Найти тему

Математика в детском саду - это легко? Иногда да. Рассказываю на примере изготовления улитки из бумаги

Друзья, привет. Продолжим разговор о детских поделках из бумаги? Вернее, из бумажных полосок. Поделках, в которых прикладное творчество интегрируется с математическими представлениями, а так же представлениями о природе и элементами исследовательской деятельности. О том, как донести простые на первый взгляд (взгляд взрослого) вещи ребёнку и о том, почему иногда это не получается.

Сегодня я к вам с улиткой и с тем, как помочь детям освоить умения по построению упорядоченных убывающих рядов. Причём на одном игровом персонаже сделать это дважды и с двумя разными величинами. Интересно? Тогда давайте приступать.

Математика в детском саду - это легко? Иногда да. Рассказываю на примере изготовления улитки из бумаги
Математика в детском саду - это легко? Иногда да. Рассказываю на примере изготовления улитки из бумаги

Такую улитку мы делали с коллегами в рамках педагогического марафона "Огород на подоконнике":

Улитка из бумаги своими руками
Улитка из бумаги своими руками

Улитка из бумаги своими руками

Ширина моих полосок 30 мм. Длина полоски для изготовления тела улитки составляет 120 мм, полосок для изготовления раковины - 210, 170, 130, 90 мм (в случае со старшими дошкольниками).
-3

Плюсом подготовим простой карандаш, ножницы, фломастеры, клей и всё, что требуется для работы с клеем в детском саду.

Изготовление улитки из бумаги начинается с изготовления раковины

В моём случае она состоит из четырёх колечек, но их количество можно варьировать. Разница в 40 мм между длиной полосок, на мой взгляд, идеальна. Но вы так же можете увеличить или сократить её для достижения необходимого эффекта.

Не так давно мы с вами изготавливали пророщенную луковицу? Схема работы примерно та же: сравниваем сначала длину полосок. Рассматриваем их и выстраиваем сериационный ряд, начиная с самой длинной полоски.

Сравнение полосок по длине
Сравнение полосок по длине

Помните примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине? Подробно описывала этот процесс в материале об изготовлении пророщенной луковицы из бумажных полосок. Ссылку на него оставлю в конце статьи. Итак, возвращаемся к правилу:

1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить над первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и класть её над предыдущей.
4. Положить последнюю полоску.

Проверяем правильность выполнения задания при помощи "лесенки", об этом тоже писала в материале про луковицу.

Что делаем дальше? Начиная с самой длинной полоски, нумеруем их. 1, 2, 3 и так далее. Это понадобится нам чуть позже.

Нумеруем полоски, начиная с самой длинной
Нумеруем полоски, начиная с самой длинной

Из полосок нужно склеить колечки. Спрашиваем ребят, как они считают, из какой полоски получится самое большое кольцо? Формулируем гипотезу, а затем проверяем. Смотрим на нумерацию: на самой длинной полоске - цифра 1, на самой короткой, к примеру, 4.

Склеиваем концы полоски между собой, формируя колечко.

Склеиваем из полосок колечки
Склеиваем из полосок колечки

Так поступаем со всеми полосками, а получившиеся колечки располагаем в порядке убывания величины. После построения сериационного ряда мы сможем отследить, из какой полоски сделано каждое из колечек. В этом как раз поможет нумерация и представления детей о числовом ряде.

Получившиеся колечки располагаем в порядке убывания величины
Получившиеся колечки располагаем в порядке убывания величины

Из полоски с цифрой 1 (она была самой длинной) получилось самое большое колечко. Из полоски с цифрой 4 (была самой короткой) - самое маленькое. Формулируем вывод: чем длиннее полоска, тем большего размера получится кольцо.

Обращаю ваше внимание, что мы склеиваем из полоски колечко, а вот форма колечка – круглая.

Далее собираем раковину, и процесс её сборки будет ещё одной своеобразной проверкой на правильность выполнения задания. Каждое последующее колечко должно помещаться в предыдущее. Вот такое простое правило. Примеряем.

Каждое последующее колечко должно помещаться в предыдущее
Каждое последующее колечко должно помещаться в предыдущее

Если всё выполнено верно, раковину разбираем и начинаем собирать поделку на клей. Наносим клей на внутреннюю поверхность самого большого кольца, помещаем в него кольцо поменьше, прижимаем колечки друг к другу в месте нанесения клея. И так далее, пока все колечки не будут помещены внутрь большого.

