Найти тему

Как развить цветовосприятие во взрослом возрасте? Часть III.Светотень.

Оглавление

В предыдущей мы рассмотрели свойства цвета.

Читайте подробнее тут.

Но мало просто различать оттенки. Для цветового видения важно понимать, как ведёт себя цвет в среде, как цветовое пятно меняется и от чего это зависит.

Сегодня мы подробнее поговорим о светотени, так как понимание цвета окружающих нас объектов неразрывно связано с пониманием изменения освещенности и взаимного влияния объектов друг на друга.

1. Свет и цвет объекта.

Давайте немного вспомним курс школьной физики. Белый свет, при преломлении, распадается на цветовой спектр. Каждому цвету соответствует определенная длина световой волны.

Таким образом, белый цвет - присутствие всех световых волн, черный - отсутствие цвета. Любой хроматический цвет - преобладание волн определенной длины.

Спектр
Спектр

Мы видим предметы только благодаря их способности отражать свет.

Природа этого явления такова:

- Световой луч от источника света попадает на объект.

- Объект отражает световой луч или пучок лучей.

- Часть световых лучей рассеивается, а часть попадает на сетчатку глаза. Именно эти отраженные лучи мозг воспринимает как информацию об объекте и интерпретирует её.

Как мы видим предметы
Как мы видим предметы

Если рассуждать логически, то из этого следует, что нет абсолютного цвета предмета или тона предмета. Наше восприятие объекта зависит только от следующих вещей:

- Интенсивность света: чем мощнее световой пучок, тем насыщенее цвет, предмет кажется ярче и светлее. Соответственно, тон и цвет зависят от яркости и удаленности источника света.

Изменение тона при удалении от источника света
Изменение тона при удалении от источника света

- Отражательная способность предмета: чем более глянцевый предмет, чем светлее его поверхность, тем больше световых лучей он отражает без искажений, пучком (пример такого предмета - зеркало). Чем более матовая (шероховатая) и темная поверхность, тем больше лучей рассеивается и поглощается, не попадая на сетчатку.

- Свойство материала отражать и поглощать световые лучи определенной длины волны. Предметы, которые поглощают практически все световые лучи, мы воспринимаем черными, которые отражают - белыми. Те, которые отражают в основном лучи длина волны которых соответствует красной части спектра - красными и т. д.

Ни один предмет не отражает абсолютно все лучи и не поглощает абсолютно все!

Это важно запомнить, чтобы понять: в реальном мире не существует чисто белого и чисто чёрного цвета!

- Прозрачность материала.

- Соседние объекты. Восприятие нами предметов очень сильно зависит от окружения

Восприяте зависит от многих факторов
Восприяте зависит от многих факторов

Графика Эшера
Графика Эшера

2. Светотень.

Светотень
Светотень

Итак, что же мы видим, глядя на объект?

Световой поток от источника света попадает на предмет, и та его сторона, которая обращенна к источнику освещения, находится под прямыми лучами света называется "Большой свет", а та часть предмета и соседних плоскостей, куда прямые лучи не попадают - "Большая тень".

Большой свет включает в себя:

Блик - самое ярко освещенное место, на которое попадает больше всего световых лучей. Бликов может не быть на предмете. Самые яркие блики на глянцевых поверхностях.

Свет - пятно наибольшего освещения (помимо блика).

Полутень - область света, куда прямые световые лучи от источника света попадают в гораздо меньшем количестве, под углом. Это переходная область между светом и тенью.

Светотень
Светотень

Большая тень:

Тень собственная - область предмета, куда не попадают прямые лучи от источника света. Граница собственной тени проходит по форме (сечению) предмета.

Тень падающая - тень, которую предмет отбрасывает на соседние предметы.

Рефлекс - отраженный свет от соседних предметов и плоскостей. Рефлексы есть на всех предметах! Интенсивность рефлекса зависит от отражательной способности соседних предметов.

Упражнение 3.1.

Посмотрите на окружающие предметы. Найдите границу большого света и большой тени. Отметьте, как форма предмета связана с формой тени.

Для того, чтобы лучше видеть границу света и тени, прищурьте оба глаза.

Упражнение 3.2.

Посмотрите, как меняется светлота тени. Найдите в тенях рефлексы. Постарайтесь понять, какие плоскости дают отраженный свет.

Упражнение 3.3.

Поставьте светлый предмет на светлую поверхность. Найдите рефлексы в тенях. Поставьте тот же предмет на темную поверхность, не меняя освещения. Посмотрите, как изменились рефлексы. Ставьте рядом с предметом другие. Смотрите, как меняются рефлексы в зависимости от того, насколько близко стоят предметы и насколько светлую поверхность они имеют.

Упражнение 3.4.

Посмотрите, как меняется распределение тени на предмете в зависимости от интенсивности источника света. Поставьте предмет под лампу и отодвгайте его от источника света, наблюдая изменения контрастности света и тени.

Продлолжение здесь ⬇️

автор статьи: Елена Ланец.

художник, преподаватель школы рисования "Точка схода"

"Точка схода" - школа рисования для взрослых и детей от 14 лет в Москве у метро Марьина роща