Сегодня мы покажем крайне необычную заброшенную сеть тоннелей в скале, которые начинали строить ещё до революции как часть береговой артиллерийской батареи, которая так и не была построена, а в советское время их перестроили в защищённое топливохранилище для одного из соединений Тихоокеанского флота.
Ещё в 1913 г. на склоне высоты 125,6 было утверждено место посадки будущей 12-дюймовой береговой артиллерийской батареи № VII.
А в 1914 г. был утверждён проект батареи, рассчитанной на две двухорудийных артиллерийских бронебашенных установки МБ-2-12, вооружённых 305-мм пушками длиной 52 калибра.
В том же году под руководством военного инженера С. А. Маккавеева начались строительные работы по постройке батареи, которая во время перенумерации сменила номер на 308.
К началу Первой Мировой Войны успели произвести большую часть земляных работ, часть горных работ по проходке скальных потерн и начали производить бетонные работы.
Но в связи с началом войны, уже изготовленные на Санкт-Петербургском металлическом заводе башенные установки батареи, было решено передать в Батум, а от туда в Морскую крепость Императора Петра Великого на Балтике, где они были установлены на береговые батареи, расположенные на островах Вульф и Нарген.
А дальше грянула революция 1917 г. и от достройки батареи окончательно отказались. Большая часть позиции стояла заброшенной несколько десятилетий.
Ну а потом на позиции недостроенной батареи разместили один из складов топлива Тихоокеанского флота и часть построенных скальных потерн глубокого залегания перестроили в сеть защищённых топливохранилищ, поделив потерны перегородками с вентилями и системой трубопроводов.
В таком виде склад проработал вплоть до 2010-х гг., пока он не был расформирован и полностью заброшен.
В настоящее время позиция батареи признана памятником архитектуры и числится в каталоге памятников под номером 2510023402.
О ещё не так давно существовавшем здесь военном объекте всё ещё напоминают остатки рядов разодранных периметров.
А по территории из земли торчат горловины заправочных колодцев, ведущих в множество подземных резервуаров.
Ещё несколько лет на этом месте стояла охранная вышка с огневой точкой.
Но нас интересует конкретный участок чуть в стороне.
Где располагался тыльный выход системы потерн батареи, где обустроили защищённый склад топлива.
Заходим в защищённый небольшой вход из метрового бетона.
Небольшой изгиб с ещё одной дверью.
И попадаем в центральную потерну.
В которой всё ещё свисали остатки современного воздуховода.
А на стенах висели современные плафоны освещения.
Вдоль потерны проходят трубы из резервуаров.
Всё здесь пропитано нефтепродуктами.
Спустя метров 80 мы выходим к такой простенькой деревянной двери.
За которой потерна расширяется.
И начинаются развилки, отделённые перегородками и перестроенные в резервуары для дизельного топлива. Здесь резервуары имеют номера 12 и 13.
Некоторые из них в конце имеют какие-то отвороты.
Заглянем в ещё один скальный резервуар.
Здесь хорошо видно, что в конце в стороны уходят отвороты. Вероятно там проходила параллельно главной потерне ещё одна, которую также поделили перегородками.
Снова отвороты. Слева резервуар №15, а направо уходит потерна к резервуару №14.
Пройдёмся туда.
Пройдя проём двери в конце тоннеля.
Попадаем в более широкую часть одного из бывших технических блоков батареи, большая часть которого отделена перегородкой и превращена в резервуар.
Здесь целое хитросплетение каких-то труб с вентилями.
Возвращаемся обратно в центральную потерну.
И идём в её конец.
Где расположено ещё три резервуара.
Слева резервуар №17, прямо №18.
Резервуар №17 явно был небольшой подходной потерной.
А это резервуар №16.
К сожалению это всё, что сохранилось от недостроенной батареи до наших дней.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.