Найти тему
Авиатехник

Последний полет над бесконечной тундрой: история катастрофы ПО-2 на Чукотке в 1951 году

Ранним утром 19 апреля 1951 года пилот 25-го отдельного авиазвена из Анадыря вылетел на самолёте По-2Л (б/н СССР-Л1697) по маршруту в поселок Сталино, расположенный в глубине Чукотки. По заданию от Чукотского окружного комитета ВКП пилот должен был доставить представителя МГБ в Сталино, а на обратном пути - вывезти из этого населенного пункта двоих репрессированных лиц.

Погодные условия на всем маршруте полностью соответствовали метеоминимуму и прогнозу. На легком самолете ПО-2 пилот совершил посадку в Усть-Белой, после чего в 4 часа утра вылетел в Сталино. Доставив пассажиров, он сразу же отправился в обратный рейс в сторону Анадыря, но уже без людей на борту.

На этот раз летчик проигнорировал запланированные посадки в Усть-Белой и Танюрере, не возвратился в Сталино по окончании задания и бесследно пропал, так и не добравшись до точки назначения.

Поисково-спасательная операция, развернувшаяся 22 апреля, обнаружила разбившийся ПО-2 всего в 50 км восточнее взлетно-посадочной полосы Танюрера. К сожалению, пилот погиб во время катастрофы.

Расследование установило, что самолет двигался над заснеженной безориентирной тундровой местностью в сложных метеоусловиях. Несмотря на обещанную прогнозом 10-километровую видимость, равномерный снежный покров создавал эффект полного отсутствия ориентиров на земле. Ситуацию осложняла сильная облачность и снегопад.

-2

В районе Танюрера около 8 утра пилот вошел в зону со сложными метеоусловиями и последние 25-30 минут до катастрофы вел машину практически вслепую над тундрой. Минимальное количество наземных ориентиров за 5,5 часов полета привело к критическому переутомлению зрения летчика.

По одной из версий, из-за сильнейшего зрительного напряжения он мог потерять ориентацию в пространстве. Другая возможная причина - обморочное состояние пилота на фоне физического истощения.

В результате самолет неуправляемо вошел в пикирование под углом 60-70 градусов с креном около 90 градусов и с работающим мотором практически на бреющем полете врезался в снежный покров.

Данная авиакатастрофа наглядно продемонстрировала, насколько коварными и опасными могут быть полеты даже в условиях приемлемой видимости, но над равнинной заснеженной местностью.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить интересные статьи на тему истории авиации!