Город Иваново, входящий в состав Золотого кольца России, поражает своей уникальностью. В отличие от других городов этого маршрута, здесь меньше церквей и монастырей, но зато есть богатая история текстильного производства и впечатляющая архитектура советского периода. Известный ранее как Иваново-Вознесенск, сегодня он стал просто городом Иваново, где всё ещё можно увидеть множество архитектурных памятников авангарда и конструктивизма.
Ивановский железнодорожный вокзал один из таких памятников. Он как зеркало отражает историю жизни Иваново. Менялись город и эпохи, менялся и вокзал. Железная дорога появилась в этих местах еще в 60-х годах XIX века. Столь современный и скоростной транспорт был просто необходим набирающему силы текстильному центру Российской империи. А вслед за доходами и капиталами возник и первый вокзал – здание в полном соответствии тенденциям моды конца XIX века: деревянное в неорусском стиле, напоминающее больше небольшой терем, чем вокзал в нашем понимании этого слов.
Но XX век принес немалые перемены в жизнь России в целом и города в частности. Возникло перовое государство рабочих и крестьян. Ветер перемен коснулся всего. Мода, искусство и архитектура – все начало стремиться быть функциональным. Украшению ради украшения был объявлен бой. И новый, первый советский вокзал был воздвигнут в стиле конструктивизм. Он стал храмом прогресса, науки и символом победы пролетариата. По тем временам он был огромным.
Единый объем зала без колон стал символом демократизма – теперь нет никаких социальных и классовых границ. Такое решение также усиливало ощущение простора.
Строгий геометрический фасад здания украшали витражи и сплошное остекление, что придавало ему футуристический облик.Так же такое решение только усиливал впечатление от пространства. Это был архитектурный проект не прошлого, а будущего.
Шли годы и построение светлого будущего перестало быть отрицанием прошлого. Многие классические решения в архитектуре были реабилитированы. По всей стране кипели стройки затронули они и Иваново, и его вокзал. Необходимость ремонта здания совпала с расцветом сталинского классицизма. Изменения коснулись как внешнего вида здания, так и интерьера. Общий объем зала ожидания был разбит на 2 зоны: синюю и красную, дополнилось колоннами и мозаиками.
Следующие изменения вокзал претерпел уже перед Олимпиадой-80. В интерьер было привнесено много декоративных элементов. Почти 100 лет спустя снова стали в чести деревянное зодчество, узоры и народные мотивы. Хоте не только они украсили вновь отремонтированный вокзал.
Нам же довелось побывать на вокзале уже в нынешнем веке, в 2024 году, когда бала закончена последняя реконструкция вокзала. Нет его не перестроили в ультрамодных традициях стекла и бетона, но вдохнули вторую жизнь во многие архитектурные и дизайнерские решения прежних лет. Прежние гипсовые фрески при сохранении форм повторили из современного материала – стеклофибробетона.
Восстановили панно – гордость и напоминание об первых рабочих стачках, которые происходили в городе боле века назад. Теперь вокзал – это не только место ожидания своего поезда, но выставочное пространство. Для этих целей выделен красный зал, интерьер которого максимально приближен к облику 80-х годов.
В то время как синий зал напоминает об 50-х годах. Удивительным дополнением на отреставрированных колоннах стал узор под стать мотивам агиттекстиля.
В целом вокзал производит приятное впечатление, и его посещение доставляет удовольствие. Если никуда не спешить, то можно с интересом прогуляться по залам и насладиться его обликом. Вокзал был свидетелем разных событий в городе, как позитивных, так и негативных. И хочется верить, что вслед за ним и остальные памятники архитектуры XX века в городе обретут новую жизнь.