Найти тему
Bang Bang Education

Что такое профессиональная нейропластичность

Оглавление

Как помочь мозгу учиться и работать эффективнее

Содержание

  • Как работает нейропластичность
  • Влияние общества и культуры на пластичность мозга
  • Профессиональная нейропластичность
  • Роль обучения и метапознания
  • Как создать дружественную мозгу среду

Долгое время считалось, что у мозга жесткая и неизменная структура и что извилины прекращают расти после раннего детства. Но открытия последних десятилетий показывают, что наш мозг способен учиться и меняться на протяжении всей жизни. В центре этих исследований находится нейропластичность.

Нейропластичность — это способность мозга к реорганизации и созданию нейронных связей в ответ на новый опыт, обучение и даже травмы. Она позволяет нейронам головного мозга корректировать свою активность в ответ на новые контексты или стимулы среды. Это то, что позволяет изучать языки, адаптироваться к новым условиям, восстанавливаться после травм и приобретать новые навыки, в том числе профессиональные, на протяжении всей жизни. В конечном счете это то, что делает нас креативными и стрессоустойчивыми.

Потенциал нейропластичности намного шире личностного развития или реабилитации после травм. На рынке труда все чаще говорят о пластичности мозга как о ресурсе приобретения навыков и поддержания благополучия во время работы. Исследователи называют это профессиональной нейропластичностью (occupational neuroplasticity) и утверждают, что она открывает огромные перспективы для улучшения условий труда и достижения профессиональных успехов.

Как работает нейропластичность

Открытие способности мозга изменяться и адаптироваться произвело революцию в нашем понимании человека. Стало ясно, что мы — не продукты наших генов, которые еще до рождения программируют наши способности и задатки. День ото дня мы можем перестраиваться и «лепить» новые версии себя.

В нейропластичности участвуют два ключевых процесса, которые делают человека обучаемым: нейрогенез и синаптическая пластичность. Раньше ученые считали, что нейрогенез — образование новых нервных клеток — ограничивается ранними этапами развития ребенка. Однако недавние исследования показали, что этот процесс продолжается на протяжении всей жизни, особенно в гиппокампе — участке мозга, отвечающем за обучение и память. Синаптическая пластичность включает в себя изменения в прочности связей между нейронами. Когда мы познаем новое, наш мозг укрепляет синаптические связи, участвующие в этом процессе. Это облегчает доступ к информации и ее запоминание в будущем.

Выглядит так, будто наш мозг — это природный компьютер, который постоянно создает и наращивает нейронные связи в ответ на новую информацию, опыт и навыки.

Стимулы пластических изменений мозга — это повторение и усвоение новой информации. Многократный повтор или отработка навыка укрепляет нейронные пути, участвующие в этом процессе. Вспомним о занятиях музыкой, когда постоянные репетиции закрепляют навык игры на музыкальном инструменте. Новые переживания, эмоции и чувства тоже могут заставить мозг прокладывать новые пути.

Влияние общества и культуры на пластичность мозга

Но одной биологией дело не ограничивается. Психолог Майкл Томаселло говорит об эффекте «культурного храповика», утверждая, что большей частью наших знаний мы обязаны другим людям, а не нашему личному опыту. Культура и знания человечества намного превосходят то, что каждый человек мог бы узнать самостоятельно. Подобно храповику, который предохраняет лифт от падения, социальный обмен предотвращает регресс культуры и общества.

Социально-экономический контекст играет решающую роль в том, насколько продуктивно используется пластичность мозга. Стабильность на рабочем месте, больший уровень автономии и креативность в работе помогают мозгу развиваться и регулярно перестраиваться. Культура тоже может повлиять на профессиональную нейропластичность. Например, в странах, где традиции ставятся выше нововведений, нейропластичность может быть менее выраженной, так как на нее нет общественного запроса.

Томаселло описал два режима обучения. Активное обучение предполагает личную проверку гипотез о мире, примерно как в работе ученого. С другой стороны, рецептивное обучение предполагает усвоение того, что нам говорят другие. Последний способ обучения, обусловленный эффектом «культурного храповика», обеспечил развитие человеческих обществ за последние пятьдесят тысяч лет.

