин. Его именем ничего и нигде не названо, ноунейм такой, но с бородищей до пупа. И стал просить себе «на пропитание». И дерзко так стал просить, просто-таки не очень вежливо. Мол, «Дай, и всё тут!» Ну Ирод мужчина сдержанный и спрашивает: «А кто Вы, собственно говоря? И почему просите денег?» Невежливый ноунейм тут вообще пошёл вразнос и натурально возмутился: «К чему, дескать, эти нелепые, и даже оскорбительные вопросы, когда любому ироду видно, что я (Я!) – философ!»
Я не знаю, что там было с философами в те времена. Может, им какое пособие по умолчанию полагалось. Может, как нашим IT-шникам – освобождение от армии и повышенный оклад. Ну, в общем, вёл он себя так же. Я – философ, вынь да положь! Или поклади, минимум.
И вот тут и прозвучало сакраментальное: «Barbam video, sed phihsofum non video». То есть, Ирод Аттик сам пофилософствовал с философом. Мол, форма не соответствует содержанию. Умыл товарища его же метОдой: «Бороду я вижу, а философа не вижу». Как бы напрашивалось: «А ну докажь!»
Или по-современному: «Какие Ваши доказательства?»
Ну и вот примерно с такими же аргументами, как «русского» полиционера (тогда ещё милиционера) с мордой лицом Шварценеггера.
Ан нет! Не зря есть улица имени его имени. Ирод этот Аттик берёт и ... выдаёт бородачу денЁг. Ну и евойная свита и спрашивает его и недоумённо, и не без оснований:
– А с чего вдруг? Ежли мы кажному бородатому в Греции будем денЁг насыпать, так не напасёмся, у нас вся Греция не особо бреется. К тому же докУментов у него нет, рекомендаций от Платона-Аристотеля тоже. Кто таков? В чём его философичность, уважаемый Луций Вибулльевич? Что за незапланированный перерасход бюджета?
На что этот ирод Ирод умно так и говорит:
– А это не ради него, как человека. А ради нас, как людей.
А вот тут уже – красиво. Сильно так влупил, не покроешь. Хочется крыть – а нечем. Я вот когда бабушку старенькую через дорогу перевожу, я ж не только ей помогаю. Сама бабулечка, может, всех перед подъездом обсуждает и за свет не платит, кто её знает? Но! Я же ещё и ради себя, как человека это делаю. А может и только ради себя? Чтобы не оскотиниться, чтобы человеком оставаться.
И неважно, кто напротив тебя. Я по своим правилам играю.
Молодец, Ирод Аттик, пусть и имя у тебя ... Ну вот честно: разные у тебя тёзки были, ироды в основном, извини. Но лично ты – достоин улицы в Афинах и табличек в Риме.
Вот отвлекся я на всяческих латинян, а начинал ведь об чём? Я о первой фразе моей статьи: «Завтра, завтра, всегда завтра — так проходит жизнь».
Хотел я посетовать на свою прокрастинацию. Что я откладываю на завтра годами. Мой первый гонорар за «публикации» получен 35 лет назад.
В 2018-м, в эпоху Дзен-зарождения и я твёрдо решил публиковаться, да и выхода у меня никакого не было. Прошло 6+ лет – и вот я автор-новичок. Наконец-то! Я нетороплив и обстоятелен.
От «Дзен для авторов» пришло какое-то обновление, какая-то восхитительная в своей незамутнённости идея, что теперь подписки будут платными. Полагаю, я пришёл на Дзен «под закрытие», к шапочному разбору.
«Проснулась Ульяна ни поздно ни рано: все с работы идут, а она тут как тут» – про меня, хотя я и не Ульяна по паспорту. А по сути – да.
И вот решил я свой прокрастинаТИЗМ (о как! это такой только что придуманный синоним идиотизму) описать. Но – как всегда отвлёкся.
Поэтому – завтра. Всё завтра.