Найти тему

Он «повенчал» джаз, фанк и рок. Билли Кобэм — мастер ритма и суперзвезда джаза

Билли Кобэм — редкий виртуоз, способный сочетать мощь рока с фанковым грувом и утончённостью джаза, не теряя технической точности и изобретательности. Своим многогранным творчеством он сформировал совершенно новый подход к игре на барабанах.

Уильям Кобэм родился 16 мая 1944 года в Панаме. Когда ему было три года, мальчик с семьёй переехал в Нью-Йорк. А в восемь лет он дебютировал вместе со своим отцом, который выступал в Бруклине в качестве пианиста. В 14 лет Билли получил первую ударную установку — в подарок от родителей за прохождение прослушивания в Высшую школу музыки и искусства Нью-Йорка.

С 1965 по 1968 год Билли Кобэм проходил службу в армейском оркестре США, обучаясь не только навыкам перкуссиониста, но и дисциплине. А после демобилизации влился в нью-йоркскую джазовую сцену.

Билли Кобэм вытянул счастливый билет, когда после нескольких месяцев практики получил работу в новом фьюжн-ансамбле великого трубача Майлза Дэвиса. Его барабаны прозвучали в классических майлзовских альбомах «Bitches Brew», «Live-Evil» и «A Tribute to Jack Johnson».

Билли Кобэм и гитарист Джон Маклафлин отделились от группы Дэвиса, чтобы играть авторский фьюжн в составе The Mahavishnu Orchestra, который дебютировал в 1971 году с альбомом «The Inner Mounting Flame». Необыкновенная техника Кобэма повлияла не только на бесчисленное количество фьюжн-музыкантов, но и на барабанщиков прог-рока, которые стремились исследовать сложные музыкальные территории.

Следующий альбом «Birds of Fire» ещё более укрепил репутацию Билли Кобэма в качестве новатора. К 1972 году он также стал неофициальным штатным барабанщиком лейбла CTI, известного более «попсовым» фьюжном.

Решив добиться успеха самостоятельно, Билли Кобэм сформировал группу Spectrum и подписал контракт с Atlantic. Его дебютный альбом в качестве лидера, также названный «Spectrum» (1973), был записан за три дня. Пластинка продемонстрировал захватывающую смесь джаза, фанка и рока, которая выиграла от присутствия гитаристов Джона Скофилда и Томми Болина (последний впоследствии вошёл в состав Deep Purple).

Альбом удивил и самого автора, и его звукозаписывающую компанию, когда занял первое место в джазовом чарте и 26-е — в общем альбомном хит-параде США.

После дебюта со «Spectrum» Билли Кобэм активно записывался для Atlantic. Фьюжн становился всё более приглаженным и коммерческим, но записи этого периода столь же приятно слушать, потому что за дело брались технически подкованные профи с безупречным вкусом.

Записывая собственные пластинки, Билли Кобэм оставался активным в качестве сессионного барабанщика. Он не ограничивался только фанком и джазом: выступал с The Grateful Dead и Джеком Брюсом, в 1992 году сыграл на фестивале WOMAD Питера Гэбриэла. С концертами барабанщик объехал весь мир, неоднократно бывал он и в России.

-2

Счёт альбомов, в которых был в той или ной роли задействован Билли Кобэм, превышает пять сотен. Он записывался с норвежскими и немецкими музыкантами, переходил от рока к акустическому джазу и свингу с большим оркестром — и обратно. При этом Билли Кобэм никогда не был машиной ритма. Он вкладывает мысль в каждый акцент и выражает любые эмоции при помощи своей барабанной кухни. Долгих лет мастеру!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!