С самого зарождения кинематографа зрители задумывались, а что случится, если стать непосредственными участниками событий на экране? Эти мечты долгое время оставались фантазиями, но с изобретением компьютерных игр постепенно начали сбываться.
Вообще, жанр интерактивного кино древнее, чем кажется. Он зародился в восьмидесятых с выходом игры для аркадных автоматов Dragon’s Lair (Логово дракона). Там показывали настоящий мультфильм с диснеевским уровнем анимации, где нужно было вовремя нажимать определенные кнопки, чтобы не погибнуть и добраться до плененной принцессы.
В девяностых, когда компьютеры и приставки начали показывать полноценное видео, жанр дорос до художественных фильмов… И тогда же сошел на нет по причине того, что большинство игр этого жанра по качеству съемок были «кино для бедных». А по качеству игрового процесса – «приключением для бедных», ведь в отличие от классики приключений уровня, например, King`s quest, интерактивность была на минимуме – ни сходить куда захочешь, ни в инвентаре особо не покопаться.
В нулевых годах французская студия Quantic Dream такими играми как Fahrenheit и Heavy Rain возродила интерактивное кино, выведя графику и драматичность на новый уровень.
Кто-то скажет, что жанр приключений, если судить по представителям интерактивного кинематографа, без вместительного инвентаря и свободного перемещения по локациям, деградировал. Но если первоначально компьютерные приключения отталкивались от литературы (текстовые квесты), то игры последних лет тяготеют в сторону кинематографа, что логично, учитывая рост производительности видеокарт.
Игры Dark Pictures от студии Supermassive Games создаются в схожем ключе, но во многом недооценены. Субъективно, Supermassive Games в своей нише занимает место между Telltale Games и Quantic Dream. Первые выпускали эпизодические приключения слишком часто и графика была не то, чтобы на высоте. Quantic Dream же – шедевры через раз, раз в пять лет. А Supermassive Games выпускает качественные приключения раз в год, и, хочется надеяться, не уронит планку в обозримом будущем.
Что объединяет игры серии Dark Pictures?
Во-первых, это графический движок Unreal 4, выдающий очень кинематографичную картинку. То есть упор делается на освещение, актерскую игру и ракурс камеры. Иные сцены действительно сложно отличить от фильмов с настоящими актерами (хотя лично меня напрягает объем и пластика губ некоторых персонажей).
Во-вторых, структура игрового процесса.
Начинается каждая часть непременно с пролога, что идет за много (от нескольких десятков до сотен) лет до основной части. В них приходится играть за персонажей, что после уже не появятся (или мелькнут эпизодически).
Основная же часть всегда насчитывает пятерых героев, за которых и придется попеременно играть. Главная задача, чтобы к концу их выжило как можно больше. Сколько из них уцелеет – зависит самого игрока. Подопечные постоянно попадают в опасные ситуации, успешное преодоление которых зависит от выбора строчки диалога, варианта развития дальнейших событий и ловкости пальцев игрока.
Не надо забывать, что у каждого из персонажей свой набор скрытых и не очень параметров (доверие, особенности характера, эмоции и т.д.), что также могут изменяться в процессе выбора фраз в диалогах.
Вариативность определяет дальнейший сюжет в зависимости от выбора (и реакции) игрока в конкретных сценах. Можно ухудшить отношения с персонажами, выбрав в диалоге реплику, что будет иметь далеко идущие последствия.
В итоге, получается подобие настоящей ролевой игры, когда от игрока напрямую зависит, как будет раскручиваться ситуация. Разумеется, радикально поменять сюжет не получится, но сцены, в зависимости от выбора, будут существенно различаться.
С другой стороны, все игры серии Dark Pictures тяготеют к жанру survival horror – темные локации, ужасные монстры и прочие опасности.
Также в перерывах между главами показывают Хранителя (еще его зовут Куратором) в собственном кабинете. Он играет роль ведущего и чем-то похож на G-Man`а из серии Half-Life. Такой же вежливый, обходительный и, в то же время, загадочный. Не совсем понятно кто он, но он комментирует успехи игрока и даже иногда предлагает подсказки (больше похожие на загадки).
Man of Medan
Самая первая игра в серии. Группа друзей решает нанять катер, чтобы отправиться на море. Перефразируя известную песню про Комарово: «Водолазы ищут клады – этих кладов очень надо». Они заплывают в затонувший самолет, где находят координаты заброшенного судна, якобы груженного золотом. К сожалению, новоявленные охотники за сокровищами попадают в лапы пиратов.
