Найти в Дзене

Загадки форсирования Днепра в районе Великого Букрина

Историей боёв на Букринском плацдарме мне ранее как-то не доводилось интересоваться подробно. Но теперь, работая над историей 155-й стрелковой дивизии, где воевал дед одного из моих читателей, я пришёл к изучению и событий на этом, довольно известном участке.

И как-то сразу столкнулся с некоторыми нестыковками. Ну, начнём с того, что описаний самого форсирования Днепра в районе Великого Букрина и боевых действий на плацдарме существует крайне мало. Если не считать художественной литературы. Кстати, везде в качестве самого первого литературного источника предлагается повесть Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Хотя в тексте произведения нет никакой конкретики — там все названия вымышленные, но легко убедиться, что Бондарев описывал тот участок фронта, где воевал сам. А воевала его 23-я стрелковая дивизия на Каневском плацдарме, то есть в совсем другом месте.

В любом случае, художественная литература мало подходит для изучения истории войны.

Что же касается других источников, то они крайне немногословны. В первую очередь, конечно, интересовал сам момент создания плацдарма.

И вот, что по этому поводу можно найти. Начну с Википедии. Источник, конечно, сомнительный, но они ведь и меня тоже цитируют. В статье про Букринский плацдарм можно прочитать:

Уже ночью 22 сентября форсирование реки и захват первых плацдармов происходил сразу на трёх участках. Напротив Ходорова и севернее Великого Букрина переправы осуществляли подразделения 23-й гвардейской мотострелковой бригады (7 гв. тк). В районе сел Зарубинцы (ныне не существует) и Луковица переправлялись группы из бойцов 69-й механизированной бригады (9 мк). Южнее, в районе Григоровки действовали мотострелки 51-й гвардейской танковой и 22-й гвардейской мотострелковой бригад (6 гв. тк). Однако днём 22 сентября немцам удалось почти полностью восстановить оборону по правому берегу в районах переправ. В ночь на 23 сентября севернее Григоровки переправу на правый берег начали части 38-й стрелковой дивизии 40-й армии.

Вроде бы всё достаточно конкретно и понятно.

На всякий случай посмотрим другие источники. На сайте Минобороны информация предельно сухая:

Захвачен войсками 3 гв.ТА (ген.-л. танк. войск П.С. Рыбалко) и 40А (ген.-п. К.С. Москаленко) Воронеж. фронта (ген. армии Н.Ф. Ватутин) в сент. 1943 в ходе битвы за Днепр 1943.

В пятитомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.», информации больше:

22 сентября форсирование реки в букринской излучине начали передовые части 3-й гвардейской танковой армии. Одной из первых здесь должна была переправиться через Днепр напротив села Григоровки с помощью партизан соединения имени В. И. Чапаева рота автоматчиков под командованием гвардии лейтенанта Н. И. Синашкина из 51-й гвардейской танковой бригады.

Далее идёт длинный рассказ о том, как четверо бойцов вызвались добровольцами и первыми переправились через реку на лодке, которой управлял некий партизан, сходу вступили в бой, отвлекая на себя немцев и дали возможность переправиться всей роте.

Одновременно с ротой автоматчиков переправилась через реку и группа парти­зан в составе 120 человек. Стремительной атакой бойцов и партизан гитлеровцы были выбиты из села Григоровки. А через Днепр тем временем переправлялись все новые и новые группы советских бойцов. И когда днём фашистская авиация стала неистово бомбить район переправы, советские подразделения, зацепившись за маленький клочок земли на правом берегу, стояли насмерть, отражая все атаки врага.
Так было положено начало созданию важного для последующих боев на Право­бережье плацдарма в букринской излучине Днепра.

Ещё я посмотрел двенадцатитомник «История второй мировой войны 1939–1945 гг.», где сказано:

3-я гвардейская танковая армия, имея все три корпуса в первом эшелоне, вела преследование противника в полосе шириной до 70 км. Впереди, в отрыве до 40 км от главных сил, действовали передовые отряды. В среднем за сутки они продвигались на 75 км. В ночь на 22 сентября советские войска вышли к Днепру и в тот же день захватили плацдармы на его правом берегу в районах Ржищева и Вел. Букрина. В полосе наступления 40-й армии одними из первых вышел к Днепру в районе Переяслав-Хмельницкого передовой отряд 309-й стрелковой дивизии генерала Д. Ф. Дремина.
В те дни страна узнала о мужестве комсомольцев В. Н. Иванова, H. E. Петухова, И. Д. Семенова и В. А. Сысолятина. Они первыми переправились через Днепр и обеспечили форсирование реки подразделениям 51-й гвардейской танковой бригады.