Наносим клей на внутреннюю поверхность самого большого кольца, помещаем в него кольцо поменьше, прижимаем колечки друг к другу в месте нанесения клея
Наносим клей на внутреннюю поверхность самого большого кольца, помещаем в него кольцо поменьше, прижимаем колечки друг к другу в месте нанесения клея

Теперь берём полоску, из которой будем делать туловище улитки

Поскольку улитка наша - это брюхоногий моллюск, тело его состоит из трёх отделов: головы, туловища и ноги. При сборке поделки стоит это учесть (предварительно покажите детям иллюстрацию с реальной улиткой). Раковину мы будем приклеивать к туловищу, оставив свободными ногу и голову.

-10

Голову старшие дошкольники могут оформить самостоятельно, нарисовав контур "рожек" (для нас с вами - щупалец) и вырезав по намеченной линии, а затем нарисовав весёлую мордочку.

Кстати, глаза у разных видов улиток могут располагаться на разных частях головы. У прудовика, к примеру, они находятся у основания щупалец, а у виноградной улитки - на их верхушках. Поэтому мы не соврём, если нарисуем глаза так, как они нарисованы в моём варианте. Ну а рот на месте.

Приклеиваем раковину между головой и ногой. Вот и всё. Поделка готова.

Улитка из бумаги готова
Улитка из бумаги готова

Улитку из бумаги реально выполнить и детям младшей группы. Разница со старшими будет лишь в том, что колечки из полосок предварительно заготавливаются педагогом, как и тело улитки. Два-три колечка, в зависимости от решаемых на данный момент задач. Ну и поработать придётся в микрогруппах и, возможно, даже индивидуально. В этом случае сериационный ряд будет выстраиваться один раз - по величине, так же начиная с самого большого колечка.

Ребятам средней группы предложим уже полоски. Три штуки в самый раз, как с луковицей. Склеиваем концы полосок, формируя колечки, колечки выстраиваем в сериационный ряд, начиная с самого большого, а затем собираем раковину. Здесь элементы исследовательской деятельности можно опустить, оставив это для старшего возраста.

Куда применить улитку из бумаги?

Если вы устали от выставок детского творчества и размещения продуктов детской деятельности, к примеру, на шкафчиках, сделайте при помощи шпажек топперы и разместите "улиток-охранников" в вашей зелёной зоне. Комнатные это растения или огород на подоконнике, совершенно не важно. Улитки будут здорово дополнять и даже "разбавлять" зелень. Кстати, на тему огорода на подоконнике у меня есть подборка, ссылку на неё оставлю в конце материала.

Улитка из бумаги как элемент оформления растений в группе детского сада
Улитка из бумаги как элемент оформления растений в группе детского сада

Смотрите, мы вроде бы выполнили творческую работу, но в ее содержании велик процент познавательно-исследовательской деятельности (и математика, и природа, и элементы исследования). Деление на виды детской деятельности той или иной активности иногда достаточно условно, поэтому называть данную активность только лишь прикладным творчеством довольно спорно.

О чём хочу сказать в завершении? Об одном из основополагающих факторов того,

Почему иногда у нас не получается научить чему-либо детей (или мы получаем результат очень нескоро)

Давайте на пальцах и при помощи цифр. Возьмём любое методическое пособие по формированию у детей математических представлений. Сколько занятий посвящено, к примеру, нашей сегодняшней теме? Теме сериации. А сколько из них будут о длине? 1-2? Проблема в том, что математические представления часто не переносятся в реальную жизнь и детскую практику. Мы ходим по пенькам различной высоты на прогулочной площадке, развивая физические качества детей. А как часто при этом обращаем внимание именно на различия в высоте пеньков? Примерьте этот факт на себя. Интеграция, она для этого и придумана, чтобы облегчить восприятие детьми материала и обеспечить возможность применить имеющиеся знания и умения в решении новых задач, одновременно эти знания и умения совершенствуя (ссылка на соответствующий материал в конце). Раздаточный материал в виде полосок разной длины на занятии в математике - это хорошо, но что дальше?

Ну что, на этом всё. Всем добра и творчества. Лайк и репост материала приветствуются, это позволит увидеть материал большему числу наших коллег. Подписывайтесь на блог "Методист в отставке", если вы ещё не с нами. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.