Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом с башней на Смоленской площади, или работа Жолтовского для комиссаров внутренних дел *

Оглавление

Совсем недавно я обещал по возможности чаще рассказывать об архитектуре, появившейся в Москве в послевоенные советские годы. И вот это по-настоящему гигантских размеров здание как нельзя лучше подходит для одной из таких заметок.

И то сказать, от угла до угла – почти 150 метров длиной, высотой в восемь этажей. Да еще и с башней, напоминающей колокольню.

Собственно…

…«Дом с башней» – одно из его народных названий

Его возведение начиналось еще в 1939-м, но было прервано из-за войны. После Победы к стройке вернулись, а вот с датой ее окончания какая-то чехарда. В справочниках и даже на Википедии пишут, что дом построен в 1956 году. На мемориальной табличке на его фасаде говорится про 1951 год.

-2

Где-то пишется про 1952 или даже 1953-й. А дата основания (по-видимому, год, когда возобновились работы) – 1949-й.

-3

Такая загадка природы.

При этом в декоре самого здания также использованы некие цифры… но об это чуточку позже.

-4

Внешне дом на Смоленской площади явственно перекликается с жилой сталинкой на ВДНХ, напротив «Рабочего и Колхозницы», о которой я писал чуть больше недели назад. Да и немудрено, ведь их строил один и тот же зодчий, Иван Владиславович Жолтовский.

Именно благодаря ему Смоленскую площадь и Садовое Кольцо…

…Украсило еще одно здание в стиле Сталинского ампира и в духе итальянских палаццо

И две эти работы Жолтовского действительно имеют много общих деталей.

Судите сами: аналогичные, чуть ли не один в один, внешние застекленные лифтовые шахты – которые и вовсе называют едва ли не личным изобретением Жолтовского.

-5

Уникальная идея расписывать днища балконов. Узоры здесь другие, но манера точно та же (3 фото).

И, кстати, снова тот же самый прием: на лицевом фасаде балконов нет, все они смотрят во двор. Разве что за исключением этого углового балкончика (6 фото).

Карнизы – буквально визитная карточка Ивана Владиславовича (4 фото).

И даже особый, какого больше ни у одного из архитекторов я не видел, руст первых этажей. У меня эта меленькая, частая насечка почему-то сразу вызывает воспоминание о гематогенке из детства (5 фото).

Интересно, не на него ли намекал зодчий, делая незаметную рекламу биологически активной шоколадки?

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И при всем при этом дом – уникален.

Конечно, башенка в левой его части привлекает внимание издалека, сразу же выделяя его из множества других построек (6 фото).

Даже великолепные вставки – обрамление окон на шестом-седьмом этажах, этакие арочные порталы – хоть и исполнены в едином стиле, но каждый из них неповторим. Стоит лишь внимательней присмотреться, и вы найдете массу отличий (9 фото).

И вот, казалось бы, для кого мог быть построен такой величественный, прекрасный, хоть и без лишней вычурности красавец-дом? Дом, во дворе которого имеется стратегический подземный объект, который, наверное, в мирное время можно использовать и как обычный паркинг (3 фото).

А построен он был…

…Для работников Совета НКВД и других советских функционеров

И тут у меня произошел некий когнитивный диссонанс. Да, я знаю, что этот термин обозначает в истинной психологии как науке совершенно другое, но… стереотипы, стереотипы (7 фото).

Вы обращали внимание на величественную въездную арку, ведущую во двор и расположенную в центре дома? Я на нее обращаю внимание всякий раз, когда прохожу или проезжаю мимо. Но теперь я рассмотрел ее как следует вблизи, что предлагаю сделать и вам.

Возможно, большинство наблюдателей видело и помнит ее такой (12 фото).

Фотографии в галерее выше делались со двора и внутри самой арки.