-2

Понятно, что без критического мышления, характерного для активного режима, обучение может стать уязвимым для дезинформации. Активная проверка знаний, скепсис к недостоверной информации — важнейшие фильтры, которые защищают нас от лжи и обмана. Следовательно, нужен баланс между этими двумя способами обучения.

Классик психологии Жан Пиаже определял интеллект как состояние равновесия, к которому стремятся как умственные, так и телесные действия человека в окружении. Получая новый опыт, индивид «протаптывает» свой путь к сбалансированному использованию ресурсов мозга.

Профессиональная нейропластичность

Мощь нейропластичности проявляется в разных профессиях. Опытные профессионалы — дизайнеры, спортсмены, музыканты, математики и писатели — идеальные модели для изучения нейропластических изменений в мозге. Интересно наблюдать, как профессиональная жизнь этих людей повлияла на развитие и функционал их мозга, усиливая одни способности и ослабляя другие.

Профессиональные пловцы демонстрируют улучшенную таламо-сенсомоторную коммуникацию, что коррелирует с продвинутыми двигательными и телесными способностями. Пианисты показывают повышенную активность в кортикальной сети. Активация этого участка наблюдается как при реальной игре на фортепиано, так и воображаемой, например, во время беззвучных движений пальцами.

-3

У дизайнеров креативность связана с такими областями мозга, как префронтальная кора, височная доля и лимбическая система. Способность к решению проблем в этой профессии связана с активацией префронтальной коры, теменной доли и гиппокампа. А за визуальное мышление отвечают затылочная доля, теменная доля и области зрительных ассоциаций. Пластичность этих участков мозга может влиять на все аспекты их работы, включая эстетические предпочтения, которыми они руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Принимая во внимание принципы нейропластичности, можно разработать методы обучения и среду, которые соответствуют естественным ритму, способу обучения и развития мозга, что приводит к более эффективному освоению навыков и их долгосрочному сохранению.

Роль обучения и метапознания

Несмотря на глубокие знания в этой области, механизмы работы мозга по-прежнему малопонятны для многих из нас. Особенно заметен пробел в понимании метакогнитивных процессов, то есть в осознании собственных умственных способностей и их пределов.

Согласно исследованиям The Education Endowment Foundation освоение метапознания является одной из самых результативных учебных стратегий. Владение знаниями о методиках обучения критически важно для академического и профессионального успеха. Главная цель здесь — не только передать определенные знания и навыки, но и научить самому процессу обучения, повышая осознание собственных когнитивных процессов.

Одна из ключевых стратегий использования нейропластичности — методика распределенных повторений. Она основана на законе Йоста, который гласит: при фиксированном числе повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. Этот подход к обучению включает многократное повторение или изучение информации с интервалами во времени. С каждым новым повторением мозг укрепляет связанные с информацией нейронные пути, что улучшает запоминание и понимание.

-4

Еще один важный принцип — практика, когда разные навыки или типы информации отрабатываются в смешанном порядке. Этот метод заставляет мозг непрерывно переключаться между задачами, укрепляя нейронные пути, связанные с каждым навыком. Хотя такая перемежаемая практика может быть сложнее и изначально казаться менее продуктивной по сравнению с традиционными методами блочного обучения (одному навыку за раз), она в итоге обеспечивает лучшие результаты.

Наконец, существует концепция обучения, сосредоточенного на ошибках. Ошибки ценны для обучения. Допуская и исправляя их, мы создаем в мозге сильные обратные связи, которые помогают нам учиться и запоминать правильный подход.

Внедряя эти стратегии, основанные на нейропластичности, можно облегчить более эффективное и долгосрочное приобретение навыков, повышая компетентность и адаптивность. Кроме того, для компаний такие стратегии способствуют развитию мышления роста (growth mindset), создавая среду, в которой сотрудники рассматривают вызовы как возможности для обучения, а ошибки — как шаги на пути к мастерству.

Как создать дружественную мозгу среду

Развивайте мышление роста

Основополагающий принцип нейропластичности заключается в том, что наш мозг способен изменяться и развиваться на основе опыта. Мышление роста — убеждение в том, что способности и интеллект можно развивать через усилия и практику — согласуется с этим принципом и может существенно влиять на то, как человек будет сталкиваться с вызовами, прилагать усилия и преодолевать неудачи. Чтобы способствовать развитию этого мышления, хвалите себя за усилия, а не за результат. Рассматривайте неудачи как возможности для обучения и помните, что навыки можно развивать со временем.

