Найти тему

Как провести мозговой штурм? Развиваем креативность команды

Оглавление

Мозговой штурм был разработан в 1939 году Алексом Осборном в рекламной индустрии. Это довольно забавный способ, который стимулирует воображение и позволяет каждому участнику команды свободно высказаться без получения обратной критики по данному вопросу.

Автор: Евгения Федулова — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, член Международной федерации коучинга (ICF), тренер, ментор, наставник и коуч Академии 2WIN.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Мозговой штурм — это подход, направленный на генерацию оригинальных идей, поощрение поиска решений и повышение креативности команды. Этот инструмент применяют в небольших группах, в идеале от 4 до 10 человек.

Процесс состоит из трех этапов.

1. Подготовка

За эту часть отвечает фасилитатор мозгового штурма. Его роль заключается в следующем:

  • Подбор участников. Чем больше опыта у участников, тем богаче получится сессия мозгового штурма.
  • Организация сессии (время, место).
  • Установление правил, распределение ролей и управление временем.
  • Формулировка проблемы в форме вопроса.
  • Содействие вовлеченности всех участников.

Фасилитатор назначает на роль секретаря одного из участников. Этот человек отвечает за фиксацию всех идей, которые выдвинуты группой на этапе генерирования идей. Основное правило: все идеи хороши, никакой критики!

2. Генерирование идей

Цель этого этапа в том, чтобы найти как можно больше идей. Ведущий формулирует проблему в форме вопроса, а затем вводит следующие правила:

  • Каждый высказывается свободно, спонтанно и один за другим. Это позволяет вдохновляться и отталкиваться от идей других участников.
  • Идеи не подвергаются обсуждению, оценки, анализу. Это дает участникам безопасное пространство, где они могут свободно высказать все свои идеи, не опасаясь оценки и критики. Также благодаря этому, удаётся сгенерировать большое количество идей, не вдаваясь в обсуждение на данном этапе.

Фасилитатор может возобновить этап генерации идей, чтобы участники высказали еще более «безумные» идеи.

3. Исследование идей

На этом этапе перечитывают все идеи, которые были озвучены ранее. Участники могут в процессе комментировать и пояснять свои идеи. Затем фасилитатор вместе с группой ранжирует идеи по степени важности. Для определения наилучших решений можно использовать сетку решений или провести простое голосование.

Пример использования мозгового штурма: вы работаете менеджером по логистике, и у вас периодически возникают проблемы с отслеживанием и потерей посылок. Вы можете организовать сеанс мозгового штурма с командой по следующему вопросу: «Как отслеживать посылки компании в режиме реального времени?

Некоторые инструменты для организации сеансов мозгового штурма

  1. Групповой альянс. Создание группового альянса состоит из установления доверительных отношений между его участниками, определения желаемой рабочей атмосферы и создания совместной ответственности. Для фасилитатора мозгового штурма союз является ключевым. Он создает подходящую среду для стимулирования коллективных идей и творчества группы.
  2. Подход «Да, и...». Изначально «Да, и...» является приемом импровизационного театра: опирайтесь на то, что другой человек привносит в сцену, и используйте это, чтобы продолжить историю. Систематическое использование «Да, и...» в мозговом штурме (в отличие от «Нет» или «Да, но...») позволяет быть постоянно открытым к чужим идеям и опираться на них, дорабатывать и обогащать.
  3. Модель РОСТ (GROW). Модель РОСТ (расстановка целей, анализ реальности, список возможностей и ключевые действия) — эффективная техника бизнес-коучинга для проведения сеанса мозгового штурма. Она позволяет последовательно двигаться от одного блока вопросов к другому, быстро ставить групповые цели и находить решения.