Найти в Дзене

ОДА НАШЕМУ ЗРИТЕЛЮ, или театральный этикет

Ура! Примите наши искренние поздравления: настал тот заветный вечер, и вы, обзаведясь роскошным букетиком цветов, отправляетесь в Театр. Возможно даже, что вы идете к нам, на один из спектаклей Школы актерского мастерства «Отражение». И весьма вероятно, что на сцене сегодня вы увидите кого-то из своих родных и друзей! Поэтому вы даже отпросились пораньше с работы, чтобы ни в коем случае не пропустить столь важное событие.

Но уже сразу после входа в здание театра вы понимаете: что-то пошло не так. Очередь из 10 человек, суетящихся, чертыхающихся, отделяет вас от администратора. Что происходит? А, они в бешеном темпе пытаются найти в своих смартфонах электронный билет, ибо совершенно не могут вспомнить, где он находится: на личной почте, на рабочей почте или в одном из бесконечных мессенджеров? Но вы-то заранее нашли свой билетик и открыли его на удобной вкладке. Вы молодец. Мы в восхищении.

Заранее приготовьте билет перед входом в театр. Если вы надеетесь использовать электронное письмо с билетом, то переместите его из папки «Спам», чтобы QR-код отобразился на экране.

И вот наконец очередь преодолена, и вы, как полноправный зритель, проходите в зал. Два момента вас немного смущают: компания горячих молодых людей, очевидно побывавшая до этого в буфете и пившая отнюдь не молочный коктейль, а также девушка с огромным пакетом чипсов, шорох и хруст которого заглушает даже многоголосый гул. Нет, вы тоже по дороге в театр выпили бокальчик игристого и скушали эклерчик, но это было задолго до входа в зал, да и вообще…

Не проносите в зрительный зал еду, напитки и алкоголь. Даже если вы думаете, что делаете это незаметно, будьте уверены, что ваши соседи по месту точно не в восторге и вы отвлекаете их от просмотра.

Ваше место находится в середине пятого ряда. Этот ряд – увы и ах – уже почти заполнился, пока вы ждали в очереди на входе. Надо отдать должное сидящим здесь зрителям: они даже готовы немного поджать колени к сиденьям, чтобы вы прошли. Точнее, пролезли. Или, скорее, просочились. Но тут (о чудо!) один хорошо одетый господин даже ВСТАЕТ, чтобы слегка сдвинуться вместе с сиденьем и пропустить вас. Вы шокированы, умилены, благодарны. Вы мысленно даете себе обещание, что в аналогичной ситуации поступите так же. Вы молодец. Мы в восхищении.

Будьте терпимы к зрителям, которые еще не успели занять свои места. Не препятствуйте проходу ваших соседей, ведь представление еще не началось.

Прозвучал третий звонок! Вот-вот на сцену выйдет принц Гамлет (которого, кстати, играет ваш знакомый) и слезы очищения польются из ваших глаз. Одно только непонятно: почему вышеупомянутая компания веселых молодых людей сидит, облокотившись, ПРЯМО НА СЦЕНЕ? Они что, участники спектакля? А нет, вроде спустились – просто у них же места в первом ряду, а на сцене было так прикольно посидеть.

Не занимайте места и другие пространства в зале кроме вашего места согласно купленному билету. Это исключит суету и форс-мажорные обстоятельства в ходе мероприятия.

Началось! Король Лир уже вовсю делит свое государство между дочерьми, Эдмунд плетет ужасную подлую интригу, а над вашей головой, на балконе, вдруг слышится возмущенный шепот и топот многочисленных ног. А, это же опоздавшие. Бедные, в партер (о ужас!) после начала спектакля не пускают, а они ведь тоже хотят усесться поудобнее. А увлеченные зрелищем сидящие не готовы все бросить, встать и пропустить их туда, где им нравится. Все, вроде уселись. Так, кажется они тоже с чипсами. Кстати, а что там наш король Лир в итоге решил по поводу раздела страны?

