Все началось в тот момент, когда мы с с моей подругой Людовью поняли, что очень хотим уехать куда-нибудь на новый год, но уютная Европа стала слишком привычна и не даёт вызова. Тогда мы пришли к необходимости расширить границы своего познания о мире. В наших планах вообще-то была Африка, и выбор пал на Марокко. Но пока мы тянули с покупкой билетов, они подорожали, и найти экономный путь нам не удалось. Тогда в процессе поиска был найден рейс Вильнюс - Амман от лоукостера Райнейр, с разносом дат в две недели, который и был куплен в порыве. Оставались сущие мелочи - попасть в Вильнюс.
Ещё пару недель мы искали способ доехать до пересадочного пункта так, чтобы наше путешествие не оказалось дороже и сложнее прямого перелета. В конце концов, мы остановились на поезде Адлер-Калининград, который даже в самом Вильнюсе не останавливался, но мы рассчитывали на электричку из Кяны.
***
В день выезда я собрался с ночи, что для меня крайне нетипично. Поставил будильник и дважды просыпался в панике, что проспал. Ничто не предвещало проблем, пока я не понял, что стою в магазине, до поезда минут 20 (а до вокзала ехать 16), и продавщица не хочет брать у женщины передо мной полтинник бумажкой, а выискивает в ее мелочи 39 рублей рублями. Вообще, я бросил опаздывать на поезда уже несколько лет как, но тут этот шанс выглядел крайне неиллюзорным. Я бежал изо всех сил, и ровно к отправлению поезда вбегал в вокзал. Как вы понимаете, этого совсем немного не хватило.
Людовь же не пустили в вагон, потому что в этом поезде не было электронной регистрации, а электронные билеты находились у меня в телефоне.
***
Почти сразу стал ясен план спасения: необходимо было добраться до Вязьмы, где у ушедшего поезда была первая остановка, раньше, собственно, его самого. Эту возможность обеспечивала нам “Ласточка”, отправлявшаяся с Белорусского вокзала через час. Поскольку этого времени хватало с лихвой, мы решили пополнить запасы всего, чего не успели: Людовь долларов, я воды. Так за 20 минут до отправления “Ласточки” мы стояли перед ней. Нам не хватало одного - билетов.
В дело вступила хитрая (а вернее - из рук вон отвратительная) организация Белорусского вокзала. К поездам мы вышли сразу, не встретив касс. Охранник направил нас внутрь соседнего здания по сравнению с тем, где мы зашли. Входя, мы столкнулись с людьми, которые выходили через ту же самую дверь, она была одна, и на ней обыскивали. В кассах пригородных поездов нам отказались продавать билет, потому что “Ласточка” - не пригородная. И отправили в кассы дальнего следования, в соседнее здание, за углом. При попытке выйти мы столкнулись с потоком входящих людей, которых обыскивали, а дверь одна. Сайт РЖД сообщил, что до поезда 15 минут, поэтому билеты онлайн уже не продаются. Охранник предложил купить билет в кассах Аэроэкспресса, который не имеет к этому, очевидно, никакого отношения и отказал нам. И послал обходить здание с другой стороны. С трудом выбравшись и оббежав все строения вокзала, мы нашли кассы дальнего следования (столкнувшись в дверях с людьми, которые выходили, а нам надо было еще на обыск). В кассах, естественно, стояли очереди, но на вопрос к людям, не пропустят ли они нас, потому что мы очень торопимся, кассирша безапелляционно заявила, что ничего продавать она уже не может, ведь до поезда всего 5 минут. Надо сказать, давно я не чувствовал себя настолько идиотически.
***
Не провалить мораль нам помог плацкартный билет на вечерний “Янтарь” в Калининград, внезапно возникший в продаже в давно забитом поезде. Мы сели в ближайшем баре ловить второй билет. Это не без некоторой доли абсурдных действий нам удалось (например, мы сначала взяли вторым купе, а потом сменяли его на другой плацкарт с выгодой в 200 р.). Зато этот поезд останавливался в Вильнюсе и избавлял нас от неизвестной электрички в 4 утра.
