Нимфа и сатир - картина французского художника-академиста Александра Кабанеля, написанная в 1860 году. В настоящее время она принадлежит Музею Орсе в Париже, но находится в аренде во Дворце изящных искусств города Лилля.
Немного истории. Картина была выставлена на Парижском салоне 1861 года и долгое время хранилась в частной коллекции французской королевской семьи. Фактически, она было куплено в том же году, когда император Наполеон III посещал Парижский салон. Он сразу решил приобрести картину и потратил на покупку 15 000 франков. К слову, император приобрел ещё картину "Рождение Венеры" этого же художника. Эта покупка обошлась ему в 20 тысяч франков. В нынешних ценах это примерно 150 и 200 тысяч евро. Или 15 и 20 миллионов нынешних российских рублей.
Описание картины. На холсте изображен сатир, пытающийся похитить нимфу в лесу, из которого видна только часть лужайки и листвы, что является явной отсылкой к греческой мифологии, которой так восхищается художник. В изображении обнаженной нимфы заметен тот же цвет лица и элегантность, в ее бледной коже, физических формах и цвете волос, что и у Венеры, изображенной на его знаменитой картине "Рождение Венеры ". Кабанель также показывает типичные черты греческого сатира, с его козлиными ногами, мужским бюстом и классической флейтой пан, привязанной рядом.
Изображение дает понять, что это похищение, учитывая сопротивление, оказываемое прекрасной нимфой, с движением ее вырывающихся рук и ног, в то время как сатир удерживает ее. Его намерение — акт сексуального насилия — очевидно. Вся фигура и лицо сатира подчеркивает его самые низменные и похотливые желания. И хотя нимфа отчаянно сопротивляется, силы явно неравные. Выражение её лица отражает безысходность и обреченность.
Две картины Александра Кабанеля - "Рождение Венеры" и "Нимфы и Сатир" - признанные шедевры эра академической живописи. И хотя на двух картинах изображена практически одна и та же женщина, сюжеты были диаметрально противоположные. На одной - "миндально-сливочная" (по определению одного критика) Венера. На другой - неравная борьба с необузданной мужской страстью. Тем не менее, обе картины были по достоинству оценены самыми богатыми и притязательными покупателями Французской империи - королевской семьей. И стали украшением их семейной коллекции.