Здравствуйте, уважаемые читатели. По теме специальной военной операции накопилась масса новостей, поэтому в публикации речь пойдет не только об актуальном положении дел на фронте.
Гражданский специалист или военный?
Много сейчас говорят о том, какой человек должен возглавлять военное ведомство: военный или же гражданский, несистемный человек, который сумеет разрушить порочный круг армейских связей? Многие телеграмм-предсказатели со своими "источниками" прочили на должность министра генерала (и уже бывшего губернатора Тульской области) Дюмина. Что ж, послужной список у него достойный, в области люди относятся к нему весьма благожелательно, так что очевидно, что человек и управленец он не из последних. Но инсайды, по всей видимости, оказались намеренным вбросом Администрации Президента, а на место Шойгу был назначен неожиданный, для большинства обозревателей и простых граждан нашей страны, человек.
По правде говоря, я полагал, что должность будет сохранена за Сергеем Шойгу, поскольку после мятежа Пригожина его позиции казались незыблемыми. Однако было принято решение о замене главы военного ведомства. За причинами такого решения далеко ходить не нужно: Песков, Президент и сам Белоусов за последнее время неоднократно проговаривали объем средств, затрачиваемых на вооруженные силы. На сегодняшний день это не менее 8% ВВП - очень и очень существенная сумма, и затраты пока не перетекают в ощутимый результат, при этом продолжая возрастать. Очевидно, что необходимо провести проверку и при необходимости - реорганизацию тыла, ВПК, системы обеспечения и постановки на вооружение/снабжение, проверить госконтракты и конкурсы, в ходе которых разрабатывается и принимается новое вооружение, экипировка. По мнению руководства страны, армейская система должна работать эффективнее.
При этом ряд блогеров бросились обвинять Сергея Шойгу во всех смертных грехах. Особенно позабавили тезисы о том, что, мол, именно по его вине СВО пошла не по плану, а армия потерпела неудачи, которые потерпела. При этом те же люди говорят о том, что министр обороны несет на себе организационно-административные функции и поэтому Белоусов - лучший вариант. Здесь, как говорится, нужно либо крестик снять, либо штаны надеть.
Министр обороны осуществляет на основании решения Президента Российской Федерации в установленном порядке управление стратегическим развертыванием Вооруженных Сил и их применением
[п.16 Положения о Министерстве Обороны РФ, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082]
Как видите, законодательство предоставляет министру право на управление армией при наличии решения Верховного Главнокомандующего. Впрочем, конечно, если вы обратитесь к этому Положению, то сами сможете увидеть, что большинство функций министра (а их там аж 46) действительно носят административно-организационный характер. Традиционно же считается, что в военном отношении главным ответственным лицом остается назначаемый Президентом начальник Генерального Штаба, центрального органа планирования операций и руководства вооруженными силами. Если спрашивать с В.В. Герасимова за неудачи в ходе начала СВО, то неминуемо возникает другая проблема: НГШ не является оперативным командующим, эти полномочия лежат на генералах, возглавляющих направления (фронты). В свою очередь, эти командующие зависят как от компетентности своих подчиненных, так и от планов, разработанных в Генштабе. В соответствии с которыми и формируется подчиненная им группировка, определяется наряд средств, выдаваемых под операцию. В конечном счете, по моему мнению, неудачи на первом этапе произошли из-за комплекса проблем, многих из которых традиционны для армий мирного времени, и которые нельзя отнести исключительно к деятельности Герасимова или Шойгу.
Поэтому, подводя итог этой части статьи, считаю корректным воздержаться от огульной (не основанной на цепочке конкретных, логически взаимосвязанных фактов) критики бывшего министра обороны и действующего НГШ. Оценки будем раздавать тогда, когда широкая общественность получит доступ к массивам ныне секретной информации. И тогда, заново собрав всю картину событий, мы сможем выдвигать относительно беспристрастные суждения о заслугах и ошибках главных действующих лиц СВО.
Наступление "Севера" в Харьковской области
Основной темой недели является наступление наших войск в Харьковской области. Группировка охраны госграницы была усилена и преобразована в ГВ "Север" под командованием генерала Лапина и общим кураторством ЛенВО. Этот новый округ в данный момент не обладает в районе наступательной операции своими основными соединениями: арктической бригадой, морпехами Балтфлота или испытанной 200-й мотострелковой бригадой, уже около года воюющей в районе Артемовска. И тем не менее, штабу Лапина в очередной раз удалось озадачить противника. Прежде всего отметим, что на фоне относительно небольшой группировки, наступающей на земле (ВСУ изначально говорили о 5 батальонах, сейчас, полагаю, атакует группировка сил, сопоставимая с двумя бригадами), выделяется массирование разведывательных и ударных средств.
Нет покоя украинской артиллерии, за 2 недели одних РСЗО типа "Град" и "Вампир" уничтожено не меньше дивизиона, постоянно прилетает ствольной и самоходной артиллерии ВСУ, фиксируются передвижения техники и пехоты, по местам скоплений постоянно наносятся удары артиллерии и авиации, уничтожаются мосты и переправы. Причем уничтожаются, после чего идет постоянный мониторинг состояния этих объектов и при необходимости удар повторяется. Для операции скоплено значительное количество высокоточных средств. Давно я не видел, чтобы так массово разбивали блиндажи "Краснополями", "Гранями" и "Китоловами". Пожалуй, такое было только в начале СВО, когда склады были богаты запасами высокоточного вооружения.
