Найти тему
Инна Аверина

Я обязательно вернусь ещё... Часть 2.

 Начало здесь:

Вид на бухту со стороны Хамелеона. Фото автора 2021-22 года
Вид на бухту со стороны Хамелеона. Фото автора 2021-22 года

Набережная. Спасательная станция со стихами Маршака о мудрецах на стене:

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее

Старый таз,

Длиннее

Был бы мой рассказ.

Дом-музей Волошина, ПисДом - дом творчества писателей. Островки на набережной, где она становилась шире, называли "расширителями у писдома". Там назначали встречи. 

Сейчас набережную реконструируют и обещают открыть лишь к 01 июля 2025 года.

Набережную разнесли в пух и прах, большая часть пляжей закрыта: как встречает туристов Коктебель-2024

А тогда: родственники писателей были, соответственно, жописами, дописами и мудописами - женами, дочерьми и мужьями дочерей писателей. Такой был местный сленг, и это то немногое, что мне удалось впитать в себя из местного колорита за 8 дней.

Картинка с просторов интернета.
Картинка с просторов интернета.

Первое впечатление было странным. Природа брала тебя в плен сразу, а вот инфраструктура была советской - экономненькой, почти спартанской. Вонючий пляжный туалет в первые дни был пристанищем всех любителей есть что попало. Но он был! Колкий галечный пляж, на котором нужно было ухитриться улечься, чтобы лежать было не больно, был оборудован маленькими металлическими кабинками раздевалок. Неудобный, с острыми камнями, сход в море. Резиновые тапки- мыльницы были тогда в моде, это спасало. Писательский пляж был окультурен больше, там водились лежаки и были оборудованы навесы. Только пускали туда не всех.

На набережной можно было взять напрокат катамаран, оставив в залог паспорт.

Катамаран, фото из интернета в иллюстративных целях.
Катамаран, фото из интернета в иллюстративных целях.

Суда в Коктебельской бухте 2021 года. Фото автора.
Суда в Коктебельской бухте 2021 года. Фото автора.

К пирсу приставали судёнышки: катера и рыболовные. Можно было купить рыбы, но это уже в 1995, примерно. Раньше не помню. В один год как-то было налажено морское сообщение: три раза в день можно было морем уехать в Феодосию, если не штормило.

 Рынок баловал местными овощами, крымский килограмм был на четверть больше московского. Мы, сентябрьские туристы, вовсю наслаждались отдыхом: дети уже разъехались  на учебу, на пляжах стало тихо, и мир принадлежал нам. Бархатный

сезон!

Через три года я попала сюда в конце октября. Мы приехали в свадебное путешествие, куда же еще поедешь в 1991-м? Особенно, если молодой жене здесь "медом намазано"? Только закончились танки в Москве и ГКЧП. Крым, где в Форосе отдыхал тогда президент, был популярен. Первые три дня мы купались и загорали, а затем выпал снег. Такой вот крымский контраст.

И на биостанцию нас заносило бывало. Фото автора.
И на биостанцию нас заносило бывало. Фото автора.

В Крыму мы, обычно, снимали сарайчик. Койкоместо в нем стоило от 2 до 3 рублей. Можно было снять и комнату в доме, цена не менялась. Но там не стоило поздно шуметь. Как правило, туалет был сельским, на дворе, с выгребной ямой, и жутко вонял, вода только холодная, из крана во дворе, на летней кухоньке гора немытой посуды за всё лето. Хочешь есть - возьми и помой. Дошираков в ту пору не было, и я привезла с собой батон сырокопченой колбасы, которую удобно было хранить без холодильника, и которой в продаже тоже не было, мама достала через знакомых. Этой колбасой я и питалась. А еще овощами с рынка и сметаной из магазина. Ах, видеоэклеры забыла, экономненько получалось.

Крымские виноградники. Фото автора.
Крымские виноградники. Фото автора.

Вокруг, в санаториях и домах отдыха отдыхала "цивилизованная" публика, но я приехала дикарём. Экскурсий в те годы я не помню, может в санаториях и были.. А мы могли передвигаться по Крыму на общественном транспорте или на такси. Таксисты, как и везде в то время, ночью могли продать вам водки, а в магазинах её не было. Не всем на отдыхе "заходили" местные вина.

Пешком вдоль моря можно было ходить в бухты: в сторону Карадага - Лисью, Лягушачью,и др. и в сторону Феодосии - Мертвую, Тихую, поселок Орджоникидзе. В поселке был винный магазин.

Туда-то отдыхающие за спиртным и захаживали, иногда преодолевая изрядные расстояния по горам вдоль моря. Увы, охота пуще неволи.

По вечерам много пели под гитару, в каждом дворе были свои компании, многие приезжали постоянно, из года в год и давно знали друг друга.

Мой питерский друг Мишка, случившийся здесь же, в Коктебеле, в 1989 году, был потомственным фанатом этого места. Его отец с друзьями ездили сюда много лет сначала одни, потом с семьями. И свою любовь к этим местам он передал сыну, а тот, со временем, перетаскал туда кучу своих питерских друзей.

Это место затягивает. Иногда целыми семьями, как у меня и у Мишки.

В 1989 я вытащила сюда маму и отчима с двухлетней сестрой, тогда же здесь отдыхал мой приятель с братом и подруга, потом уже в 2004 я привезла сюда сына и мужа. Хотя мужа, второго, я привезла в Крым еще в 1994-м. Ему понравилось. Мы быстро обросли в Крыму московскими друзьями, с которыми потом не раз ещё встречались.

Следующая моя поездка в Коктебель случилась в сентябре 1989-го.

Продолжение здесь:

И здесь: