Друзья, привет. Продолжим разговор о детских поделках из бумаги? Вернее, из бумажных полосок. Поделках, в которых прикладное творчество интегрируется с математическими представлениями, а так же представлениями о природе и элементами исследовательской деятельности. О том, как донести простые на первый взгляд (взгляд взрослого) вещи ребёнку и о том, почему иногда это не получается.
Сегодня я к вам с улиткой и с тем, как помочь детям освоить умения по построению упорядоченных убывающих рядов. Причём на одном игровом персонаже сделать это дважды и с двумя разными величинами. Интересно? Тогда давайте приступать.
Такую улитку мы делали с коллегами в рамках педагогического марафона "Огород на подоконнике":
Улитка из бумаги своими руками
Ширина моих полосок 30 мм. Длина полоски для изготовления тела улитки составляет 120 мм, полосок для изготовления раковины - 210, 170, 130, 90 мм (в случае со старшими дошкольниками).
Плюсом подготовим простой карандаш, ножницы, фломастеры, клей и всё, что требуется для работы с клеем в детском саду.
Изготовление улитки из бумаги начинается с изготовления раковины
В моём случае она состоит из четырёх колечек, но их количество можно варьировать. Разница в 40 мм между длиной полосок, на мой взгляд, идеальна. Но вы так же можете увеличить или сократить её для достижения необходимого эффекта.
Не так давно мы с вами изготавливали пророщенную луковицу? Схема работы примерно та же: сравниваем сначала длину полосок. Рассматриваем их и выстраиваем сериационный ряд, начиная с самой длинной полоски.
Помните примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине? Подробно описывала этот процесс в материале об изготовлении пророщенной луковицы из бумажных полосок. Ссылку на него оставлю в конце статьи. Итак, возвращаемся к правилу:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить над первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и класть её над предыдущей.
4. Положить последнюю полоску.
Проверяем правильность выполнения задания при помощи "лесенки", об этом тоже писала в материале про луковицу.
Что делаем дальше? Начиная с самой длинной полоски, нумеруем их. 1, 2, 3 и так далее. Это понадобится нам чуть позже.
Из полосок нужно склеить колечки. Спрашиваем ребят, как они считают, из какой полоски получится самое большое кольцо? Формулируем гипотезу, а затем проверяем. Смотрим на нумерацию: на самой длинной полоске - цифра 1, на самой короткой, к примеру, 4.
Склеиваем концы полоски между собой, формируя колечко.
Так поступаем со всеми полосками, а получившиеся колечки располагаем в порядке убывания величины. После построения сериационного ряда мы сможем отследить, из какой полоски сделано каждое из колечек. В этом как раз поможет нумерация и представления детей о числовом ряде.
Из полоски с цифрой 1 (она была самой длинной) получилось самое большое колечко. Из полоски с цифрой 4 (была самой короткой) - самое маленькое. Формулируем вывод: чем длиннее полоска, тем большего размера получится кольцо.
Обращаю ваше внимание, что мы склеиваем из полоски колечко, а вот форма колечка – круглая.
Далее собираем раковину, и процесс её сборки будет ещё одной своеобразной проверкой на правильность выполнения задания. Каждое последующее колечко должно помещаться в предыдущее. Вот такое простое правило. Примеряем.
Если всё выполнено верно, раковину разбираем и начинаем собирать поделку на клей. Наносим клей на внутреннюю поверхность самого большого кольца, помещаем в него кольцо поменьше, прижимаем колечки друг к другу в месте нанесения клея. И так далее, пока все колечки не будут помещены внутрь большого.
Теперь берём полоску, из которой будем делать туловище улитки
Поскольку улитка наша - это брюхоногий моллюск, тело его состоит из трёх отделов: головы, туловища и ноги. При сборке поделки стоит это учесть (предварительно покажите детям иллюстрацию с реальной улиткой). Раковину мы будем приклеивать к туловищу, оставив свободными ногу и голову.
Голову старшие дошкольники могут оформить самостоятельно, нарисовав контур "рожек" (для нас с вами - щупалец) и вырезав по намеченной линии, а затем нарисовав весёлую мордочку.
Кстати, глаза у разных видов улиток могут располагаться на разных частях головы. У прудовика, к примеру, они находятся у основания щупалец, а у виноградной улитки - на их верхушках. Поэтому мы не соврём, если нарисуем глаза так, как они нарисованы в моём варианте. Ну а рот на месте.
Приклеиваем раковину между головой и ногой. Вот и всё. Поделка готова.
Улитку из бумаги реально выполнить и детям младшей группы. Разница со старшими будет лишь в том, что колечки из полосок предварительно заготавливаются педагогом, как и тело улитки. Два-три колечка, в зависимости от решаемых на данный момент задач. Ну и поработать придётся в микрогруппах и, возможно, даже индивидуально. В этом случае сериационный ряд будет выстраиваться один раз - по величине, так же начиная с самого большого колечка.
Ребятам средней группы предложим уже полоски. Три штуки в самый раз, как с луковицей. Склеиваем концы полосок, формируя колечки, колечки выстраиваем в сериационный ряд, начиная с самого большого, а затем собираем раковину. Здесь элементы исследовательской деятельности можно опустить, оставив это для старшего возраста.
Куда применить улитку из бумаги?
Если вы устали от выставок детского творчества и размещения продуктов детской деятельности, к примеру, на шкафчиках, сделайте при помощи шпажек топперы и разместите "улиток-охранников" в вашей зелёной зоне. Комнатные это растения или огород на подоконнике, совершенно не важно. Улитки будут здорово дополнять и даже "разбавлять" зелень. Кстати, на тему огорода на подоконнике у меня есть подборка, ссылку на неё оставлю в конце материала.
Смотрите, мы вроде бы выполнили творческую работу, но в ее содержании велик процент познавательно-исследовательской деятельности (и математика, и природа, и элементы исследования). Деление на виды детской деятельности той или иной активности иногда достаточно условно, поэтому называть данную активность только лишь прикладным творчеством довольно спорно.
О чём хочу сказать в завершении? Об одном из основополагающих факторов того,
Почему иногда у нас не получается научить чему-либо детей (или мы получаем результат очень нескоро)
Давайте на пальцах и при помощи цифр. Возьмём любое методическое пособие по формированию у детей математических представлений. Сколько занятий посвящено, к примеру, нашей сегодняшней теме? Теме сериации. А сколько из них будут о длине? 1-2? Проблема в том, что математические представления часто не переносятся в реальную жизнь и детскую практику. Мы ходим по пенькам различной высоты на прогулочной площадке, развивая физические качества детей. А как часто при этом обращаем внимание именно на различия в высоте пеньков? Примерьте этот факт на себя. Интеграция, она для этого и придумана, чтобы облегчить восприятие детьми материала и обеспечить возможность применить имеющиеся знания и умения в решении новых задач, одновременно эти знания и умения совершенствуя (ссылка на соответствующий материал в конце). Раздаточный материал в виде полосок разной длины на занятии в математике - это хорошо, но что дальше?
Ну что, на этом всё. Всем добра и творчества. Лайк и репост материала приветствуются, это позволит увидеть материал большему числу наших коллег. Подписывайтесь на блог "Методист в отставке", если вы ещё не с нами. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.