Комментарии под статьями дают огромное количество тем для новых статей и заметок. И, как легко догадаться по заголовку, поводом для данной статьи послужили комментарии тех людей, которые особо интеллектом, знаниями и (увы, всегда) воспитанием не испорчены.
В этом конкретном случае поводом для новых моих размышлений вслух, послужил комментарий под статьёй, где я рассказывал о тех преимуществах в подготовке личного состава Вермахта, которые позволяли им одерживать победы над своими противниками. И хоть Красную Армию победить им не удалось, но всё-таки немцы дошли до Москвы и Волги, и ради победы над ними пришлось положить одиннадцать миллионов наших солдат (что существенно превышает количество погибших в Вермахте).
Вопрос о том, почему немецкие войска смогли так успешно продвигаться по нашей земле остро стоял ещё в 1941 году, и не даёт покоя сейчас. И нужны не мифы какие-то, не выдумки для оправдания чьих-то ошибок преступных, а нам надо понимать, почему так было. Мне кажется, что из уважения к памяти павших, и моего деда, погибшего у станции Погостье, мне и всем нам нужно знать всю правду о войне. Не разделяя её на удобную и неудобную.
Но, как, наверное, вы догадываетесь, комментатор считал иначе. Вот что он изрёк, (орфографические ошибки я исправил):
… получилось, что такие тупые наши деды, всё ж свернули шею такой прекрасной фашисткой мрази? Наверное, фашисты просто в поддавки играли...
И прочая митинговая чушь. Мой т.н. «оппонент» утверждал, что это он вычитал в моих статьях. Уж не знаю, что именно он читал, но, поскольку во всех своих статьях я утверждаю строго противоположное, я предположил, что тут всё по старине Фрейду — товарищ мне приписывает своим мысли, которые сам стесняется изложить. К сожалению, все подобные индивиды лишены многих способностей, включая чувство юмора.
Но, конечно, я сел писать эти строки не ради того, обделённого умом человека.
Подумал я вот о чём. Ведь в восприятии войны мы все, в бо́льшей или меньшей степени, страдаем эдаким однобоким максимализмом.
У них только подлые шпионы, а у нас — смелые разведчики. Наша армия по определению самая смелая, наши солдаты лучше стреляют и ничего не бояться, а фашисты трусливо бегут. Наши военачальники самые умные и всегда придумывают что-то такое, что тупым фашистским генералам и в голову прийти не может. И я совсем не ёрничаю, просто у людей думающих, всё это не принимает уж совсем гротескных форм, но болеем мы всегда за наших, хоть на поле футбольном, хоть на поле битвы.
А нашу Красную Армию воспринимаем как нечто непобедимое. И в это понимание ну никак не может вписаться фраза «полк побежал и оставил позицию», а если ещё и полк не самый простой, а всячески прославленный… И вполне понятно желание читать о том, как побеждали фашистов, гнали до Берлина. И это желание легко удовлетворить, у нас хватает ресурсов где подобным чтением любого просто завалят.
Но это для тех, кто историей не интересуется. Тем же, кто её хочет знать, приходится сталкиваться с суровой действительностью.
И вот тут возникает вопрос, а как это всё касается наших дедов. Мой дед на войну попал не сразу, у него была язва, так что призвали его уже тогда, когда для дивизий ополчения других резервов не было. Попал он в полк, которым командовал Василий Маргелов (тот самый), и, хотя этот полк, набранный главным образом из нарушителей дисциплины (Маргелов до войны командовал дисциплинарным батальоном, из которого и сформировал свой полк «ополченцев»), но сама дивизия известна тем, что в первых же боях потеряла пропавшими без вести половину состава. Нет, они не дезертировали и не сдались в плен, просто не известно, где и когда погибли. Так что из всей дивизии (кстати, носившей название гвардейской) только полк Маргелова и воевал.
А потом мой дед воевал под Погостьем, которые многие считают самым страшным местом, если не всей войны, то уже под Ленинградом точно. Ошибаются лишь в том, что таких страшных мест было много. И вот мне непонятно, почему я не должен гордиться за своего деда, как и многие другие, чьи деды и прадеды полегли в тех болотах, не оставив могил, если буду знать всю правду о том, как шли бои в том месте и в то время.
Мне довелось общаться с одним человеком, чей дед погиб под Сталинградом. Не в городе, о боях в котором так много пишут, а севернее, во время наступления Донского фронта в октябре. И он ничего не мог узнать о том, в каких боях погиб его дед, просто потому, что той части Сталинградской битвы в советской истории не было. Двести тысяч человек полегло тогда в ходе неудачных наших наступлений, но их как будто и не было.
Ведь хочется узнать не только где, но и почему.
Может быть, почтить память наших дедов лучше всего тем, чтобы узнать побольше правды о том, где они сражались, где приняли последний бой, почему было так много павших и такие незначительные результаты. Ой как много вопросов.
И почему до Москвы дошли, и до Волги.
А ещё откуда такие итоговые цифры. Ведь на конец 1944 года наша армия потеряла безвозвратно почти одиннадцать миллионов человек. А немцы всего лишь четыре миллиона. Не знаю, кому как, а мне кажется, что все эти вопросы требуют ответа.
Именно ради памяти тех, кто с войны не вернулся.
И от того, что мы узнаем правду, неужели героизм наших предков куда пропадёт, потускнеет, померкнет? Неужели кто-то так думает? Хотя да, именно так некоторые и думают. Иначе бы не было этой статьи.
Однако, это всё эмоции, давайте не забывать об изучении истории войны.
Рекомендую вам статью про захват Букринского плацдарма, один из самых знаменитых эпизодов форсирования Днепра, про который и книг написано море, и кинематограф тоже не прошёл стороной. Но оказывается там тоже была красивая картинка и своя суровая правда: