Учились ли дети с особенностями развития в обычной школе в советское время? Да, учились.
Но это зависело от географии. В областных центрах и средних городах, конечно же, были специальные учреждения для детей-инвалидов. А вот в селах и совсем маленьких городках дети с особенностями учились в общей массе.
У моих родителей разный опыт в этом вопросе. Папа младшие школьные годы провел в Пензе и, хотя жил с родителями на окраине города, в частном секторе, как в деревне, практически, он знал только свой определенный круг друзей и не знал ни одного ребенка-инвалида. Когда вокруг оглянуться, если столько дел) Летом - футбол, рыбалка и лес с грибами. Зимой - хоккей, лыжи и санки с гор. В школе тоже особенных детей не было.
Средняя школа у папы пришлась уже на Тольятти. Новый город, новый завод, который собрал сливки рабочего класса и технической интеллигенции со всей страны. Сначала нужно было отправить на завод резюме и потом ждать вызова. Конечно же, семьи с проблемами вряд ли могли вот так просто сорваться с места и уехать за тридевять земель. Возможно, что такие работники и не прошли бы отбор. В новой школе особых детей тоже не случилось.
Иначе обстояли дела в сельской школе, где училась мама. Представьте себе село, где примерно 2 тыс. жителей, примерно 400 из них - школьники. Село разделено на две половины центральной улицей. Налево - мордовский "конец", направо - русский "конец". Так это называлось)
БОльшая часть детей училась из рук вон плохо. Чем это вызвано...
- Могли быть родственные браки, что могло негативно повлиять на потомство. Но смешение национальностей, при этом, могло случиться крайне редко.
- Повальное пьянство - еще один негативный фактор. Прямо конкретно алкоголиком редко кого можно было назвать, но застолья с крепким спиртным случались часто. Пили много, жизнь в сельском хозяйстве тяжела и богата на стрессы. То мороз не ко времени, то засуха, то корова на подворье не смогла нормально отелиться...
- Чаще всего, в домах не было книг, а телевизор был редкостью. Игрушки детям тоже щедро не покупались. Двумя словами - бедная развивающая среда.
- Половина учащихся плохо понимала русскую речь, на которой велось обучение в школе. Можно было бы, конечно, обвинить титульную нацию в насаждении своего языка... Но не тут то было. "Мордовский конец" решительно отказался от инициатив всяких ОблОНО и РайОНО открыть национальную школу. Назвав это дискриминацией и желанием лишить их детей перспектив.
Практически все дети, за редким исключением, требовали особого подхода. Но, все же, три ученика в классе, где училась мама, выделялись больше других.
Это Валя, о ней я писала здесь
А еще были Коля и Петя.
Коля пришел в класс, оставшись на второй год после первого класса. Учился он, наверное, хуже всех. Отягчающим обстоятельством было то, что Коля только один, из трех особых детей в классе, учился не на родном языке. У Коли необычная внешность, несколько деформированный череп, как у Нефертити, немного приоткрытый рот, но в целом черты лица достаточно миловидны. Поведение Коли очень демонстративно. Например, если он увидел, что за ним наблюдают, когда он, школьник начальных классов, едет по дороге на большом велосипеде, наш герой поедет быстрее и оторвет руки от руля. Тут мы можем отметить его очень хорошую моторную ловкость, этим Коля явно отличается от детей-аутистов. Коля очень амбициозен. Он открыто говорит, что когда вырастет, женится на конкретной девочке - круглой отличнице, а работать будет председателем колхоза. То есть он заявляет, что не прочь вступить в конкурентную борьбу за жизненные ресурсы. В этом он тоже явно не аутист. Отправить Колю в интернат никто из педагогов не порывался, он был совершенно безобиден, несмотря на свое несколько гонорное и демонстративное поведение.
Николай служил в армии, в боевых условиях, ( Афганистан?) и вы, наверное, уже подумали, вот "повезло" сослуживцам. Но им и правда повезло, без всяких кавычек. Так вышло, что моя бабушка говорила с сослуживцами Коли, когда те его разыскивали. Николай совершил какой-то значимый подвиг и спас все подразделение, за что сослуживцы его помнили долгие годы и, практически, боготворили, благодаря за дарованную жизнь. Смелость, ловкость, демонстративность и желание быть впереди всех, - наверное, эти качества помогли Коле в сложной боевой ситуации. Что тут скажешь, Николай - большой молодец.
Петя. На второй год он не оставался и, в общем-то, уровнем учебы не отличался от общей массы, серой массы) Его тоже отличала от всех необычная внешность. Деформация черепа - некоторая вытянутость головы вверх, маленький рост, непропорционально длинные руки, с возрастом стала заметна узость грудной клетки и некоторая искореженность всего тела. Лицо... Ну, тут, наверное, будет простое перечисление всех признаков фетального алкогольного синдрома. Низкая линия роста волос, короткий нос, узкая верхняя губа и отсутствие желобка над ней.
Нельзя сказать, что Петр был изгоем в классе, он общался со всеми озорниками класса на равных и так же раздавал всем прозвища налево и направо, так же, со всеми вместе, глумился над кем-нибудь...
И хотя учился он не хуже многих, классный руководитель, моя бабушка, настаивала, чтобы Петр был отправлен в интернат. Кл. рук. вела беседы с глазу на глаз с мамой Петра. Наверное, не голословно, скорее всего, она рекомендовала какое-то конкретное учреждение. Мама отказывалась, говорила, что ее Петр не хуже многих и в чем-то была права... Но, почему-то тревожные звоночки все звучали и звучали в мыслях классного руководителя. Об этих беседах никто бы и не узнал, если бы...
Однажды, в порыве ярости Петр нанес удары ножом своему однокласснику. У парня было пробито легкое, в сантиметре от сердца. Пострадавший выжил чудом.
Вот тогда-то мама Петра, выстраивая линию защиту на суде, обратилась к классному руководителю, чтобы та подтвердила наличие особенностей у подсудимого. Ну, она же всегда говорила... Но наша бабушка отказалась, сказав, что надо было признать это раньше.
Вот такие истории... Конечно, это только история одного класса, были и другие истории.