Всем добрый день! И сегодня у нас с вами третья часть воспоминаний о поездах, которые уходили из Свердловска / Екатеринбурга как начальной станции. И эту третью часть я решил посвятить поездам по Уралу. Это не только Свердловская область, но вообще весь Урал с севера на юг.
Итак, 1961 год. Что мы имели в том периоде:
- Богословск / Карпинск - № 45 - 10:11. - есть такой город на севере Свердловской области. Раньше он еще назывался рабочий поселок Угольный, но затем был переименован в честь геолога А.П. Карпинского. Знамениты места крупными медеплавильными заводами. Причем медь отсюда поставляли даже на монетный двор. А в годы войны сюда еще и машиностроительный завод из Донецка эвакуируют;
- Нижний Тагил - № 51 - 10:29 - что-то мне подсказывает, что поезд, связывающий эти два крупнейших промышленных центра, сохранится на всем протяжении исследования. Ну да проверим;
- Оренбург - № 79 - 32:41 - поезд далеко на г Урала;
- Пермь - № 101 - 10:50 - а этот поезд наоборот проходит Урал с востока на запад;
- Соликамск - № 53 - 17:18 - через Нижний Тагил;
- Тавда - № 70 - 13:28 - шел этот поезд через Егоршино. В этот город Свердловской области поезда пришли еще в 1916 году. А потом именно отсюда начиналось строительство магистрали далее;
- Челябинск - № 84 - 09:15 - через Уфалей.
Без поездов 600-й нумерации 7 направлений в копилку Свердловска образца 1961 года.
В 1969 году из этого списка сохранился Карпинск (10:36) (то есть даже медленнее стал), Нижний Тагил (09:13), Оренбург (23:48; Соликамск (17:01); Челябинск (08:07). Пермь (08:05). И плюс появилось новое направление в город Талица, что на востоке Свердловской области, и Красноуфимск. Вроде бы источники сообщают, что к 1969 году уже было завершено сооружение дополнительной ветки до Устье-Ахи, однако в справочнике поездов до этой станции пока не было.
Ну а Красноуфимск - это самый западный город Свердловской области. И там достаточно привлекательный вокзал:
В 1980 году поезда продолжили ходить в Оренбург (24:04), Пермь (аж 2 поезда 600-й нумерации, в пути 8,5-9,5 часов), Челябинск (аж три поезда и тоже все 600-е), Красноуфимск (около 6 часов), Карпинск, Нижнюю Туру, Соликамск, Североуральск, Тавду. А вот отдельного до Нижнего Тагила - нет. Проходящие поезда были, но не отдельный. Но в расписании уже былим поезда Свердловск - Серов, Свердловск - Устье-Аха, Свердловск - Худяково - все 600-е. Ну давайте, например, на станцию Устье-Аха полюбуемся. Название станции оставили, а вот поселок - Междуреченский.
Ну а вот уже Серов:
Кстати, Серов интересно называли в прошлом. Сначала это был Надеждинск, а вот потом в течение нескольких лет - Кабаковск. Но не в честь питейный заведений, а в честь секретаря Свердловского обкома партии. И тут сам поселок обязан своим возникновением не просто железной дороге, а рельсам, которые должны были выплавить на местном заводе. Завод назвали Надеждинским, а в народе часто называли сталерельсовый.
А еще я обнаружил параллельно поезд до Одессы, который я забыл указать в предыдущей публикации. Время в пути до жемчужины у моря 61 час 16 минут.
В 1989 году некоторые местные направления "уходят" (объединяются), но появляется Свердловск - Нижневартовск - № 241 (через Тюмень, конечно). И в том же году указывается еще и Свердловск - Рига № 123. До Тавды теперь аж 2 поезда, Усть-Аха и Худяково сохраняются.
В 2004 гроду запускаются экспрессы 800-й нумерации на Курган - время в пути было примерно 5,5 часов. Аналогичный экспресс на Тюмень в пути около 4,5 часов (тогда экспрессы вообще были в моде). Также запускают пассажирский Свердловск-Новый Уренгой - время в пути 37:44. И вместо Североуральска числится теперь поезд в пос. Бокситы.
В 2009 году ситуация сохраняется. Но экспресс запускают теперь еще и до Перми. Время в пути тоже около 5,5 часов. Но был и обычный поезд № 601. Время в пути 7,5 часов.
А в 2024 году здесь уже можно и "Ласточки" увидеть. До Челябинска через Кыштым за 5,5 часов, до Тюмени за 5,5 часов, на Пермь - меньше чем за 5 часов, Курган за 04:45. Также, пока исследовал 2024 год, обнаружил еще один фирменный поезд Екатеринбург - Сургут - "Малахит". (в советские годы так назывался Нижний Тагил - Москва).
А вот по области всё гораздо скромнее. Пригородное сообщение на приличные расстояния с поездами четырехзначной нумерации вытеснило поезда на многих направлениях. А где-то линии обслуживают теперь только длинные маршруты - На Приобье, Соликамск. Я, например, предсказывал, что именно ПДС Нижний Тагил - Свердловск останется, а его нет уже давно.
Вот такая длинная история получилась со Свердловском / Екатеринбургом. Все-таки это действительно ну прямо очень крупный узел железных дорог. Но вот знаете что у меня отложилось в памяти прямо из детства (может мне так не везло). Многие свердловские поезда были не очень чистыми. Вот прямо на вокзале стояли все какие-то пыльные, неопрятные. Один раз ехал еще на обычном Санкт-Петербург - Свердловск в 1999 летом. Это был один из худших поездов в жизни. Медленный, какой-то весь старый, изношенный. Надеюсь, что сейчас всё улучшилось.
Спасибо, что читаете. До встречи на канале!