Героям необходимо сбежать от злодеев, исследовать загадочное судно и разузнать, что же на самом деле погубило его экипаж много лет назад…
Компания протагонистов собралась разношерстная, с уклоном в средний класс и выше по достатку. На мой взгляд, это небольшая недоработка – не каждый найдет себе персонажа по душе. Другая характерная черта серии – сюжет по ходу дела резко меняется.
Если пролог – военная драма на тему быта моряков во времена Второй Мировой войны. То первый акт напомнил Far Cry 3 или, если обращаться к кинематографу, «Капитана Филлипса» с Томом Хэнксом.
Здешние пираты – не Джек Воробей. Угрожают, вымогают… В случае сопротивления от их рук можно и впрямь погибнуть (если не нажать вовремя нужные кнопки).
Банда злодеев получилась разношерстной. Самый главный пират – олицетворение коварного зла. Пожилой такой, матерый. Другого (назовем его «старпомом») тоже нельзя назвать добряком, но он скорее туповатый исполнитель. И, наконец, самому молодому («юнге») – не чуждо сомнение и сострадание. При упорстве и желании в определенный момент его даже можно переманить на свою сторону.
Кстати, когда надо убегать (а такое в серии случается часто) – игрок не управляет непосредственно направлением бега, а вынужден нажимать кнопки в момент опасности. Со скрытым прохождением то же самое – игроку нужно не искать угол потемнее, а контролировать сердцебиение. То есть, опять же, с определенным интервалом нажимать кнопки, чтобы враг не заметил.
Наверное, спойлер, но с какого-то момента на персонажей начнут нападать МОНСТРЫ. В принципе, это свойственно почти каждой части серии, так что я просто не укажу, какого рода эти монстры. От себя добавлю, что сценарий Dark Pictures поощряет внимательность, так что в определенный момент я начал что-то подозревать, что помогло в стычке с одним из чудовищ.
Вообще, играется довольно напряженно. Каждый из выпусков проходит в заброшенных местах (Man of Medan – на корабле). Часто темно, иногда тесно, обратно обычно возвращаться не дают, так что внимательно обшаривайте локации – некоторые предметы могут, буквально, спасти жизнь.
Следует похвалить игру за большое разнообразие вариантов событий. Например, один персонаж может сбежать, а другой – спрятаться. Развитие истории, диалоги и игровой процесс при этом изменятся. Стимулирует к повторному прохождению и возможность сыграть в «версию куратора». То есть, определенные эпизоды проходить за других персонажей (которые, зачастую, были в тот момент в другом месте).
Как пример и во избежание крупных спойлеров – предъявлю случай из начала. Пока один персонаж с невестой устраивают заплыв к затонувшему самолету, брат девушки с капитаном пытаются пожарить барбекю прямо на катере. А в это время к ним подплывают пираты… Так вот, в зависимости от версии игрок увидит эти события под водой или на открытом воздухе с соответствующими персонажами.
Вариантов игра заготовила немало. И все сцены, какова бы ни была вероятность, что их откроет игрок, одинаково сильно проработаны. Нет ощущения, что разработчики где-то схалтурили, посчитав сцену редкой или маловажной.
А уж когда в конце спасаешь всех героев – это удовольствие из разряда неслыханных.
Little Hope
Вторая игра в серии перемещается с моря на сушу. Сначала мы проходим через пролог, где видим семью местных жителей, когда городок был вполне себе населенным пунктом. А затем уже в наше время студенты и преподаватель (общим количеством, как всегда, пять штук) поздно вечером едут по своим делам, но автобус терпит крушение близ титульного городка. Водитель куда-то пропадает, и пассажиры идут за помощью.
Второй выпуск, никак не связанный с предыдущим, странным образом походит на другую игровую серию. Речь идет о Silent Hill. Герои тоже прибывают в заброшенный городок с густым туманом, и их атакуют уродливые монстры.
Суть игры осталась прежней (как и во всей серии), так что нельзя сказать, что экшена заметно прибавилось. Зато добавилось сюжетной глубины – параллельно герои видят далекое прошлое городка времен эпохи охоты на ведьм. Причем участники разворачивающейся драмы – двойники потерявшихся пассажиров.
Не раскрывая сюжет, отмечу, что приключение получилось не менее страшным, чем Man of Medan. Как никак, ситуацию, где шляешься поздней ночью по кустам и заброшенным домам в незнакомом городе рядовому игроку представить легче, чем оказаться запертым на военном корабле.
Обзор на оставшиеся игры читайте здесь
Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!
У нас есть статья о всех играх по "Волкодаву" и материал про отмененные игры по «Ведьмаку». Также у нас найдутся обзоры других фантастических игр!