Содействуйте гибким возможностям обучения

Стимулируйте непрерывное обучение, будь то онлайн-курсы, семинары или воркшопы. Если вы работодатель, то предлагайте сами сотрудникам разнообразные возможности для обучения, соответствующие их карьерным целям и личным интересам. Также рассмотрите возможность введения элементов выбора и автономии в процесс обучения, что может усилить мотивацию и вовлеченность.

Предоставляйте эффективную обратную связь

Обращайте внимание на количество реальной обратной связи, которую предлагают разнообразные курсы и воркшопы. Конструктивная и своевременная обратная связь играет критическую роль в обучении. Когда обратная связь конкретна и сосредоточена на усилиях и стратегиях (а не на личных качествах), она помогает определить свои сильные стороны и понять, что следует улучшить.

-5

Создавайте поддерживающее сообщество

Социальные взаимодействия могут стимулировать нейропластичность и способствовать чувству принадлежности и благополучия. Стимулируйте сотрудничество и командную работу, создавайте возможности для социального взаимодействия и выращивайте культуру уважения, эмпатии и взаимоподдержки.

Делайте приоритетным психическое здоровье

Признайте влияние стресса и психического здоровья на нейропластичность и общее благополучие. Обратите внимание на программы, направленные на решение проблем, связанных с работой, такие как тренинги по осознанности, семинары по психической устойчивости и психотерапевтическое консультирование. Если вы работодатель, то для повышения производительности в ваших интересах будет рассмотреть гибкие рабочие условия, которые могут помочь сотрудникам поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью.

Истории успеха нейропластичности

Несмотря на то, что это относительно новая концепция в области организационного развития и образования, профессиональная нейропластичность уже дала обнадеживающие результаты. Некоторые крупные корпорации успешно используют принципы нейропластичности для повышения эффективности обучения, приобретения навыков и благополучия сотрудников.

Программа Google «Googler-to-Googler» представляет собой платформу взаимного обучения, в рамках которой сотрудники обучают друг друга навыкам. Это яркий пример обучающей среды, где применяется нейропластичность. Используя социальные связи, создавая увлекательную среду обучения и позволяя сотрудникам самим выбирать, чему они хотят научиться, программа способствует мотивации, вовлеченности и эффективному приобретению навыков.

-6

В немецкой компании Siemens обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) является ключевым компонентом корпоративной культуры. Siemens вкладывает значительные средства в программы обучения и развития сотрудников, понимая, что непрерывное обучение и приобретение навыков жизненно необходимы для адаптации к быстрым темпам технологических изменений.

Монополист медицинского страхования Aetna предлагает своим сотрудникам оздоровительные программы, основанные на принципах осознанности (mindfulness). Они направлены на развитие концентрации, внимания и эмоциональной регуляции и должны способствовать нейропластическим изменениям в областях мозга, связанных с этими функциями.

Заключение

По мере того как мы продолжаем изучать и понимать тонкости работы человеческого мозга, становится очевидным, что нейропластичность в профессиональной деятельности обладает большим потенциалом, хотя и является относительно новой областью. Она предлагает динамичный и целостный подход к обучению, приобретению навыков и благополучию сотрудников, который согласуется с нашим развивающимся пониманием человеческого познания и развития.

Успешные примеры из практики подчеркивают реальные преимущества применения принципов нейропластичности как в обучении, так и на рабочем месте. Они подчеркивают преобразующий потенциал принятия мышления роста, предоставления гибких возможностей обучения, приоритета психического здоровья и продвижения оздоровительных практик.

А перед специалистами по методам обучения стоит двойная задача. Во-первых, идти в ногу с быстроразвивающимися исследованиями в области нейронаук и оставаться открытыми к тому, как эти открытия могут улучшить нашу работу. А во-вторых, пропагандировать и способствовать внедрению этих принципов в корпоративной культуре.

Тест «Кем стать, когда вырос?»

Начните процесс изучения нового вместе с нашим профориентационным тестом. Подскажем, в каком направлении искать любимое дело и работу мечты. После прохождения теста получите доступ к курсу о самореализации в карьере. Разберетесь с первыми шагами на пути к профессии и составите четкий план действий.

Понять себя 💫