Найти в Дзене

Кем вдохновлялся Брэдбери? Никогда не зарекайтесь, что не будете читать этот жанр!

Рэй Брэдбери с детства является одним из моих любимых писателей фантастов. Его имя часто мелькает у меня в блоге. Когда я делился своими мыслями о том, как читать и искать книги, я говорил, что постоянно подмечаю для себя авторов, произведения которых повлияли на полюбившегося мне писателя. Ты читаешь автора, тебе нравится и ты начинаешь копать. Кто же повлиял на этого писателя? Таким образом на полке начинает собираться бесконечный лабиринт книг и ты медленно, но верно пробираешься по нему, изучая историю литературы. Эдгар Райс Берроуз. Эдгар Райс Берроуз - один из авторов, оказавший колоссальное влияние не только на Рэя Брэдбери, но и на множество других последующих писателей в различных фантастических жанрах, кого-то он даже вдохновил стать успешным ученым. Садясь писать эту статью, я хотел рассказать об эпохе pulp-журналов, но решил, что это тема для отдельной заметки и ознакомившись всего с одним романом, говорить об этом еще рано. Упомяну тут лишь то, что впервые услышал имя авто

Рэй Брэдбери с детства является одним из моих любимых писателей фантастов. Его имя часто мелькает у меня в блоге. Когда я делился своими мыслями о том, как читать и искать книги, я говорил, что постоянно подмечаю для себя авторов, произведения которых повлияли на полюбившегося мне писателя.

Ты читаешь автора, тебе нравится и ты начинаешь копать. Кто же повлиял на этого писателя? Таким образом на полке начинает собираться бесконечный лабиринт книг и ты медленно, но верно пробираешься по нему, изучая историю литературы.

Эдгар Райс Берроуз.

Эдгар Берроуз в 1916 году.
Эдгар Берроуз в 1916 году.

Эдгар Райс Берроуз - один из авторов, оказавший колоссальное влияние не только на Рэя Брэдбери, но и на множество других последующих писателей в различных фантастических жанрах, кого-то он даже вдохновил стать успешным ученым.

Садясь писать эту статью, я хотел рассказать об эпохе pulp-журналов, но решил, что это тема для отдельной заметки и ознакомившись всего с одним романом, говорить об этом еще рано. Упомяну тут лишь то, что впервые услышал имя автора, когда искал на полках интернет-магазинов работы однофамильца, другого Берроуза, по имени Уильям. Об этом авторе тоже обязательно будет в моем блоге.

Если бы не советы Брэдбери, скорее всего Эдгар Райс прошел бы мимо меня, но к счастью, я начал знакомится с его романами. Начал я с великолепной марсианской серии.

Принцесса Марса.

Обложка первого издания книги.
Обложка первого издания книги.

Лишь дочитав книгу, я понял насколько глубока созданная Берроузом вселенная. Мне еще только предстоит оценить ее масштабы. А пока что, как я задумывал изначально начиная вести блог, я просто запишу впечатления о прочитанной книге.

Роман о приключениях Джона Картера - капитана Конфедератов (что сразу вызывает у меня симпатии к герою) на Марсе. Джон попадает в плен, но быстро добивается высокого положения в военной иерархии, меняет стороны за которые воюет в нескончаемых противостояниях враждующих инопланетян и пытается добиться сердца прекрасной принцессы. Вот такой вот нетривиальный сюжет у произведения, но закрыв последнюю страницу я остался более чем доволен и что самое главное, появилось желание и дальше читать о приключениях отважного покорителя красной планеты.

Иллюстрация к роману "Принцесса Марса", художник Том Йейтс.
Иллюстрация к роману "Принцесса Марса", художник Том Йейтс.

Смешанные эмоции.

Больше всего я переживал за то, что герои в романе будут плохо прописаны. Конечно, очевидно, что такого не может быть (но в свое время роман столкнулся с критикой по этому вопросу), ведь я то помню, что мне почитать Берроуза советовал сам Брэдбери так, что я старался не обращать внимания на множество, как мне казалось нелепых моментов. А вначале их действительно не мало. Скорее всего, привыкнув читать серьезную литературу - классику, научные работы или глубокую философскую фантастику, мне просто было сложно переключится на приключенческий роман.

