Совсем недавно я обещал по возможности чаще рассказывать об архитектуре, появившейся в Москве в послевоенные советские годы. И вот это по-настоящему гигантских размеров здание как нельзя лучше подходит для одной из таких заметок.
И то сказать, от угла до угла – почти 150 метров длиной, высотой в восемь этажей. Да еще и с башней, напоминающей колокольню.
Собственно…
…«Дом с башней» – одно из его народных названий
Его возведение начиналось еще в 1939-м, но было прервано из-за войны. После Победы к стройке вернулись, а вот с датой ее окончания какая-то чехарда. В справочниках и даже на Википедии пишут, что дом построен в 1956 году. На мемориальной табличке на его фасаде говорится про 1951 год.
Где-то пишется про 1952 или даже 1953-й. А дата основания (по-видимому, год, когда возобновились работы) – 1949-й.
Такая загадка природы.
При этом в декоре самого здания также использованы некие цифры… но об это чуточку позже.
Внешне дом на Смоленской площади явственно перекликается с жилой сталинкой на ВДНХ, напротив «Рабочего и Колхозницы», о которой я писал чуть больше недели назад. Да и немудрено, ведь их строил один и тот же зодчий, Иван Владиславович Жолтовский.
Именно благодаря ему Смоленскую площадь и Садовое Кольцо…
…Украсило еще одно здание в стиле Сталинского ампира и в духе итальянских палаццо
И две эти работы Жолтовского действительно имеют много общих деталей.
Судите сами: аналогичные, чуть ли не один в один, внешние застекленные лифтовые шахты – которые и вовсе называют едва ли не личным изобретением Жолтовского.
Уникальная идея расписывать днища балконов. Узоры здесь другие, но манера точно та же (3 фото).
И, кстати, снова тот же самый прием: на лицевом фасаде балконов нет, все они смотрят во двор. Разве что за исключением этого углового балкончика (6 фото).
Карнизы – буквально визитная карточка Ивана Владиславовича (4 фото).
И даже особый, какого больше ни у одного из архитекторов я не видел, руст первых этажей. У меня эта меленькая, частая насечка почему-то сразу вызывает воспоминание о гематогенке из детства (5 фото).
Интересно, не на него ли намекал зодчий, делая незаметную рекламу биологически активной шоколадки?
И при всем при этом дом – уникален.
Конечно, башенка в левой его части привлекает внимание издалека, сразу же выделяя его из множества других построек (6 фото).
Даже великолепные вставки – обрамление окон на шестом-седьмом этажах, этакие арочные порталы – хоть и исполнены в едином стиле, но каждый из них неповторим. Стоит лишь внимательней присмотреться, и вы найдете массу отличий (9 фото).
И вот, казалось бы, для кого мог быть построен такой величественный, прекрасный, хоть и без лишней вычурности красавец-дом? Дом, во дворе которого имеется стратегический подземный объект, который, наверное, в мирное время можно использовать и как обычный паркинг (3 фото).
А построен он был…
…Для работников Совета НКВД и других советских функционеров
И тут у меня произошел некий когнитивный диссонанс. Да, я знаю, что этот термин обозначает в истинной психологии как науке совершенно другое, но… стереотипы, стереотипы (7 фото).
Вы обращали внимание на величественную въездную арку, ведущую во двор и расположенную в центре дома? Я на нее обращаю внимание всякий раз, когда прохожу или проезжаю мимо. Но теперь я рассмотрел ее как следует вблизи, что предлагаю сделать и вам.
Возможно, большинство наблюдателей видело и помнит ее такой (12 фото).
Фотографии в галерее выше делались со двора и внутри самой арки.
А ниже будут кадры со стороны улицы. Где-нибудь еще вы встречали такое оформление? (7 фото)
Все еще верите в беспощадность, бесчувственность и бессердечность энкавэдешников? У меня, глядя на такое, возникает странное чувство, что и среди них могли оказаться люди, не до конца чуждые прекрасного...
(Конечно же, это ирония, все люди разные и никто не судится по обложке и вывеске, даже по обложке удостоверения. Но почему-то подумалось об интересном.)
И, кстати, как раз здесь, на этой арке, я встретил две даты, по логике вещей указывающие на годы строительства, но расходящиеся с общепринятыми. Интересно, о чем в действительности они говорят? (2 фото)
Под стать внешнему дизайну были и парадные подъезды (12 фото).
Потолки оформили под красное дерево и высокохудожественно расписали (4 фото),
а медальоны в дверных проемах и колонны – под гранит и мрамор (5 фото).
А между кухнями, столовыми и гостиными устроили стеклянные подвижные перегородки, благодаря которым помещения при желании и по необходимости можно было комбинировать как угодно – вплоть до организации единого пространства.
В некоторых квартирах эти раздвижные стенки даже сохранились по сей день.
Более того, Жолтовский настаивал, чтобы здесь никогда не появились коммуналки и чтобы в каждой из квартир жила только одна семья.
- Но, как пишут в комментариях мои дорогие подписчики – те, кто жил в этом доме практически с самого его основания, коммунальные коммуналки здесь все же были, но к 1957 году их почти не осталось. И заселяли в дом уже в 1947 году, просто достраивали и оформляли его в несколько очередей. Строили дом пленные немцы, а среди его жильцов было много сотрудников и спортсменов Динамо.
Оформлением квартир и росписью подъездов занимались художник Василий Александрович Миняев и архитектор Галина Михайловская (5 фото).
А раньше здесь даже ковры лежали на полах.
Кстати, если у вас не получится попасть в подъезд, как мне, у вас всегда есть простой способ насладиться хотя бы частью общедоступных интерьеров этого дома. Просто зайдите в библиотеку, расположенную в правой стороне дома (5 фото).
И поверьте, это самый приятный из, скажем так, легитимных способов.
А встроенный в левую часть дома наземный павильон станции метро «Смоленская» Филевской линии создали архитекторы Валентина Гавриловна Поликарпова и Анна Андреевна Марова.
И жили в этом доме...
...Не только сотрудники НКВД и чиновники
Нескольких его обитателей я упомяну. К примеру, среди них был мастер художественного грима, один из крупнейших советских гримеров, театральный и киношный художник Антон Иосифович Анджан. Тот самый, кто гримировал актера Бориса Васильевича Щукина на роль Ленина, а также был автором множества кинематографических образов других известных исторических личностей.
Герой Советского Союза, герой Советско-японской войны, летчик-истребитель, а позднее десятый летчик-космонавт СССР Павел Иванович Беляев, прославившийся тем, что когда при посадке отказала система ориентации корабля, он сориентировал корабль вручную и вручную же включил тормозную установку, тоже жил здесь. К слову, это был тот самый полет, во время которого второй пилот корабля, Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.
И начальник отделения научно–технической разведки в области атомной физики Леонид Романович Квасников. И разведчик-оперативник, генерал-майор Александр Михайлович Коротков.
(7 фото)
И поэт Евгений Михайлович Винокуров. И художник-монументалист и портретист Юрий Иванович Боско.
И футболист, хоккеист и тренер Всеволод Константинович Блинков, шестикратная абсолютная чемпионка СССР по скоростному бегу на коньках, первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте Мария Исакова, спринтер Николай Каракулов, конькобежец Константин Кудрявцев, легкоатлет-бегун Александр Александрович Пугачевский... И многие-премногие другие.
Думаю, и сегодня здесь живут некоторые из тех, чьи имена мы встречаем в газетах, журналах или на афишах. Но о них уже будут писать другие авторы.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.