И что делать, чтобы форс-мажоры не «разрушали», а вдохновляли команду.
Опросы и интервью — проверенная классика
Александра Веретено, руководитель агентства NeuroBusiness_VRTN
Мы используем анонимные опросы в Google Forms или SurveyMonkey. Спрашиваем о нагрузке, балансе между работой и личной жизнью, отношениях в команде.
Сотрудники отслеживают свое настроение и уровень стресса в Moodfit или Sanvello, информацию видят HR-специалисты. Приложения также предлагают стратегии, как снизить тревожность.
Кроме того, мы собираем фокус-группы и проводим индивидуальные интервью —
так получаем ценную информацию о состоянии сотрудников, которую сложно собрать через анкеты.
Триггеры тревоги и сессии с психологом
Максим Герасимов, директор по маркетингу компании DKRS
Используем мобильное приложение Welltory, где сотрудники следят за своими эмоциями и физическим состоянием. Сервис анализирует сердечный ритм и указывает на стрессовые моменты. Благодаря этому коллеги контролируют переработки и видят, что именно негативно влияет на их уровень энергии.
Корпоративный психолог проводит неформальные беседы с теми, кто стрессует на работе: вместе ищут причины и обсуждают меры, которые улучшили бы эмоциональное состояние. Так избегаем выгорания сотрудников, снижаем текучку и споры в коллективе.
Консультации по ЗОЖ и финансам
Дарья Кузнецова, директор по персоналу компании «Алцея»
В рамках корпоративной программы «Формула благополучия» мы внедрили сервис поддержки сотрудников. Внутри — консультации психологов, коучей, специалистов по ЗОЖ, осознанности и майндфулнес. Эксперты помогают разобраться с юридическими и финансовыми вопросами.
Аналитика и статистика сервиса подсказывают, какие темы востребованы, что добавить в программу. Так предотвращаем напряженные и стрессовые ситуации. Кстати, использовать сервис могут не только сотрудники, но и их родственники.
Как сделать так, чтобы стресс не «разрушал» людей
Бизнес-тренер международного уровня Евгения Климанова считает, что иногда стрессовые ситуации полезны — в таких условиях люди лучше концентрируются и выдают нужный результат. Иногда команда привыкает к подобному режиму, и даже получает от него удовольствие.
Например, есть лидеры с форс-мажорным стилем управления — они дают задачи с короткими сроками и ограниченными ресурсами и требуют результатов. Чтобы такие форс-мажоры не «разрушали» людей, а драйвили, важно, чтобы «трудовые подвиги» имели смысл, и люди понимали, ради чего они стараются.
Если руководитель ставит сотрудников в стрессовую ситуацию, он должен подпитывать их смыслами, ведь понимающий «ЗАЧЕМ» выдержит любое «КАК».
Однажды менеджер одной компании поставил задачу провести корпоративный праздник в поселении на крайнем севере. Сотрудников вместе с реквизитом доставили на вертолетах и выгрузили в чистом поле. За сутки нужно было собрать оборудование и сделать мероприятие. На вопрос лидера: «Справитесь, ребятки?», подчиненных хором ответили: «Да!». Потому что до этого лидер объяснил, почему так важно все сделать четко.
Лидеров, которые выдают подчиненным сложные задачи «потому что так хочется», называют самодурами. Бессмысленный стресс — это бесконечная и бесцельная гонка, которая изнуряет, ведет к выгоранию и нервным болезням, — говорит Евгения Климанова.
Материал по теме: Как действовать, если в коллективе завелся «тихий уволившийся»
А как вы измеряете стресс сотрудников? И как используете полученные данные?