Наверняка многие из Вас видели эту картину и не раз. Но это не просто шедевр мирового искусства, эта работа была по-настоящему новаторской. Впервые на холсте зритель увидел мифологические фигуры изображенными в натуральную величину.
Прекрасная богиня Венера появляется из морской раковины как идеал неземной красоты. Богиню, гонимую к обетованному берегу дыханием гениев воздуха, встречает Ора (олицетворяющая Весну), чтобы укрыть ее покровом, расшитым прекрасным цветочным узором.
Полотно демонстрирует знакомство Боттичелли с философией неоплатонизма, рассматривавшей античную мифологию как предтечу христианских идей.
Картина, написанная темперой по холсту, предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и представляет собой непревзойденный образец утонченной, поэтической живописи.
Венера предстает на картинах художников очень разной: в одних случаях она символизирует чистоту, в других - чувственность. Начиная с эпохи Возрождения, Венера становится самым популярным мифологическим персонажем. Роль богини любви официально позволяла писать ее обнаженной, и часто заказчики прикрывались ее именем для того, чтобы получить картину с изображением обнаженной женской натуры.
Венера написана в характерной для художника тонкой манере. Она изображена с поднятой головой и мечтательным взглядом - таким же, как взгляд многих Мадонн на картинах Боттичелли.
Ветер несет розы. Согласно мифу, розовый цветок появился на Земле одновременно с Венерой, ставить ее возлюбленным и символом любви.
Одна рука богини приподнята к груди (хотя и не скрывает ее), а вторая прикрывает низ живота. Эта поза скопирована художником с классической античной статуи Венеры
Фигура Оры прикрыта цветами, живыми и вышитыми на ткани. Ее белую накидку украшают васильки, а талия перехвачена поясом из розовых цветов. На Оре надето ожерелье из вечнозеленого мирта - дерева, посвященного Венере и считающегося символом вечной любви.
Стволы апельсиновых деревьев, растущих на берегу моря, демонстрируют умение Боттичелли использовать золотые блики, создающие декоративный эффект и подчеркивающие божественное происхождение Венеры. Цветы апельсинового дерева окружены золотистым мерцанием, а стилизованные золотые блики на стволах деревьев написаны точными диагональными линиями.
Название картины не соответствует изображенному на ней. Самого рождения богини зритель не видит, да и его было бы весьма затруднительно написать - согласно основной версии, Венера родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену. Источником вдохновения для Боттичелли стала поэма Анджело Полициано, в которой описывается, как Венера приплыла к берегу на огромной морской раковине.
Раковину Венеры окружает белая пена (миф утверждает, что богиня родилась именно из пены морской). Очертания волн сведены к простым V-образным формам, постепенно уменьшающимся в размере по мере удаления в перспективу.
Увидеть это чудо своими глазами можно в галерее Уффици, Флоренция, Италия (Зал Трибуна)