Найти в Дзене

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

В период между двумя мировыми войнами Югославия, аналогично с другими странам Восточной и Южной Европы, начала формировать свои собственные танковые войска. Несмотря на отсутствие собственной производственной базы, танковые подразделения комплектовались за счет импорта машин, преимущественно французского производства. К концу апреля 1941 года Югославская армия насчитывала танки Renault FT-17, Renault Kegres (под кодовым названием M-28), R-35 были самые современные и мощные машины в арсенале Югославии, а также противотанковые орудия Т-32 (37-мм орудие) чехословацкого производства и польские танкетки ТКФ.

 Reno Kegress
Reno Kegress
Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

 R-35
R-35
 Т-32
Т-32

В ходе быстрого и скоротечного немецкого наступления 1941 года на территорию Югославии, танковые войска столкнулись с сильным противником и были, практически уничтожены. При этом множество танков югославской армии была захвачена немецкими войсками.

Тем не менее, уже в 1943 году ,югославские партизаны необычайно оперативно сформировали собственные механизированные отряды. Каким-то образом, им удалось захватить некоторое количество техники у немцев и итальянцев, а начиная со второй половины 1943 года, начались поставки танков союзниками из западных стран. Партизаны, которыми руководил И. Броз Тито, получили американские танки М3 и М5 "Стюарт", позже - М4 "Шерман", САУ М7 "Прист" и М8, а также бронеавтомобили американского и британского производства. Уже в 1944/1945 годах появились первые собственные переделки захваченных трофейных танков и танков союзников. На базе танка "Стюарт" М3 было создано 3 варианта самоходных артиллерийских установок: с 75-мм орудием Pak. 40, четырехствольной 20-мм зенитной пушкой и 150-мм гаубицей Sig-33. Также "модернизировали" захваченные у немцев французские танки Somua S-35 - путем изменений в передней части башни и установки английской 57-мм пушки с бронеавтомобиля.

-4

 варианты САУ на базе танка Стюарта М3 с 75мм орудием Pak. 40 и со счетверенной 20мм зенитной установкой
варианты САУ на базе танка Стюарта М3 с 75мм орудием Pak. 40 и со счетверенной 20мм зенитной установкой
 Somua S-35 с английской 57мм пушкой
Somua S-35 с английской 57мм пушкой

С 1944 года Югославская армия стала получать советскую военную технику, включая танки Т-34 и Т-34-85, самоходные установки СУ-76, СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. После окончания Второй Мировой войны, поставки Т-34-85 и СУ-100 продолжились. Вероятно, если бы не произошел политический разрыв между Югославией и СССР в 1948 году, югославская армия была бы постоянным покупателем советской бронетанковой техники.

Однако после фактического выхода Югославии от социалистического лагеря, руководители Югославии были вынуждены обратиться к закупкам танков и самоходных артиллерийских установок на Западе. С 1948 по 1955 год, вооруженные силы Югославии получили танки М4 Шерман различных модификаций, самоходные артиллерийские установки М36, М18 и М7, а также с 1953 года танки М47 Паттон II.

Однако, закупка иностранной военной техники не была единственным направлением развития танковых сил Югославии. Еще в 1949 году Иосип Броз Тито поставил перед руководителями промышленных предприятий задачу разработки собственного танка.

В 1950 году, на параде в Белграде, были представлены первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование "Vozilo-A" или "Тип А". Для ускорения разработки собственного танка, югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было усилено до 50 мм при наклоне в 30 градусов, а сама башня была разработана самостоятельно. Новая элипсовидная башня имела усиленное бронирование: 100 мм спереди, 82-86 мм по бокам и 60 мм сзади. Танк также был оснащен прицелами захваченных немецких танков, пулеметами MG-42 и американским пулеметом Browning М2, установленным на крыше башни. Орудие, взято советское, 85-мм С-53, оно получило дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция была английской модели SET 19WF.

Новые танки оказались на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85 и испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией, поэтому после выпуска небольшой серии из 5 или 7 машин их производство было остановлено. Известно, что на экспериментальную установку танка Vozilo-A было установлено 75-мм орудие с немецкого танка Pz.IV.

 Vozilo-A
Vozilo-A

Так же был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90мм американского орудия с САУ М36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 – код «Galeb» – «Чайка» с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85мм орудием – М-628AC и с 90мм – М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД — 75 мм/60 гр., НЛД — 55 мм/55 гр., борт – 35-50мм, корма 35мм, бронирование башни: лоб – до 105мм, борт и корма 50-52мм. Экипаж – 5 человек. Двигатель В2 – дизельный. Орудие 90мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.

 опытный танк М-320
опытный танк М-320

В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию, в числе прочего, была поставлена опытная партия танков Т-54. Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 «Condor» — «Кондор». Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 – прошедший модернизацию – мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство. В начале 1960-х программа была закрыта, а Югославия разместила в СССР большой заказ на поставку танков Т-54 и Т-55.

 опытный танк М-636 «Condor»
опытный танк М-636 «Condor»

Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 Шерман. Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод – этот проект получил шифр – М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам. Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда вМ4 опытно установили 122мм орудие – аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO – самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122 мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия – всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

-10

 М-634 и SO-122
М-634 и SO-122

Рассказ о югославских танках-переделках был бы неполным без упоминания еще одной феерической машины, родом из 1990-х годов – во время гражданской войны в Югославии все стороны конфликта активно использовали старые танки и САУ: Т-54, Т-34-85, М36, М18. В дело шли и самодельные броневики и САУ, вот в этом как раз плане и была сделана одна парадоксальная трансплантация: на корпус танка Т-55 установили башню от САУ М18.

 танк Т-55 с башней от САУ М18
танк Т-55 с башней от САУ М18

Кстати, данная машина уже привлекла внимание мододелов из бывшей Югославии. Они ее очень ждут в WoT. )))

-13

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Юрий Пашолок. Танкетка-переросток от Шкоды - Альтернативная История
Предки Россомахи или американские САУ времён Второй Мировой. - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