А ниже будут кадры со стороны улицы. Где-нибудь еще вы встречали такое оформление? (7 фото)

Все еще верите в беспощадность, бесчувственность и бессердечность энкавэдешников? У меня, глядя на такое, возникает странное чувство, что и среди них могли оказаться люди, не до конца чуждые прекрасного...

(Конечно же, это ирония, все люди разные и никто не судится по обложке и вывеске, даже по обложке удостоверения. Но почему-то подумалось об интересном.)

И, кстати, как раз здесь, на этой арке, я встретил две даты, по логике вещей указывающие на годы строительства, но расходящиеся с общепринятыми. Интересно, о чем в действительности они говорят? (2 фото)

Под стать внешнему дизайну были и парадные подъезды (12 фото).

Потолки оформили под красное дерево и высокохудожественно расписали (4 фото),

а медальоны в дверных проемах и колонны – под гранит и мрамор (5 фото).

А между кухнями, столовыми и гостиными устроили стеклянные подвижные перегородки, благодаря которым помещения при желании и по необходимости можно было комбинировать как угодно – вплоть до организации единого пространства.

В некоторых квартирах эти раздвижные стенки даже сохранились по сей день.

Более того, Жолтовский настаивал, чтобы здесь никогда не появились коммуналки и чтобы в каждой из квартир жила только одна семья.

  • Но, как пишут в комментариях мои дорогие подписчики – те, кто жил в этом доме практически с самого его основания, коммунальные коммуналки здесь все же были, но к 1957 году их почти не осталось. И заселяли в дом уже в 1947 году, просто достраивали и оформляли его в несколько очередей. Строили дом пленные немцы, а среди его жильцов было много сотрудников и спортсменов Динамо.

Оформлением квартир и росписью подъездов занимались художник Василий Александрович Миняев и архитектор Галина Михайловская (5 фото).

А раньше здесь даже ковры лежали на полах.

Кстати, если у вас не получится попасть в подъезд, как мне, у вас всегда есть простой способ насладиться хотя бы частью общедоступных интерьеров этого дома. Просто зайдите в библиотеку, расположенную в правой стороне дома (5 фото).

И поверьте, это самый приятный из, скажем так, легитимных способов.

-23

А встроенный в левую часть дома наземный павильон станции метро «Смоленская» Филевской линии создали архитекторы Валентина Гавриловна Поликарпова и Анна Андреевна Марова.

-24

И жили в этом доме...

...Не только сотрудники НКВД и чиновники

Нескольких его обитателей я упомяну. К примеру, среди них был мастер художественного грима, один из крупнейших советских гримеров, театральный и киношный художник Антон Иосифович Анджан. Тот самый, кто гримировал актера Бориса Васильевича Щукина на роль Ленина, а также был автором множества кинематографических образов других известных исторических личностей.

Герой Советского Союза, герой Советско-японской войны, летчик-истребитель, а позднее десятый летчик-космонавт СССР Павел Иванович Беляев, прославившийся тем, что когда при посадке отказала система ориентации корабля, он сориентировал корабль вручную и вручную же включил тормозную установку, тоже жил здесь. К слову, это был тот самый полет, во время которого второй пилот корабля, Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.

-25

И начальник отделения научно–технической разведки в области атомной физики Леонид Романович Квасников. И разведчик-оперативник, генерал-майор Александр Михайлович Коротков.

(7 фото)

И поэт Евгений Михайлович Винокуров. И художник-монументалист и портретист Юрий Иванович Боско.

И футболист, хоккеист и тренер Всеволод Константинович Блинков, шестикратная абсолютная чемпионка СССР по скоростному бегу на коньках, первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте Мария Исакова, спринтер Николай Каракулов, конькобежец Константин Кудрявцев, легкоатлет-бегун Александр Александрович Пугачевский... И многие-премногие другие.

Думаю, и сегодня здесь живут некоторые из тех, чьи имена мы встречаем в газетах, журналах или на афишах. Но о них уже будут писать другие авторы.

-27
Москва, Смоленская площадь, 13/21, 121099

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!

А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.

Тайный фотограф Москвы