Найти в Дзене
Art and Artist

Когда уже не до веселья... О картине «Нимфа и Сатир» Александра Кабанеля

Картина "Нимфа и сатир" (название в оригинале - "Похищение нимфы) - яркий пример выдающегося живописного произведения эпохи французского академизма. Несмотря на довольно распространенный сюжет (на эту тему были созданы десятки картин и скульптур, начиная с античных времен и раннего Возрождения), художнику вновь удалось передать всё напряжение и яркие краски противоборства. Картина сразу была приобретена французской императорской семьей и стала достойным пополнением богатой королевской коллекции.
Картина "Нимфа и сатир" (название в оригинале - "Похищение нимфы) - яркий пример выдающегося живописного произведения эпохи французского академизма. Несмотря на довольно распространенный сюжет (на эту тему были созданы десятки картин и скульптур, начиная с античных времен и раннего Возрождения), художнику вновь удалось передать всё напряжение и яркие краски противоборства. Картина сразу была приобретена французской императорской семьей и стала достойным пополнением богатой королевской коллекции.

Нимфа и сатир - картина французского художника-академиста Александра Кабанеля, написанная в 1860 году. В настоящее время она принадлежит Музею Орсе в Париже, но находится в аренде во Дворце изящных искусств города Лилля.

Немного истории. Картина была выставлена на Парижском салоне 1861 года и долгое время хранилась в частной коллекции французской королевской семьи. Фактически, она было куплено в том же году, когда император Наполеон III посещал Парижский салон. Он сразу решил приобрести картину и потратил на покупку 15 000 франков. К слову, император приобрел ещё картину "Рождение Венеры" этого же художника. Эта покупка обошлась ему в 20 тысяч франков. В нынешних ценах это примерно 150 и 200 тысяч евро. Или 15 и 20 миллионов нынешних российских рублей.

На двух фрагментах разных картин (слева - "Нимфа и сатир", справа - "Рождение Венеры") хорошо видно, что эта одна и та же женщина. Выражения лиц разумеется разные. Слева - отчаянная безысходность от неравной борьбы. Справа - игривая манящая полуулыбка. К сожалению, имя модели неизвестно. Но то, что она была очень красивой - бесспорно.
На двух фрагментах разных картин (слева - "Нимфа и сатир", справа - "Рождение Венеры") хорошо видно, что эта одна и та же женщина. Выражения лиц разумеется разные. Слева - отчаянная безысходность от неравной борьбы. Справа - игривая манящая полуулыбка. К сожалению, имя модели неизвестно. Но то, что она была очень красивой - бесспорно.

Описание картины. На холсте изображен сатир, пытающийся похитить нимфу в лесу, из которого видна только часть лужайки и листвы, что является явной отсылкой к греческой мифологии, которой так восхищается художник. В изображении обнаженной нимфы заметен тот же цвет лица и элегантность, в ее бледной коже, физических формах и цвете волос, что и у Венеры, изображенной на его знаменитой картине "Рождение Венеры ". Кабанель также показывает типичные черты греческого сатира, с его козлиными ногами, мужским бюстом и классической флейтой пан, привязанной рядом.

Разумеется цвет и структура волос у двух героинь были очень близкие, если не одинаковые. Рыжий цвету дам был в ту эпоху на пике парижской моды. Ну как можно было её не следовать?
Разумеется цвет и структура волос у двух героинь были очень близкие, если не одинаковые. Рыжий цвету дам был в ту эпоху на пике парижской моды. Ну как можно было её не следовать?

Изображение дает понять, что это похищение, учитывая сопротивление, оказываемое прекрасной нимфой, с движением ее вырывающихся рук и ног, в то время как сатир удерживает ее. Его намерение — акт сексуального насилия — очевидно. Вся фигура и лицо сатира подчеркивает его самые низменные и похотливые желания. И хотя нимфа отчаянно сопротивляется, силы явно неравные. Выражение её лица отражает безысходность и обреченность.

Даже техника изображения тел двух героинь были абсолютно похожими. Почти мраморная белизна женской фигуры резко контрастирует с загорелым "мужицким" телом "человека-козла". Слева - фрагмент картины "Нимфы и сатир". Справа - "Рождение Венеры". По меткому определению одного критика, цвет тела был "миндаль со сливками". Художник не стал экспериментировать, и оставил его одинаковым на обеих картинах. Что было абсолютно правильным решением. "Венера", как и "нимфа" ослепляли зрителей своей красотой. А что ещё нужно от прекрасных женщин?
Даже техника изображения тел двух героинь были абсолютно похожими. Почти мраморная белизна женской фигуры резко контрастирует с загорелым "мужицким" телом "человека-козла". Слева - фрагмент картины "Нимфы и сатир". Справа - "Рождение Венеры". По меткому определению одного критика, цвет тела был "миндаль со сливками". Художник не стал экспериментировать, и оставил его одинаковым на обеих картинах. Что было абсолютно правильным решением. "Венера", как и "нимфа" ослепляли зрителей своей красотой. А что ещё нужно от прекрасных женщин?

Две картины Александра Кабанеля - "Рождение Венеры" и "Нимфы и Сатир" - признанные шедевры эра академической живописи. И хотя на двух картинах изображена практически одна и та же женщина, сюжеты были диаметрально противоположные. На одной - "миндально-сливочная" (по определению одного критика) Венера. На другой - неравная борьба с необузданной мужской страстью. Тем не менее, обе картины были по достоинству оценены самыми богатыми и притязательными покупателями Французской империи - королевской семьей. И стали украшением их семейной коллекции.