Найти в Дзене
KinoGeek

"Нужды путешественника": притча о маленьком человеке в чужом обществе. Рецензия на фильм

Хон Сан-су никогда не выделялся революционностью из общей массы других корейских кино-постановщиков: его работы, подобно одноразовому развлечению, служат простым и бытовым отвлечением от рутинных реалий. Многие поклонники чистого авторского кино часто ищут спасения именно в проектах Сан-су, а для разнообразных мировых фестивалей (чаще всего - Берлинале) режиссёр давно стал ежегодным гостем. За плечами у Хона уже целых четыре "Серебряных медведя", последний из которых постановщик получил на недавнем Берлинском кинофестивале в феврале этого года. "Нужды путешественника" покорили консервативное жюри и подарили Хону ещё один "Гран-при". Как уже не сложно догадаться, данный фильм имеет точно такую же систему повествования, как и предыдущие работы Сан-су

В "Нуждах" отсутствует цельная и прямая история, в полноценном представлении этого слова. Есть лишь короткая экспозиция, которую аудитория черпает из визуального нарратива: протагонистка, немолодая француженка Ирис (образ которой воплощает как всегда прекрасная Изабель Юппер: давняя напарница и любимая актриса Сан-су), преподаёт уроки французского нескольким корейцам, пытаясь заработать себе на жизнь. Режиссёр не раскрывает нам прошлое своей героини: кто такая Ирис, от чего она бежит, что вынудило женщину уехать из родной страны и почему она до последнего отказывается покидать Сеул. Психологический портрет Ирис выстраивается маленькими шажками на протяжении большей части хронометража: например, героиня без ума от макколи (корейское рисовое вино), любит одиноко прогуливаться по дневной столице Кореи и имеет весьма странные отношения с молодым парнем Ингуком, в квартире которого и проживает неопределённое количество времени. Образ Ирис намеренно отталкивает от себя многих зрителей: это самый настоящий и искренний портрет маленького человека, оказавшегося в бескомпромиссных лапах судьбы на попечении у самой себя

-2

Но основной заработок Ирис, как уже и было отмечено, - это уроки французского. Как выясняется далее по сюжету, женщина не имеет педагогических навыков и никогда не работала преподавателем, что и объясняет её новаторский метод обучения: без использования каких-либо книг или учебников, Ирис выводит ученика на чувства и раскрытие личности, чтобы далее выписать их переживания на одной из карточек на французском языке. Способ запоминания звучит не слишком убедительно, о чём, видимо, догадываются и сами обучаемые. Психология Ирис воздействует даже на её малочисленное окружение: Хон Сан-су снимает хоть и реалистическое, бытовое, кино, но не лишённое от этого своего дискомфорта и раздражения. Протагонистка ленты одновременно и привлекает, и отталкивает зрителя от своей персоны: что для работ режиссёра - в новинку

-3

В "Нуждах путешественника" присутствует лишь парочка локаций и ограниченное количество актёров: не секрет, что Хон Сан-су самостоятельно производил фильм, без помощи других кинематографистов. Режиссура, работа над сценарием, продажа, съёмка, пост-продакшен: "Нужды" - авторское кино в полноценном понимании этого слова. Но нестандартный и отчуждённый от аудитории взгляд постановщика на реалии маленького человека в чужом обществе вызывает скорее недоверие, чем симпатию. У ленты отсутствует конечная концепция, какая-либо мораль или сценарная фабула: Ирис - неоднозначный персонаж, образ которой режиссёр до последнего старается сокрыть, а её взаимодействия со своими же учениками вызывают мысли о присутствии психологических проблем героини: особенно тогда, когда Хон Сан-су вводит в кадр парня Ингука, с которым у протагонистки установлены неоднозначные отношения (то ли исключительно дружеские, то ли романтические)

-4

В конце концов, работы Хон Сан-су никогда не претендовали на длительные разборы историй или внедрения в психологию режиссёра: "Нужды путешественника", как и предыдущие фильмы постановщика, лишь разгружают мозг зрителя от менее прямолинейных и более закрученных проектов: полтора часа неспешного наблюдения за повседневной жизнью сломанного человека в чужой для него стране одновременно расслабляют и утомляют. Ирис нелепо преподаёт уроки французского, безмятежно загорает на огромном валуне, кокетничает со своим молодым сожителем, наблюдает за тихой жизнью пригорода Сеула: "Нужды" выполняют функцию погружения в выдуманный, будто бы нереалистичный, мир, который, впрочем, полностью справляется со своими немногими обязанностями. Но долго ли Сан-су намерен прокручивать откровенно устаревшую и заевшую пластинку?

-5