Упомянутые четыре фамилии — те же четыре бойца, что были в предыдущей цитате. На сайте «Герои страны» мы можем прочитать:

22 сентября 1943 года группа из четырёх добровольцев - гвардии сержанта Семёнова И.Д., гвардии рядовых Иванова В.Н., Сысолятина В.А. и Петухова Е.Н. первой переправилась через реку Днепр в районе села Григоровка (Каневский район Черкасской области). Отважная четвёрка, высадившись на берег, тут же вступила в бой, ведя огонь из автоматов. Своими действиями бойцы отвлекали внимание противника и тем самым обеспечивали условия для форсирования реки батальоном. Они захватили и удержали небольшой плацдарм, отбив несколько атак гитлеровцев.

Я нашёл наградной на бойца Сысолятина (редкая фамилия, легче искать):

-2

Однако, самым правильным будет изучить, что по поводу этих событий говорят документы.

Давайте начнём с 6-го гвардейского танкового корпуса, в состав которого входила упоминаемая выше 51-я гвардейская танковая бригада.

Отчётная карта оперативного отдела штаба ВорФ с 22.9.43 по 24.9.43 г., район Великого Букрина
Отчётная карта оперативного отдела штаба ВорФ с 22.9.43 по 24.9.43 г., район Великого Букрина

В Журнале боевых действий Воронежского фронта информация скупая. Мы можем лишь узнать, что группа мотопехоты 51-й бригады форсировала на подручных средствах Днепр и выбила противника из Затубенцев и Григоровки.

-4

Документ под названием «Отчёт о боевых действиях 51 гв. тбр» нам даёт следующую информацию: 22 сентября группа в составе младшего лейтенанта Декушева и четырёх вышеупомянутых бойцов переправились через Днепр. Под их прикрытием переправилась танкодесантная рота, сосредоточилась южнее Григоровки, атаковала деревню и выбила немецкую сапёрную роту и до 50 солдат. То есть, согласно тексту, в бой первые переправившиеся не вступали, а просто прикрывали переправу остальных.

Надо учитывать, что документ этот не боевой, он составлен в конце января 1944 года и в целом скорее посвящён описанию боевых подвигов и побед. То есть ближе к художественной литературе, чем к документальной.

-5

Из Журнала боевых действий 6-го гвардейского танкового корпуса мы можем узнать следующее: в 15.00 22.9.43 группа мотопехоты 51-й бригады в количестве 60 человек, переправилась через Днепр и заняла Григоровку. Противника в Григоровке нет. По опросам местных жителей установлено, что немцы в этом районе укреплений на правом берегу не занимают и регулярных частей противника нет, а есть небольшие группы по 20-30 человек, которые руководили оборонительными работами. В документе упоминается и про партизанский отряд имени Чапаева (120 человек), который вёл бои за Григоровку.

Ещё один интересный документ — «Отчёт о боевых действиях 3 гв. ТА в составе ВорФ и 1 УкрФ с 6 сентября по 15 января 1944 г.». Из него мы можем узнать, что противник оборону в районе Трактомирока, Григоровка до 22.9.43 не занимал, гарнизон состоял из 50-60 солдат, прибывших для создания оборонительного участка силами местного населения.

-7

Как видите, события выглядят в боевых документах несколько иначе. К чему, впрочем, все те, кто читают статьи на моём канале уже должны привыкнуть.

Форсировать Днепр в районе деревни Григоровка нашим частям удалось без сопротивления, равно как и самой деревней овладеть. Что, конечно, нисколько не умаляет героизма тех, кто форсировал реку на утлых лодчонках, не зная, что их ждёт впереди.

Очень интересно посмотреть и как далее развивались события на Букринском плацдарме, но это я сделаю уже в следующих статьях. Так что не забудьте подписаться на мой канал.

Ну и рекомендую вам мою статью:

Как войска Рокоссовского чуть случайно не освободили Киев в 1943 году