“И тут же мое внимание привлекла большая красная звезда, повисшая над далеким горизонтом. Глядя на нее, я ощутил ее неотразимые чары - это была не просто звезда, на меня взирал Марс, бог войны, а для меня, солдата, он всегда обладал обаянием непреодолимой силы.”

Эта цитата - ёмко передает всю суть вступительной главы, а уже на следующей странице, Джон Картер оказывается на Марсе.

Ладно, черт с ним, что мне не объясняют как он там оказался, этого не требуется и наверняка занавес откроется дальше, но где эмоции героя? Такие вопросы постоянно возникали первую треть книги.

Понимаете, главный герой, попав на другую планету вообще ни о чем не парится. Он сразу идет смотреть на яйца каких-то монстров, тут же его берут в плен пришельцы (корректно самого Джона назвать пришельцем, но вы поняли, что я имею ввиду), вот он уже дерется с кем-то из них. Я иду обновить чашечку чая, а Джон Картер уже сражается на стороне другого племени.

Художник Борис Вальехо.
Художник Борис Вальехо.

Никаких эмоций, никаких переживаний автор нам не дает. Ну т.е. как я себе это представляю в классическом варианте?

Вы попали на другую планету. Да даже без страшных монстров вы будете испытывать такой невероятный страх, столько волнения, столько терзаний о которых можно так ярко написать. Но у Берроуза просто нет на это времени, писатель сразу бросает героя в пучину приключений.

Отсутствие эмоций вначале книги (справедливости ради отмечу, что в первой главе, когда Картер еще находится на Земле, его эмоции описываются достаточно неплохо) компенсируется динамичным сюжетом. Все же это приключенческий роман, а не трактат о внутреннем мире. Добавь сюда больше чувств, автор потерял бы динамику, а на ней строится весь роман. Да и в конце-концов понимаешь, что в этом есть некая фишка. Джон Картер - это что-то вроде Рембо или Супермена. Он просто такой герой. В вечном состоянии берсерка, непобедимый, отважный, жаждущий приключений, воюющий за свою правду и честь… и за женщину, куда же без этого?

Иллюстрация к роману "Принцесса Марса", художник Том Йейтс.
Иллюстрация к роману "Принцесса Марса", художник Том Йейтс.

Никогда не буду читать про попаданцев.

В какой-то момент, я понял, что читаю роман о попаданце.

Есть такой жанр в литературе, достаточно популярный и весьма востребованный. Герой попадает в фэнтезийный мир или компьютерную игру, а дальше читателя ждут однообразные приключения. Такие романы сейчас пишут все, кому не лень, читают их охотно, но думаю, всем очевидно, что подавляющая часть подобных рассказов - это полнейшая чушь и графомания. Я был уверен, что никогда в жизни не потрачу время на такую ерунду. И вот, когда Берроуз проливает свет на то, как Джон Картер очутился на Марсе, я наконец-то понял: “Так это же самая классическая история про попаданца”. Но написана она круто. Очень круто!

Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai
Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai

Не просто глупый боевик.

Затянув в свою историю, Берроуз ненавязчиво начинает наделять персонажей характерами и эмоциями. Мы узнаем историю Барсума (так в романе называется Марс) и понимаем почему жители этой планеты такие, какие они есть. Если покопать глубже, то можно даже найти здесь мотивы евгеники.

Мы постепенно погружаемся в судьбы героев и понимаем, почему они получились именно такими. Со временем, автор добавляет все больше чувств и эмоций, сохраняя при этом сумасшедшую динамику. В романе появляется логика, и несмотря на то, что иногда в сюжете проскакивают слабые моменты, чтение все равно захватывает и не отпускает.

А теперь, на секундочку вспомним, что книге уже больше сотни лет. Пишут ли так сейчас? Да, но к сожалению, очень мало. Поэтому читаю о приключениях Джона Картера дальше.

-7

Если интересен мой блог, подписывайся на телеграм канал, что бы не пропустить выход новых статей.