***
После этого острота жизни прошла на спад, и мы довольно успешно и мирно сели в поезд и провели пять часов в вагоне-ресторане, делая вид, что все это время пьем две бутылки пива, потому что вагоны у нас были разные, а соседи не дружелюбные. Проводники относились к нам как к предмету обстановки, разрешали есть свою еду, и были рады, что мы никак им не мешаем кормить вагон детей, возвращающихся с кремлевской елки.
***
В Вильнюсе мы побродили под дождем, посмотрели две церкви и колокольню, а потом поехали в аэропорт. Францисканский храм в стиле северной готики отличался довольно причудливым рождественским убранством, включавшим в себя вертеп из соломы, валяные елочные игрушки, перья павлина и живых осла и овец в загоне. Кафедральный собор удивил скорее своим сходством то ли с биржей, то ли с вокзалом, из которых на завершающем этапе строительства решили сделать храм.
Мы немного переживали за вылет, потому что лоукостеры известны своими странным и не очевидными правилами, строгостью к багажу и желанием содрать за все лишние деньги. Все, за исключением необходимости сначала пройти электронную регистрацию, самим распечатать бланк посадочного, а потом все равно отстоять очередь на стойку регистрации за печатью на этот бланк , оказалось хорошо. Райнейр вообще не придирался к установленным размерам багажа: если у вас один небольшой рюкзак, ну значит, все в порядке, считаем небольшим рюкзаком. Посадку разумно задержали, как в лучших компаниях Европы, а не как у Победы (хотя Людовь ввела в заблуждение четырех человек на паспортном контроле фразой: “У нас закроется гейт через 2 минуты, пропустите нас, пожалуйста!”). Еще мы шли к самолету прямо по летному полю пешком от здания аэропорта.
***
В Аммане паспортный контроль сопряжен с получением визы. Если у тебя ее нет, ты платишь деньги одному человеку, и он даёт тебе визу, а соседний решает, пускать тебя или нет, и ставит штамп. Если у тебя есть Jordan Pass (заранее купленный билет в большинство музеев Иордании), тебе дают виду бесплатно (у нас он был). Меня пропустили без вопросов, но Людовь, решившую проявить неуместную самостоятельность, и пошедшую в другое окно, задержали. Они решили, что европейская женщина, решившая одна самостоятельно въехать в их арабскую страну, и даже не знающая, где она живёт, слишком дерзка и подозрительна. Меня так задерживали в Иерусалиме, решив, что прибывшие с религиозными целями философ и киносценарист без брони хостела - плохое прикрытие для опасных лиц. В обоих случаях задержание закончилось довольно непродолжительным сидением в комнатке и возвращением паспорта.
***
Иорданская виза, кстати, выписывается от руки шариковой ручкой.
***
Очень многие уверены, что такси - лучший и естественный способ передвижения по чужой стране. Даже встретившийся нам в аэропорту Аммана явно здесь пребывающий некоторое время русский мужик, когда мы спросили его, как попасть в город, с некоторыми недоумением посоветовал нам вызвать Убер. Но вообще-то, всегда есть автобусы. Были они и в этот раз. Нас несколько сбил с пути истинного местный житель, сказавший, что автобус в сам Амман не идёт, и надо ехать до конечной, а оттуда искать другой автобус. Оказалось, что он прав частично и по своему. Автобус действительно не шел в центр, но на его пути были гораздо более близкие к нашему хостелу точки, чем конечная станция, и оттуда мы вполне могли бы дойти. А вот от станции - нет. По прибытии на нас набросились толпы такстстов, от которых в восточных странах очень трудно отделаться. Водитель автобуса сообщил, что вечером священного дня пятницы никаких общественных способов перемещения нет, и нам пришлось согласиться на машину. Удивительным образом, несмотря на горячее желание водителя и его помощника (это, кстати, вопрос, зачем ему помощник) получить с нас 5-6 динар или хотя бы 4, нам удалось настоять на 3, что практически является разумной ценой. Надеюсь, они потом не подрались между собой от разочарования.
***
Так мы достигли, наконец, точки начала маршрута.