После начала спектакля опоздавшие зрители не допускаются в партер. Если это про вас, то пройдите на балкон, стараясь не создавать лишнего шума. В антракте вы сможете занять ваше законное место.

Вопрос о странном принципе престолонаследия обезумевшего короля вдруг начинает страшно волновать и ту самую компанию в первом ряду. Не допуская отлагательств, они начинают горячо, в голос комментировать правомерность и адекватность поступков короля, а также давать взвешенную оценку игре исполнительницы роли Корделии. Ну что поделать, очень взволнованы происходящим. Хотя лично вы бы предпочли обсудить это с ними в антракте. Или даже оставить отзыв на нашем сайте.

Но шоу продолжается, действие набирает обороты, Ромео уже убил Тибальта и отправляется в изгнание, Джульетта в истерике… Некоторые зрители, кстати, тоже. Чрезвычайное нервное напряжение просто ВЫНУЖДАЕТ их громко сделать большой глоток горячего кофе и захрустеть парой чипсинок. Сцена тихая, поэтому шорох пакета громоподобно разносится по залу. Как хорошо, что вы, затаив дыхание, следите за действием и переживаете за актеров. Вы молодец. Мы в восхищении.

Не создавайте лишнего шума во время мероприятия. Оставьте обсуждения и прочие важные разговоры до антракта или конца выступления. Это отвлекает не только ваших соседей, но и актеров.

И вот развязка! Гамлет сражается с Лаэртом, король Лир мечется в буре, Джульетта вонзает себе в грудь кинжал, а в зрительном зале загораются десятки ярко светящихся экранов смартфонов и понимаются высоко над головой, перекрывая обзор сцены. Но вы не собирались ничего снимать, ведь давно знаете, что Театр – искусство живое, и случается только здесь и сейчас. Хорошо, что девушка справа согласна с вами и тоже ничего не снимает. Но из ее сумочки внезапно раздается громкий звонок, и она начинает спешно искать свой телефон – надо ведь срочно ответить подруге, сообщить ей и всему залу о месте встречи вечером и поделиться впечатлениями от спектакля. Хорошо, что вы потом просто напишете отзыв.

Выключите или переведите в авиарежим ваш телефон на время мероприятия. Это защитит вас от конфуза, а других зрителей - от испорченных впечатлений. Кроме того, не занимайтесь фото- и видеосъемкой спектакля. Это очень отвлекает зрителей, сидящих за вами. А съемку наших спектаклей почти всегда осуществляют специально приглашенные профессионалы.

И вот финал. Раздаются бурные аплодисменты. Правда, разбавленные свистом и воплями, вызывающими вопросы об их смысловом наполнении. Можно же просто крикнуть «Браво!», думаете вы. Мы, кстати, согласны. Под шум оваций прямо на сцену врываются благодарные зрители с охапками цветов, сметая на своем пути друг друга и изможденных артистов. Их можно понять – всем же хочется постоять в свете софитов. Вы же почему-то поступаете иначе – спокойно подходите к сцене и… вот он, ваш любимый исполнитель, на расстоянии вытянутой руки. Спасибо тебе, мой хороший, бери букет.

Не устраивайте суету во время поклонов: вы обязательно успеете дойти до сцены, чтобы отблагодарить понравившегося вам актера. Никто и ни за что не запретит вам подойти к сцене, подарить цветы и сказать пару слов благодарности и восхищения.

Какой же замечательный был вечер! И спектакль достойный, и играли все хорошо. А остальное было просто плодом нашей фантазии, правда? Ведь наш зритель – не кто-нибудь, а именно вы: уважающий других людей, любящий театр и ценящий труд режиссера и актеров. Теперь можно спокойно посидеть в любимом кафе, обсудить с друзьями увиденное и не спеша написать отзыв о спектакле. Ой, кажется, кто-то оставил под сиденьем пакет из-под чипсов…

До встречи в театре!
До встречи в театре!