Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Железный маршал Даву. Часть 3. Генерал, каких десятки. 1794-1798 годы

Луи Николя Даву не только получил военное образование. Он продолжал образовываться самостоятельно. В 1793/94 годах пребывая в отставке и не находясь в заключении, он много читал. Причем отдавал предпочтение книгам по военной истории. Возможно, не самый лучший вариант образования, но уж точно не хуже полного его отсутствия. Кстати, о заключении. Возможно, именно арест и нахождение под угрозой смерти отвратили республиканца Даву от революционного хаоса. С этого времени он явно склоняется к порядку. И позже всецело отдастся Бонапарту. Осенью 1794 года, уже после падения якобинской диктатуры, бригадный генерал Даву восстанавливается в чине и принимает кавалерийскую бригаду в Мозельской армии. К слову сказать, весной 1795 года Мозельская была объединена с Рейнской армией. Вместе они стали называться Армией Мозеля и Рейна или Рейнско-Мозельской. В 1795 году объединением командовал генерал Пишегрю. В 1796 году его принял генерал Моро. Первым местом службы Даву стали окрестности Люксембурга.
На этом портрете Даву уже маршал.
На этом портрете Даву уже маршал.

Луи Николя Даву не только получил военное образование. Он продолжал образовываться самостоятельно. В 1793/94 годах пребывая в отставке и не находясь в заключении, он много читал. Причем отдавал предпочтение книгам по военной истории. Возможно, не самый лучший вариант образования, но уж точно не хуже полного его отсутствия.

Кстати, о заключении. Возможно, именно арест и нахождение под угрозой смерти отвратили республиканца Даву от революционного хаоса. С этого времени он явно склоняется к порядку. И позже всецело отдастся Бонапарту.

Осенью 1794 года, уже после падения якобинской диктатуры, бригадный генерал Даву восстанавливается в чине и принимает кавалерийскую бригаду в Мозельской армии.

К слову сказать, весной 1795 года Мозельская была объединена с Рейнской армией. Вместе они стали называться Армией Мозеля и Рейна или Рейнско-Мозельской. В 1795 году объединением командовал генерал Пишегрю. В 1796 году его принял генерал Моро.

Первым местом службы Даву стали окрестности Люксембурга. Этот город французы осаждали с ноября 1794 года по июнь 1795 года. Впрочем, кавалерии при осаде делать особо нечего. Поэтому Даву сражался вдалеке от крепости, совершая диверсии в австрийских тылах.

Уже в составе Рейнско-Мозельской армии Пишегрю бригада Даву осенью 1795 года оказывается в лагере французов, осажденных в Маннгейме. Осада длилась около месяца. В итоге 23 ноября 1795 года французский гарнизон капитулировал.

Маннгейм.
Маннгейм.

Вместе со всеми попал в плен и генерал Даву. Австрийцами командовал генерал Вурмзер (после этой победы он стал фельдмаршалом). Когда-то давным-давно Вурмзер был знаком с дядей Луи Николя майором д’Аву. И – вуаля – племянника освободили под честное слово.

Да, такая форма обращения с пленными была распространена в XVIII веке. Пленные под честное слово не воевать (в течение определенного времени или до размена пленными) отправлялись домой. Отправился домой дочитывать книжки и бригадный генерал Даву.

Только через год в ноябре 1796 года между французами и австрийцами состоялся размен пленными. Точнее размен, коснувшийся непосредственно Даву. Видимо, нашелся у французов в плену кто-то, соответствующий по рангу бригадному генералу.

Даву возвращается в Рейнско-Мозельскую армию. Активные военные действия начнутся лишь весной 1797 года.

Между прочим, как раз во время нахождения Даву в «плену» взошла, так сказать, звезда Наполеона. Он провел свою первую Итальянскую кампанию. Как видим, его будущий маршал даже близко не подошел к Бонапарту. И был лишь одним из десятков, ничем особо не примечательных бригадных генералов.

Луи Шарль Антуан Дезе в 1792 году.
Луи Шарль Антуан Дезе в 1792 году.

Зато этой зимой Даву свел знакомство и даже дружбу с важным в его судьбе человеком. О нем нужно сказать особо (хорошо бы и отдельный очерк написать).

В Рейнско-Мозельской армии служил генерал Луи Шарль Антуан Дезе. Двумя годами старше Даву и тоже из дворян. Буквально сразу после революции перешел на сторону народа. Как и Даву, стал генералом в 1793 году.

В возрасте 26 лет в 1794 году стал дивизионным генералом. В тот же год на него, как и на Даву, попытались наложить лапу якобинцы, но солдаты отстояли своего командира.

Довольно успешный полководец. За отличие в отдельные промежутки времени назначался временно командующим армией. Командовал он ею и в начале 1797 года, когда к месту службы прибыл бригадный генерал Даву.

Даву и Дезе во многом походили друг на друга. Происхождением, изначальной преданностью революции, военным талантом, наконец. Походили они и внешне. В смысле манеры одеваться. Оба предпочитали небрежный стиль. Или даже нарочито неряшливый.

Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, 1796 год.
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, 1796 год.

Так к чему это я так долго о Дезе? Дело в том, что именно генерал Дезе стал для Даву локомотивом, вытащившим его наверх. Он был заинтересован успехами Бонапарта в Итальянской армии. И даже съездил туда познакомиться с победоносным полководцем.

Бонапарт, если ему это было надо, умел произвести приятное впечатление. Он буквально очаровал Дезе. Тот стал горячим если и не поклонником, то сторонником будущего консула.

И вот он – важнейший поворот в жизни Даву. На рубеже 1797/1798 годов Бонапарт начинает набирать армию для экспедиции в Египет. Одну из дивизий он с удовольствием предлагает генералу Дезе. А тот, в свою очередь, ведет на встречу с командующим своего друга и протеже бригадного генерала Даву.

Судьбоносная встреча состоялась 22 марта 1798 года. На самом деле неизвестно, что подумали в тот раз друг о друге Бонапарт и Даву. Но пойдя навстречу Дезе, командующий экспедицией распорядился включить в ее состав этого неизвестного ему генерала.

Ну что ж, скоро они узнают друг друга.

Продолжение:

----------------

Все очерки о маршалах Наполеона:

Маршалы Наполеона | internetwar | Дзен