Отдельно стоит отметить SEAD - подавление ПВО. Здесь у ВСУ уже уничтожены ЗРК "Бук", 2 "Стрелы-10", ЗРПК "Гепард" (или "Тунгуска"), нанесен удар по штабу 302-й зенитно-ракетной бригады. Зеленский уже прямо говорит о том, что ему нужны "Патриоты" в Харькове, иначе город будет потерян. Что ж, заявление для нас оптимистичное и лестное. ВКС действительно работают хорошо. Надо отметить, что впервые за достаточно долгое время поработать пришлось истребительной авиации. ВСУ задействовали под Харьковом 2 Су-27, которые активно отстреливались анти-радарными ракетами "HARM" по нашим системам ПВО в Белгородской области. Один из них полетал всего 2 дня и был сбит нашим истребителем Су-35С на существенной дальности, значительно превышающей 100 километров. В очередной раз отлично себя показала бортовая РЛС этого истребителя и дальнобойная ракета Р-37М. Второй Су-27 после этого эпизода в наших сводках "светился" всего один раз, вновь пускал HARM. О его уничтожении ничего не сообщалось - по всей видимости, авиационное командование противника решило поберечь оставшийся борт.
Отдельные слова уважения и благодарности ПВОшникам, денно и нощно отражающим удары противника по мирному городу и наступающим войскам. Здесь особо стоит выделить ЗРПК "Панцирь-С" и их экипажи, отражающие массированные и частые удары РСЗО противника. Эти комплексы здесь, по всей видимости, работают в батарейной связке, когда одна из машин осуществляет целеуказание и сопровождение для других "Панцирей", действующих вместе с ней. Это позволяет выделять собственные цели для каждого ЗРПК из связки, что выливается в сбитые пакеты "Градов" и "Вампиров". При этом город и область защищают, конечно, не только они. С учетом того, что по Белгороду в дополнение к "Градам" летят ОТРК "Точка-У", РСЗО "Ольха", а временами и "Ураган" - здесь наверняка успешно работают и более тяжелые системы вроде "Буков" и С-300. Конечно, временами ПВО не справляется, пролетают 122-мм снаряды, не то упала сбитая, не то пролетела "Точка-У", результатом чего стала трагедия в виде обрушения целого подъезда многоэтажного жилого дома, больше десятка человек погибло. Но жертв могло бы быть в разы больше, если бы не самоотверженная работа ПВО.
Также хочется отметить весьма сдержанное медийное сопровождение с нашей стороны. Не секрет, что группировка имеет собственный информационный канал "Северный ветер", где и отчитывается по результатам своей боевой деятельности. И цифры, предоставляемые ей, выглядят гораздо реалистичнее общих сводок Минобороны. Кроме того, по ряду единиц уничтоженной техники прикладываются видео-подтверждения.
Что касается непосредственно территориального продвижения - после потери деревни Липцы у ВСУ станет все не очень хорошо с обороной на этом участке нашего наступления. Дальше опорных пунктов будет меньше. Чего нельзя сказать о Волчанском участке, где южнее города развернута мощная оборонительная линия ВСУ. Конечно, удар в тыл Купянску, в направлении на Печенги и Великий Бурлук, выглядит очень заманчивым и имеет потенциал в рамках всего фронта. Сумев выйти в тыл Купянску, мы вынудим противника отступить или погибнуть, а значит, сумеем значительно сократить полосу территории, которую удерживают ВСУ восточнее Оскола. А дальше можно рассчитывать на повторения сценария 2022 года с выходом на предместья Славянска. Но, повторюсь, противник такое развитие событий предусмотрел и подготовил серьезный укрепрайон южнее Волчанска. А вот в направлении Харькова серьезных оборонительных сооружений после Липцов нет. Но вряд ли есть и необходимое для штурма такого города количество войск с нашей стороны.
Лостармор подготовил постоянно обновляемую карту изоляции района боевых действий в исполнении "северян": https://lostarmour.info/harkov-irba
Другие участки фронта, успехи и новые виды вооружения
На других участках фронта наблюдается затишье, или локальные атаки. Так, наконец удалось вернуть под контроль знаменитое село Работино в Запорожской области. Мало-помалу продвигаются наши войска в деревнях Урожайное и Старомайорское, что в районе бывшего Времеевского выступа. Здесь отмечается постепенная ликвидация тех скромных результатов, которые были достигнуты противником в ходе своего неудачного наступления.
После недавнего результативного удара по стоянке вертолетов ВСУ в социальных сетях появилась информация о гибели 6-го вертолетчика. Судя по тому, что погибшие идут друг за другом практически единой группой, можно связать их с этим удачным ударом наших ракетчиков.
По-прежнему не удается надежно закрыть небо от баллистических "АТАКМСов" противника. В последнее время ВСУ много бьют по Крыму и авиабазам, расположенным на полуострове. Большая часть ракет сбивается, но 1-2 временами пролетают и делают неприятные "дела". Дополнительную сложность создает кассетное оснащение: даже если ЗРК сбивает ракету над аэродромом или близко от себя, то рассыпающиеся суббоеприпасы все равно могут выводить из строя технику или сам зенитно-ракетный комплекс. Таким образом, здесь есть сложности, и даже дальнобойные системы С-300/400, ранее в основном успешно уничтожавшие "Точки", сейчас не всегда справляются с "АТАКМСами". Повторюсь, исходя из того, что большая часть ракет сбивается, дело здесь скорее не в недостатках ЗРК, а в запасе зенитных ракет самой системы. Противник, в данный момент обладая определенным запасом западных ОТРК, может себе позволить значительные траты на прорыв нашей ПВО путем массированных ударов.
Спасибо за прочтение! Если понравилась статья - не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!